Font Size

Cpanel

Современные технологии удаления меркаптанов и обезвреживания сернисто-щелочных стоков

Анализ существующих технологий демеркаптанизации сжиженных углеводородных газов (СУГ) в России и в странах СНГ показывает, что для достижения требований Евро 5 по остаточному содержанию общей серы (10ррм) в очищенных газах, используемых в качестве топлива для автотранспорта или в качестве исходного сырья для синтеза высокооктановых компонентов бензина, целесообразно применение гетерогенно-катaлитического процесса ДЕМЕРУС. В отличие от гомогенного катализатора, растворенного в циркулирующем щелочном растворе, гетерогенный катализатор стационарно закреплен в регенераторе, что исключает окисление меркаптидов в дисульфиды вне регенератора и загрязнение очищаемого сырья этими дисульфидами в экстракторе.

Нами разработан гетерогенный катализатор КСМ-Х на полимерной основе, выполненный в виде блоков насадочных элементов с развитой геометрической поверхностью. Он успешно эксплуатируется на блоках очистки СУГ в ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ», ОАО «ТАИФ-НК», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», обеспечивая содержание общей серы в демеркаптанизированньпс СУГ - 10ррм. КСМ-Х удобен в эксплуатации и имеет гарантированный срок службы - 8 лет.

С использованием этого катализатора разработан процесс ЛОКОС (процесс локального окислительно-каталитического обезвреживания сернисто-щелочных стоков), образующихся на НПЗ и при добыче сернистых нефтей.

Актуальность внедрения отечественных гетерогенно-каталитических процессов ДЕМЕРУС и ЛОКОС заметно возросла в последние годы в связи с углублением переработки нефти и строительством установок замедленного коксования (УЗК) тяжелых нефтяных фракций. Газы и легкие бензиновые фракции, выделяющиеся в процессе коксования высокосернистых нефтяных фракций сильно загрязнены сероводородом и меркаптанами, образующимися при термораспаде сернистых соединений сырья УЗК. Эти процессы заложены в проекты строящихся установок коксования в ОАО АНК «Башнефть», установок Флексикокинга 000 «Роснефть-Туапсинский НПЗ» и ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ» и в проект ГФУ ОАО «Роснефть -Сызранский НПЗ».

Кроме того, на основе катализатора КСМ-Х разработана импортозамещающая технология щелочной демеркаптанизации керосиновой фракции ДЕМЕР-КСП, выгодно отличающаяся от существующих зарубежных и отечественных процессов значительно большей экологичностью и экономичностью. Эта технология успешно внедрена в Бахрейне для демеркаптанизации керосина.

Внедрение мaлоотходного дешевого процесса щелочной демеркаптанизации керосина ДЕМЕР-КСП на НПЗ позволит значительно увеличить производство авиатоплива в стране за счет доведения качества прямогонных керосиновых фракций АВТ до требований к авиатопливу и высвободить дорогостоящие энергоемкие установки гидроочистки керосина для подготовки дизтоплива.

 

Ахмадуллина А.Г., Ахмадуллин Р.М.

Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA