Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (10, 2019)
- Подробности
- Категория: Природоохранная прокуратура
- Создано 05.11.2019 10:33
- Дата публикации
- Автор: Super User
Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.
Разъяснение законодательства
Вопрос: В новостях часто можно слышать, что у частных лиц дома содержатся дикие и экзотические виды животных, хотя в настоящее время, как слышал, утвержден перечень животных, которых запрещено содержать. Так ли это?
Ответ: Да, действительно 06 июля 2019 года вступили в силу Постановление Правительства РФ от 22 июня 2019 года № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» и Постановление Правительства РФ от 27 июня 2019 года
№ 819 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию».
Пунктом 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что при обращении с животными не допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания.
В перечень животных, которых запрещено содержать включены отдельные виды пресмыкающихся, паукообразных, птиц, млекопитающих, земноводных, хрящевых и костных виды, коралловые полипы. Так, например, в перечень включены: питоны – виды, длина которых превышает 4 метра, все виды кобр, крокодилы, скорпионы, пауки (черная вдова, каракут, все виды тарантулов и др.), китообразные, лев, тигр, леопард, снежный барс, пума, рысь обыкновенная, обыкновенная лисица, лошади, за исключением домашней лошади и домашнего осла, бегемоты, жирафы, некоторые виды птиц – пеликанообразные, фламингообразные, пингвинообразные, журавлеобразные и другие.
Случаи, при которых допускается содержание и использование животных, включенных в перечень:
● временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных, находящихся в состоянии, не позволяющем возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных;
● содержание животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе на время лечения животных и искусственного выкармливания детенышей и молодняка животных сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, а также сотрудниками приютов для животных, питомников для животных, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, при наличии соответствующих решений руководителей указанных организаций;
● содержание и использование животных в организациях, основной целью деятельности которых является разведение животных в целях сохранения генетического фонда объектов животного мира - в питомниках для животных, организациях, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, научных организациях.
Во всех случаях необходимо направление в 3-дневный срок со дня принятия животных на содержание информации об этом в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Следует отметить, что пунктом 4 ст. 27 Федерального закона от 27 декабря 2018 года
№ 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах обязаны получить соответствующую лицензию до 01 января 2022 года соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
После 01 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Вопрос: Нашей организацией, в процессе хозяйственной деятельности, осуществляется сбросов загрязняющих веществ в водный объект. Чем регламентируется порядок инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду?
Ответ: Порядок проведения организациями водоотведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в водные объекты определен Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2019 года № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду».
Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду подлежат применению при проведении организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами организаций.
Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.
Правилами, помимо прочего, устанавливается:
● порядок отбора проб для проведения инвентаризации;
● особенности определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, в отношении организаций, фактически не осуществляющих сброс сточных вод, либо не осуществляющих сброс менее 12 месяцев подряд;
● особенности проведения оценки результатов анализа сточных вод в случае одновременного использования водного объекта или его части для различных нужд;
● порядок формирования перечня загрязняющих веществ, сбрасываемых организацией, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации;
● требования к содержанию отчета об инвентаризации сбросов;
● сроки действия результатов инвентаризации;
● основания проведения досрочной повторной инвентаризации сбросов;
● перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
● периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Вопрос: Какая предусмотрена ответственность за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения?
Ответ: Ответственность за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, предусмотрена статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
Так, административный штраф для должностных лиц составит от четырех тысяч до десяти тысяч рублей, а для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Следует отметить, что в случае совершения вышеуказанного административного правонарушения, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры
Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы выявлены нарушения при производстве работ по благоустройству акватории пруда и его водоохраной зоны
Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения требований природоохранного и водного законодательства при проведении работ по благоустройству акватории Черкизовского пруда и его водоохраной зоны.
Установлено, что по адресу: г. Москва, ВАО, набережная Шитова в акватории Черкизовского пруда, береговой полосе, водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе осуществлялось комплексное благоустройство территории парка.
В ходе благоустройства проводились работы по осушению водного объекта, возведению дамбы и другие. Кроме того, организованы открытым способом на почвенном покрове навалы грунта, образовавшегося при проведении земляных работ.
Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства деятельность по благоустройству организована в отсутствии договора водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование, согласования с территориальным управлением Федерального агентства Рослыболовства, а также с нарушением установленных ограничений хозяйственной деятельности в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта.
По результатам проверки межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в отношении организации, проводившей работы и виновного должностного лица общества возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. ст. 7.6 (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий), 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов), 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
По результатам рассмотрения вышеуказанных постановлений прокурора виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 295 тысяч рублей.
Устранение нарушений поставлено прокуратурой на контроль.
Межрайонная природоохранная прокуратура в суде оспаривает образование земельных участков в границах водных объектов общего пользования и их береговых полос, а также их передачу в частную собственность
Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в судебном порядке оспаривается образование земельных участков в границах водных объектов общего пользования и их береговых полос, а также их передача в частную собственность.
В ходе организованной природоохранной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований природоохранного, земельного и водного законодательства при образовании и передаче в общую долевую собственность владельцев Закрытого паевого инвестиционного фонда рентного «Михайловский-Рентный» 16 земельных участков общей площадью более 1 477 га по адресу: г. Москва, пос. Новофедоровское, ЗАО «Кузнецовский комбинат».
В границы вышеуказанных земельных участков незаконно включены части акваторий и береговых полос рек Пахры, Сохны, Силинки, Милотинки, Монсуровки; Новиковского, 2-го Силинского, Игнатовского, Игнатовского Малого, Белоусовского Малого, Лукинского Нижнего, Березовой рощи, Федоровской деревни, 1-го и 2-го Грачевских, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Хутора Гуляевы, Головохвастово 1-го ручьев; Лукинского Большого и Лукинского Среднего прудов.
Нахождение водных объектов общего пользования в частной собственности нарушает экологические права неопределенного круга лиц на их бесплатное использование для личных и бытовых нужд, осуществление любительского и спортивного рыболовства, равный и свободный доступ к поверхностным водоемам и водотокам.
По результатам проверки природоохранной прокуратурой в Троицкий районный суд г. Москвы направлено 16 исковых заявлений о признании недействительным образования и отсутствующим права собственности владельцев Закрытого паевого инвестиционного фонда рентного «Михайловский-Рентный» на вышеуказанные земельные участки.
Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.
М.А. Сергеева,
заместитель межрайонного природоохранного прокурора
г. Москвы, советник юстиции.