РЕЗОЛЮЦИЯ всероссийской научно-практической конференции «Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие инфраструктуры для экологически безопасного и комфортного проживания»
- Подробности
- Категория: Пресс-релизы
- Создано 13.01.2013 16:23
- Дата публикации
- Автор: tmp0
Рассмотрев и всесторонне обсудив актуальные вопросы состояния, перспектив и основных направлений дальнейшего развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, участники всероссийской научно-практической конференции «Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие инфраструктуры для экологически безопасного и комфортного проживания» (далее – конференция) – представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, предприятий и организаций различных форм собственности, научных, проектных, образовательных и общественных организаций из 23 субъектов Российской Федерации (336 специалистов) считают необходимым:
1. Обратить внимание Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на то, что, несмотря на меры, предпринимаемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти по совершенствованию и развитию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, и имеющиеся в стране примеры положительных изменений от внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий в эту жизнеобеспечивающую отрасль народного хозяйства, в целом состояние жилищно-коммунального комплекса России остаётся затратным, экономически неэффективным, экологически небезопасным, инвестиционно малопривлекательным и социально (в ближайшей перспективе) опасным. В связи с этим его дальнейшее устойчивое развитие нуждается в едином системном государственном подходе и принятии комплекса неотложных мер нормативно-правового, административно-организационного, экономико-финансового, информационного и культурно-воспитательного характера.
2. В качестве приоритетных вопросов, решение которых будет иметь важнейшее значение для создания современного, экономически эффективного и экологически безопасного жилищно-коммунального комплекса, участники конференции рекомендуют:
2.1. Президенту Российской Федерации определить в структуре Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере управления обращением отходов производства и потребления как важнейшей отрасли народного хозяйства.
2.2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- 1)оперативно принять пакет заявленных федеральных законов, призванных оптимизировать обращение отходов производства и потребления;
- 2)при рассмотрении и принятии проектов федеральных законов учитывать необходимость дальнейшего внедрения энергосберегающих, ресурсосберегающих и иных «зелёных» технологий в практику жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
- 3)при принятии федеральных законов в сфере управления обращением отходов предусмотреть:
- необходимость гармонизации норм права с рекомендациями организации экономического сотрудничества и развития и нормами европейского права, учёта норм модельного экологического права государств-участников Содружества Независимых Государств, норм стандартов, действующих в Российской Федерации, и межгосударственных стандартов, действующих в Содружестве Независимых Государств, замечания и предложения субъектов Российской Федерации, представителей деловых и научных кругов, общественности;
- наделение субъектов Российской Федерации правом (восстановление права) создания органа исполнительной власти в сфере управления обращением отходов производства и потребления;
- разграничение на федеральном и региональном уровне исполнения государственных контрольных (надзорных) функций и функций хозяйственного регулирования (управления) в сфере обращения отходов;
- наделение субъектов Российской Федерации полномочиями:
по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах, подлежащих региональному экологическому надзору;
по приёму отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления в уведомительном порядке для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах, подлежащих региональному экологическому надзору;
по передаче части полномочий органам местного самоуправления муниципальных образований;
- осуществление регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением ядерных и радиоактивных отходов;
- восстановление муниципального экологического контроля;
- исключение из требований уведомительного принципа отчётности при обращении с отходами субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся производственной деятельностью;
- закрепление обязанности частных домовладельцев и предпринимателей – физических лиц по заключению договоров на сбор и вывоз отходов;
- восстановление системы целевых экологических фондов федерального, регионального и муниципального уровней;
- определение понятия «вторичные материальные ресурсы» и разграничение понятий «отходы» и «вторичные материальные ресурсы»;
- запрещение захоронения отходов, отнесённых к вторичным материальным ресурсам;
- экономическое стимулирование сбора отходов в качестве вторичных материальных ресурсов предприятиями, перерабатывающими отходы или способными включать вторичные материальные ресурсы в технологический цикл;
- стимулирование осуществления раздельного сбора и сортировки отходов хозяйствующими субъектами и населением;
- внедрение механизма реализации принципа ответственности производителя продукции и импортёра за рециклинг произведённой (импортируемой) продукции после утраты ею потребительских качеств;
- стимулирование внедрения оборотных (многоразовых) и легкоразлагаемых упаковочных материалов;
- стимулирование развития добровольных механизмов экологической ответственности (сертификации);
- повышение ответственности за качество и своевременность предоставления предусмотренной законодательством информации (отчётов, уведомлений) в сфере обращения с отходами.
