Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность(ЭВР № 02, 2015)

doevtkПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Слышал, что на должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, может налагаться административная ответственность за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Так ли это?

Ответ: Президентом Российской Федерации 22.12.2014 подписан Федеральный закон № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанным федеральным законом усилена административная ответственность за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.

Федеральный закон распространил на должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, действие статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле), устанавливающей административную ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

При этом срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данных правонарушений увеличен с 3 месяцев до 1 года.

Необходимо отметить, что была, усилена административная ответственность должностных лиц за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Для указанных должностных лиц в качестве альтернативного вида административного наказания за совершение названного правонарушения предусмотрена дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.

Вопрос: Мне стало известно, что в новом году будут большие изменения в законодательстве, касающиеся размещения на земельных участках объектов без предоставления, разъясните, пожалуйста?

Ответ: Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, которое действительно вступает в силу 1 марта 2015 года, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Порядок размещения инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры на государственных землях станет проще.

Земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться для размещения на них объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Установлен перечень видов таких объектов.

Это, в частности, объекты, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, в том числе подземные линейные сооружения, водопроводы и водоводы, линейные сооружения канализации и водоотведения, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, тепловые сети, линии и сооружения связи.

Также в перечень включены элементы благоустройства территории, геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, пожарные водоемы.

Такой подход к использованию государственных и муниципальных земель позволит ускорить, упростить и удешевить процесс размещения перечисленных объектов, что в итоге будет способствовать скорейшему развитию инфраструктуры территорий.

Вопрос: Существуют ли установленные критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории?

Ответ: 01.01.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды». В указанный федеральный закон внесены ст.ст. 4.1 и 4.2, которые определяют понятие «загрязняющие вещества» и «категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Так, согласно ст. 4.1. названного Федерального закона загрязняющие вещества - это вещества в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, которые определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Что же касается категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, то это объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия, которые подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Вопрос: Рядом с жилым домом проводятся работы по реконструкции автомагистрали, при этом жильцы дома не располагают никакой информацией о проведении данных работ. Обязана ли организация, осуществляющая работы предоставить жильцам данного дома необходимую экологическую информацию?

Ответ: В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 1312-РП от 30.06.2004 (в редакции 07.11.2006) «О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений» городские заказчики производства работ в целях информирования жителей города Москвы обязаны обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой зеленых насаждений либо работами в ночное время суток, с указанием планируемых видов работ, сроков проведения работ, с размещением графического изображения строящегося объекта и количеством вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проектом (планом) благоустройства и озеленения территории и другой информации.

На информационных щитах в обязательном порядке должны быть размещены: графическое изображение строящегося объекта с краткой его характеристикой; название и телефоны заказчика и подрядной организации, должность и фамилия ответственного за производство работ; информация о показателях воздействий (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрогеологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду.

За отсутствие на строительных площадках города Москвы информационных щитов, содержащих экологическую информацию, нарушения условий их размещения либо нарушение требований об указании на информационных щитах информации об условиях ведения строительных работ в ночное время и иной обязательной информации, установленной правовыми актами города Москвы, ст. 4.43 Закона города Москвы № 45

от 21.11.2007 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. И за отсутствие на строительных площадках города Москвы информационных щитов, содержащих экологическую информацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей. При этом за нарушение условий размещения информационных щитов на строительных площадках города Москвы либо нарушение требований об указании на информационных щитах, размещенных на строительных площадках города Москвы, информации об условиях ведения строительных работ в ночное время и иной обязательной информации, установленной правовыми актами города Москвы, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.
Т.К. Доев,
заместитель межрайонного природоохранного прокурора
г. Москвы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA