Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (05, 2020)
- Подробности
- Категория: Природоохранная прокуратура
- Создано 31.05.2020 13:05
- Дата публикации
- Автор: Super User
Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.
Разъяснение законодательства
Вопрос: Требуется ли лицензия в случае, если организация занимается уборкой и транспортированием отходов I-IV классов опасности погрузочной техникой и грузовыми автотранспортными средствами?
Ответ: В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Пунктом 5 ст. 12 вышеуказанного федерального законно определено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с п. 5 и 6 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» с приложением документов, перечень которых определен вышеназванным положением.
Следует отметить, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет привлечение к административной ответственности.
Вопрос: Сейчас в нашей стране наступил пожароопасный период. Часто в новостях можно слышать, что где-то горит лес. Какие предусматриваются действующим законодательством мероприятия по недопущению лесных пожаров?
Ответ: Важно отметить, что одной из основных причин лесных пожаров является человеческий фактор, а именно: неосторожное обращение с огнем или поджог сухой травы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с вышеуказанными Правилами, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Кроме того, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами, и мусором.
В пожароопасный период органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, должны обеспечивать ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
При пребывании в лесах граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также принимать меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения и оказывать содействие при тушении лесных пожаров.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских пунктов. Так, в границах сельских пунктов предусмотрено:
● создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
● создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
● оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
● организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
● принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
● включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
● оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
● установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности;
К мероприятиям в городских населенных пунктах относятся:
● создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
● включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
● оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
● установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Важно знать, что в случае обнаружения пожара необходимо обращаться в органы МЧС России по телефону службы спасения 112.
Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры
По требованию межрайонной природоохранной прокуратуры устранены нарушения при производстве земляных и строительных работ в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино»
Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного и водного законодательства на особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино».
В ходе проверки установлено, что на основании договора коммерческой организацией в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино» в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Яуза и р. Каменка ведутся земляные и строительные работы по устройству наружного освещения и дорожно-тропиночной сети с использованием крупногабаритной техники.
При проведении земляных работ поврежден почвенный покров, разрыты траншеи и котлованы вплотную к зеленым насаждениям, зеленые насаждения не огорожены, деревянные настилы вокруг стволов деревьев не установлены, допускается накопление открытым способом на почвенном покрове навалов грунта, строительных материалов и отходов производства и потребления, организовано движение строительной техники по поверхности, не имеющей твердого покрытия и др.
Межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении должностного и юридического лица возбуждено 4 дела об административных правонарушениях по ст. 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов), ч. 1 ст. 8.42 (использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения постановлений прокурора виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 223 тыс. рублей.
Кроме того, по представлению прокурора, внесенному в адрес генерального директора общества, выявленные нарушения устранены.
Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведен выездной прием граждан
Заместителем межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Мариной Сергеевой проведен выездной приём населения в префектуре Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы.
В ходе выездного приема принято обращение от представителя инициативной группы поселения Первомайское, по вопросу завоза в лесной массив строительных отходов, глины и бытового мусора.
Кроме того, пришедшим на прием гражданам были даны разъяснения по вопросам соблюдения требований земельного и водного законодательства.
Практика выездных приемов населения будет продолжена в дальнейшем.
Природоохранная прокуратура добивается устранения нарушений водного законодательства
Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения требований природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании акватории реки Котловка, ее притоков и их береговых полос по адресному ориентиру: г. Москва, особо охраняемая природная территория «Памятник природы «Долина реки Котловки», от Севастопольского проспекта до Варшавского шоссе, д. 35.
Установлено, что река Котловка и её притоки находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии ввиду нахождения в акватории водотока и прибрежной защитной полосе навалов отходов производства и потребления (отходы бетона, пластика, ткани, бытового мусора).
Согласно Водному кодексу Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
По результатам проверки в адрес балансодержателя водного объекта межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы внесено представление. Уполномоченной организацией принимаются меры по выполнению работ по уборке акваторий вышеуказанных водных объектов.
Ход устранения выявленных прокуратурой нарушений контролируется.
Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.
Т.К. Доев,
заместитель межрайонного природоохранного прокурора
г. Москвы, советник юстиции.