2.3. Правительству Российской Федерации:
- 1)проводить тарифную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства с учётом внедрения новейших ресурсо-, энерго- и экологосберегающих технологий;
- 2)создать межведомственный консультативно-совещательный орган по разработке комплексной программы внедрения новейших отечественных и зарубежных «зелёных» технологий в практику жилищно-коммунального хозяйства и строительства в России с участием профильных научно-исследовательских, учебных и производственных организаций;
- 3)создать межведомственный консультативно-совещательный орган по развитию системы управления обращением отходов производства и потребления с участием представителей заинтересованных органов федерального, регионального и муниципального управления, экологически ориентированного бизнеса, научных, проектных и общественных организаций;
- 4)рассмотреть вопрос о внедрении экологической паспортизации для объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- 5)разработать технический регламент «О безопасной эксплуатации придомовой территории»;
- 6)рассматривать создание отходоперерабатывающей производственной отрасли в качестве приоритетной отрасли экономики;
- 7)принять федеральную целевую программу «Отходы».
2.4. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствующей сфере деятельности:
- 1)обеспечить своевременное принятие предусмотренных федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации подзаконных нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, энерго- и ресурсосбережения и обращения отходов производства и потребления;
- 2)создать постоянно действующие межведомственные координационно-совещательные органы по направлениям деятельности с участием представителей заинтересованных региональных органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований, научных, проектных, общественных организаций, бизнеса;
- 3)в целях создания единой системы управления жилищно-коммунальной сферой в Российской Федерации и оказания соответствующего содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований разработать методические рекомендации и типовые проекты нормативных правовых актов для соответствующего уровня управления, в том числе по внедрению современных информационных технологий для полного раскрытия информации в жилищно-коммунальном хозяйстве с обеспечением доступа к ней всех участников взаимодействия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- 4)разработать на основе наилучших существующих технологий (с учётом отечественной практики и тарифной политики) и апробировать пилотные проекты предприятий различной мощности по переработке и захоронению отходов;
- 5)разработать и ввести систему раздельного сбора твёрдых бытовых отходов для объектов жилищно-коммунального хозяйства с последующим их использованием в качестве вторичного сырья и энергоресурсов;
- 6)обеспечить методическое сопровождение работы с отходами и вторичными ресурсами предприятиям и организациям;
- 7)упорядочить разграничение объектов федерального и регионального экологического контроля (надзора) путём закрепления за федеральным надзором только объектов, оказывающих межрегиональное негативное воздействие на окружающую среду;
- 8)оказывать содействие проведению отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области «зелёных» технологий для объектов жилищно-коммунального хозяйства и адаптации зарубежных разработок в области «зелёных» технологий;
- 9)совместно с профильными учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями разработать мероприятия по подготовке специалистов в области «зелёных» технологий для жилищно-коммунального хозяйства;
- 10) разработать и закрепить в учебных планах учебных учреждений всех уровней основного и дополнительного образования обязательного учебного курса «Обращение с отходами».
2.5. Субъектам Российской Федерации:
- 1)активно участвовать в законодательном процессе на федеральном уровне с целью формирования эффективной нормативной правовой основы хозяйственной, ресурсосберегающей и природоохранной деятельности жилищно-коммунального комплекса в регионах;
- 2)стимулировать внедрение отходоперерабатывающих технологий в производственную деятельность, создание региональной отходоперерабатывающей отрасли экономики;
- 3)укреплять межрегиональное сотрудничество в жилищно-коммунальной сфере, используя имеющийся отечественный и адаптированный к отечественным условиям иностранный опыт;
- 4)принять комплекс мер по использованию «зелёных» технологий в практике жилищно-коммунального хозяйства, новом строительстве и реконструкции жилищного фонда.
2.6. Органам местного самоуправления муниципальных образований:
- 1)принять меры по созданию необходимой муниципальной нормативной правовой основы повышения эффективности жилищно-коммунального комплекса и обеспечения охраны окружающей среды;
- 2)обеспечить подведомственные населённые пункты системой сбора и вывоза отходов в места их утилизации;
- 3)внедрять системы раздельного сбора и сортировки коммунальных отходов путём экономического стимулирования и просвещения населения и хозяйствующих субъектов;
- 4)оказать всестороннюю поддержку общественным инициативам в сфере обеспечения экономической эффективности и экологической безопасности жилищно-коммунального комплекса.
2.7. Субъектам хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунального комплекса внедрять в управление и производственную деятельность жилищно-коммунального хозяйства новейшие методы и технологии, обеспечивающие экономический эффект и экологическую безопасность предприятий отрасли.
2.8. Общественным объединениям и населению:
- 1)активно использовать предусмотренные действующим законодательством формы общественного участия в совершенствовании работы жилищно-коммунального комплекса;
- 2)обеспечить охват частных домовладений договорами на сбор и вывоз отходов.