Font Size

Cpanel

Почему господин Портер с его добычей сланцевого газа в США затаил обиду на Газпром

bg16Руководитель нефтегазового регулятора штата Техас Дэвид Портер, как сообщает РБК, обратился с просьбой к госсекретарю США Джону Керри принять меры к Газпрому. Чиновник считает, что российская газовая госкомпания тайно финансирует американские организации, выступающие против добычи сланцевого газа, и расценивает это как скрытую подрывную деятельность против американской отрасли природного газа. Западные СМИ, соблазнившись «жареным» фактом, также неоднократно муссировали эту тему. Не удержался как-то обронить эту мысль даже вездесущий генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, хотя скандальная информация так и не получала документального подтверждения. Так что же в реальности стоит за громкими обвинениями в адрес Газпрома по подрыву нашумевшей «сланцевой революции» в США?

Радость, как оказалась, не стала всеобъемлющей после того, как весь мир взорвался восторгом и завистью, узнав, что по итогам 2012 года в США было добыто 220–250 млрд куб.м, или около 35% от общего национального объема добычи газа. Да еще при этом цена на природный газ в стране снизилась за год на 31%. Дело в том, что в достигнутых результатах вскоре обнаружились досадные «ложки дегтя», представшие перед мировым сообществом в виде серьезных издержек, и прежде всего, в сфере экологии.

На тему, что в реальности несет технология гидроразрыва пласта, или фрекинга, при добыче сланцевого газа, без малого два часа рассказывает документальный фильм американского режиссера и активиста-эколога Джоша Фокса с символическим названием GasLand («Страна газа»). Одно из экологических последствий выглядит совсем экзотически: стоит поднести спичку при включении квартирного водопроводного крана, как из него начинает бить пламя. Такой не цирковой аттракцион стал возможным в результате тех самых гидроразрывов, когда в каждую горизонтальную скважину под большим давлением нагнетается от 5 до 19 миллионов литров смеси воды, песка и химикатов из 600 различных наименований, а на одной скважине их производится за год до двух десятков. При этом смесь настолько ядовита, что не поддается последующей очистке, и состав ее является строгим секретом фирмы.

Выдавливаемый химическим раствором газ попадает в трубу только частично, а немалая его доля поднимается по трещинам в породе на поверхность, отравляя воду и почву, попадая и в водопроводную сеть. Так, Рэй Кэмпбел, житель пенсильванской деревни Димок, у которого скважину бурили под окнами, отдал питьевую воду на экспертизу. В ней обнаружили 27 опасных химикатов, в том числе Уран-238, уран-235. Нашли и еще какой-то неизвестный химикат, который даже в лаборатории не могли определить. Зато в газодобывающей компании экспертизу назвали «ложной», правда, водопровод большинству жителей Димока все-таки перекрыли.

Немалая «ложка дегтя» обнаружилась и в расходах воды. Экологами было подсчитано, что в масштабах США, где только, к примеру, на одном месторождении Barnett Shale в Техасе за 5 лет количество скважин достигло 17361, фрекинг потребляет около 700 тысяч тонн воды в сутки, а в одном 2012 году расход воды превысил суточный поток Ниагарского водопада! И это в то время, как почти половина скважин ГРП (47%) расположена в регионах США, страдающих от нехватки той самой воды. К тому же часто в качестве ее источника используются подземные водоносные горизонты, что приводит к нарушению водного баланса больших территорий, отчего они становятся безжизненными пустынями.

Опустив другие экологические издержки фрекинга, такие как землетрясения, которых только в штате Огайо за год было насчитано 109, «ложки дегтя» можно обнаружить и в самой экономике добычи сланцевого газа. Так, ученые Массачусетского технологического университета провели анализ производства основных сланцевых регионов США. Данные, что были получены, вполне могут отрезвить самых отчаянных оптимистов. Если начальный дебит скважин большинства месторождений сланцевого газа высок, то в течение первых 12 месяцев он сокращается на 60 и более процентов от исходного уровня дебита, через 4 года останется около 20% от начального объема, а после семи лет - только 10%.

Такая динамика дебита способствует возникновению проблем и в финансовых делах ведущих компаний, специализирующейся на добыче сланцевого газа. Так, в 2010 г. Exxon-Mobil потратила $25 млрд на выкуп компании XTO Energy, С тех пор её прибыль сократилась на 25%, а добыча газа катастрофически снижается. Стоимость принадлежащих Вritish Рetroleum активов по добыче сланцевого газа в прошлом году сократилась на $2,1 млрд. А лидер «сланцевой индустрии» Chesapeke Energy завершил 2012 год с убытками в размере $974 млн. И подобные примеры реальностей «сланцевой революции» США, истоком которой стало освобождение нефтегазовой промышленности от всех экологических ограничений, можно только множить. Результаты ее все чаще оказываются отличными от ожиданий. В связи с этим знающий все аспекты сланцевого «чуда» геолог-нефтяник с 34-летним стажем Артур Берман предупреждает, что все надежды на продолжение бума в течение многих десятилетий, просто «оторваны от жизни», так как основные сланцевые пласты в США начнут абсолютное снижение производства меньше чем через шесть-семь лет. А власти США, всячески стимулируя потребление газа сейчас, совершают роковую ошибку: через десяток лет «изобилие» газа вновь сменится его дефицитом.

Поэтому на фоне, вызывающем массу вопросов к ведомству (Texas Railroad Commission) комиссара Дэвида Портера, заявление президента Барака Обамы на саммите ЕС и США в Брюссселе, что Евросоюзу не нужно бояться последствий от санкций в отношении энергетического сектора России, поскольку он просто завалит ЕС газом, выглядит откровенной авантюрой. Такие, мягко говоря, далеко не ответственные заявления целого ряда ответственных лиц американского истеблишмента, еще раз подтверждают, что самые громкие проекты США в новейшей истории отличают авантюрные действия, будь то Ирак, Ливия, Грузия или Украина.

И, как отмечают зарубежные и российские аналитики, именно Украина в наши дни стала разменной монетой в реализации застарелой геополитической мечты США – взять Россию в «клещи», изолировать и подорвать ее экономику санкциями за непослушание. Поэтому так усердно строчит г-н Портер свои жалобы на Газпром, а в Вашингтоне и ЕС, не зная усталости, денно и нощно корпят над разработкой очередного энергетического пакета мер, как эффективнее ослабить влияние России, используя известный наполеоновский девиз «Главное – ввязаться в драку, а там посмотрим!». Только кому как не Евросоюзу, в первую очередь, нужно помнить, чем закончилась авантюра пусть и популярного земляка, но, как показала история, безответственного главы государства.

Материал подготовлен на основе открытых источников информации
Б. Триль,
член Союза журналистов России

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA