Font Size

Cpanel

Углеродное регулирование: важные проекты и проблемы их реализации в России

StepchenkoАвтор: генеральный директор АНО «Сад памяти», член федерального штаба проекта «Чистая Арктика» Ольга Степченко

 

За последние годы темы глобального потепления и угрозы связанные с ним активизировалась в мировом масштабе. Принимаются нововведения и законы с целью урегулирования производственных выбросов углерода в окружающую среду. Многие страны в след за Евросоюзом начинают тестировать программы климатической политики. Участие России, самой большой поплощади страны с огромными запасами природных ресурсов, в борьбе с парниковым эффектом также немаловажна. 

Углеродное регулирование: этапы и пути решения  

Современная наука утверждает, что индустриальная деятельность человека является главной причиной усиления парникового эффекта. В атмосферу ежедневно выбрасываются огромные объёмы диоксида углерода и углекислого газа - основные парниковые газы. Плюс вырубаются леса, главные помощники по трансформации углекислого газа в кислород. Кроме того, углекислый газ имеет особенность сохраняться в атмосфере дольше других газов, из-за чего происходит его постоянное накопление. При этом новые леса восстанавливаются крайне медленно, в отличии от заводов, которые не останавливаются. И хотя уже не один десяток лет мы знаем о том, что глобальное потепление угрожает таянием ледников и катастрофическим изменением климата по всей планете - глобальных изменений в деятельности человечества на земле не произошло.

Мировое сообщество экологов и политиков бьёт тревогу и ищет решения. Основная климатическая политика направлена на создание и внедрение программ углеродного регулирования по всему миру.

 Законодательные изменения в сфере углеродного регулирования 

В 2017 году почти 200 государств подписали Парижское соглашение. Документ, который сроком на10 летнаправлен  на проблему с климатическими изменениями. Стратегия документа предполагает сократить вредные для окружающей среды выбросы парниковых газов. Тоесть в планах мировых деятелей уменьшить количество на 75% к 2030 году. После подписания Парижского соглашения российский президент Владимир Путин подписал указ о создании национальной системы климатического регулирования. 

1 июня 2021 года в России был принят проект федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов». Законопроект предполагает  урегулирование в части производственной деятельности на территории Российской Федерации, сопровождаемойв ыбросами парниковых газов в атмосферу и закладывает нормативы  для таких компаний. Следующим пунктом данного закона является создание реестра выбросов парниковых газов для ведения их учета.

 Инструменты углеродного регулирования, которые используются в мире и в России

 Однако главным экономическим инструментом углеродного регулирования в мире стал рынок углеродных единиц и углеродный налог, введение платы за выбросы парниковых газов. Многие экономисты уверены в том, что этот шаг самый результативный  в борьбе с глобальным потеплением. Система рынка углеродных сертификатов действует в ЕвроСоюзе начиная с 2008г. В настоящий момент 22% всех мировых выбросов в атмосферу парниковых газов уже оплачиваются в форме углеродного налога, однако не сокращаются.

 Евросоюз начал активно развивать климатическую политику в 2005 году. В 2008-ом ввел первый этап системы торговли квотами. За 15 лет страны ЕС успели протестировать нововведения, получить первые результаты и отшлифовать систему.

 Сегодня углеродное регулирование в России на этапе становления. Но наблюдается высокий темп формирования нормативной базы по сокращению вредных для окружающей среды выбросов. К тому же актуальность задачи соперничать с Европой вэтом вопросе существенно снизилась на фоне введения ЕС санкций против России. Относительно мира в целом, Россия не отстает. К примеру, система торговли квотами была запущена в Китае и в 2021 году. Сейчас на очереди Япония, Турция и Бразилия.

 Углеродное регулирование: пути решения 

Анализ долгосрочных трендов прогнозирует, что со временем более востребованными станут безуглеродные источники энергии. Такую климатическую политику активно развивает Китай, где ежегодно вводятся гигаватты новых мощностей ветровой и солнечной энергетики. Автотранспорт на базе гибридных, электрических, водородных двигателей набирает все большую популярность в обществе.

 Чтобы не допустить глобальных катастрофических последствий индустриальной деятельности, страны РКИК приняли долгосрочную цельне допускать дальнейшего роста глобальной температуры. Пути достижения этойцели - урегулировать главный фактор глобального потепления выбросы парниковых газов и стимулировать внедрение технологий, направленных на развитие безуглеродных источников энергии. Учитывая огромные объемы природных ресурсов страны, Россия имеет хороший потенциал повышения энергоэффективности при использовании альтернативных источников энергии. Это открывает новые возможности для разработки инновационных технологий, которые будут востребованы во всем мире.

 В настоящий момент, на территории России сосредоточена большая доля углеродоемких предприятий и резкие изменения могут негативно отразиться на экономическом состоянии промышленных компаний. Поэтому, развитие российской климатической политики напрямую связано с экономическими критериями. Как будут проходить процессы экономического и технологического развития страны в ближайшем будущем прогнозировать сложно, ввиду высокой зависимости от цен на энергоресурсы. В сложившейся ситуации для развития системы углеродного регулирования в России необходимы элементы ценового регулирования, максимальная простота и прозрачность. А углеродный налог рассматривать, как часть более масштабной стратегии развития климатической политики страны.

 Адаптация мировых программ на территории России 

Очевидно, что отечественное законодательство адаптируется к мировой климатической политике постепенно. В рамках пилотного проекта СТВ (систематорговливыбросами) уже запущена на территории Сахалинскойо бласти. Опыт полученный с этого проекта будет распространен в дальнейшем и надругие регионы, в частности Калининградскую и Нижегородскую области, а далее и на всю страну. В начале 2021года был утверждён план действий по реализации данного проекта с целью достижения в регионе углеродной нейтральности к 2025 году. Такая стратегия постепенного внедрения программ углеродного регулирования поспособствует сбалансированному экономическому развитию важных для РФ отраслей и постепенно снизит их отрицательное воздействие на окружающую среду.

 В долгосрочной перспективе для России в приоритетные задачи выходит разработка стратегии полномасштабной климатической политики без ущерба для экономики страны. Для этого потребуется задействовать весь имеющийся технологический, научный и природно-ресурсный потенциал. Постепенное внедрение программ углеродного регулирования на всей территории страны сохранит экономический баланс, а переход на безуглеродные источники энергии обеспечит для отечественных производителей конкурентные преимущества в новых у словиях низкоуглеродного развития всей мировой экономики.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA