Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (12, 2019)
- Подробности
- Категория: Природоохранная прокуратура
- Создано 08.01.2020 14:13
- Дата публикации
- Автор: Super User
Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.
Разъяснение законодательства
Вопрос: Какие нормы законодательства в области охраны вод необходимо соблюдать организациям, предприятиям, учреждениям, а также органам исполнительной власти при проведении строительных и иных работ в водоохранных зонах-границах водных объектов?
Ответ: Прокурорскими проверками установлено, что зачастую юридическими лицами, во исполнение государственных контрактов по благоустройству территорий, в границах которых размещаются водные объекты, ведутся строительные и иные работы в водоохранных зонах в отсутствие согласований с Федеральным агентством по рыболовству на проведение данных работ. В конкурсной документации отсутствуют сведения о специальных условиях ведения таких работ.
Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Осуществление деятельности в водоохраной зоне в отсутствие согласования влечет наступление ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российск5ой Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафов на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет ответственность по ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Вопрос: Наша организация планирует заняться эксплуатацией пункта по приему лома черных и цветных металлов. Какие требования предусмотрены действующим законодательством при осуществлении деятельности на указанных объектах?
Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», а также Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием лома и отходов черных и цветных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:
а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;
б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных и цветных металлов;
в) распорядок работы;
г) условия приема и цены на лом и отходы черных и цветных металлов,
д) перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов.
Кроме того, на объектах по приему лома и отходов черных и цветных металлов, кроме вышеуказанной информации должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:
а) лицензия, полученная в соответствии законодательством о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;
б) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных и цветных металлов;
в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;
г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность;
д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и цветных металлов;
е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.
Следует отдельно отметить, что заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов в силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» является одним из видов лицензируемой деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (далее - Положение), которым определен порядок получения соответствующей лицензии.
В силу п. 7 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», документы (копии документов), указанные в п.п. 1, 4 ч. 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений (единой обособленной части зданий, строений, сооружений и помещений), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях и помещениях);
б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
в) копии документов, подтверждающих квалификацию работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов;
г) копии документов о назначении ответственных лиц за проведение радиационного контроля лома и отходов и контроля лома и отходов на взрывобезопасность, утвержденных руководителем организации - соискателем лицензии в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что соискателем лицензии является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
Одновременно следует отметить, что статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки).
Вопрос: Могут ли организацию привлечь к ответственности за непринятие мер по ограждению деревьев, находящиеся в зоне производства строительных работ?
Ответ: В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Законом города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» установлено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП установлены правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, в соответствии с которыми все зеленые насаждения и природные сообщества, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены, подлежат защите. Так юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений и природных сообществ, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Также п. 4.1.3.8. вышеуказанного Постановления регламентировано, что при производстве строительных работ на объекте озеленения необходимо деревья ограждать сплошными щитами высотой 2 м, располагая их на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева и устраивая деревянный настил вокруг ограждения радиусом 0,5 м., а выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви.
Кроме того, п. 2.1.3. Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» установлено, что при организации стройплощадки следует принять меры по сбережению и минимальному повреждению всех растений.
В случае несоблюдения вышеуказанных требований организация, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры
Межрайонная природоохранная прокуратура проводит проверку водного объекта на поднадзорной территории
Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы во взаимодействии со специалистами телеинспекции ГУП «Мосводосток» организованы проверочные мероприятия по факту нарушения требований водного законодательства при ведении хозяйственной деятельности в водоохраной зоне р. Лихоборки.
Проверкой установлено, что в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001015:73 имеются признаки функционирования растворобетонного узла, территория использовалась не по целевому назначению и находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. Предприятием на производственной площадке оставлены горы песка и грунта, территория захламлена нефтепродуктами, а также бетонными плитами, колодцы ливневой канализации затампонированы отходами бетонного раствора.
По данному факту прокуратурой проводится комплекс проверочных мероприятий в целях установления владельца земельного участка для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.
А.Ю. Почтарев,
первый заместитель межрайонного
природоохранного прокурора г. Москвы,
старший советник юстиции.