Межрайонная природоохранная прокуратура г.Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (11, 2015)
- Подробности
- Категория: Природоохранная прокуратура
- Создано 29.11.2015 15:28
- Дата публикации
- Автор: Super User
Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.
Разъяснение законодательства
Вопрос: Являюсь законным представителем организации, которая при производстве гаражного строительства осуществила вырубку лесных насаждений. Действительно ли по указанному факту будет возбуждено уголовное дело и каким образом данный вопрос урегулирован законодательством?
Ответ: Согласно статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации установлена обязанность возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности. В статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена общая обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, компонентом которой является и лес.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к ним деревьям и кустарникам вследствие нарушения лесного законодательства.
К нарушениям лесного законодательства, за совершение которых производится исчисление размера ущерба, относятся: незаконная рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников; повреждение, не влекущее прекращения роста деревьев, кустарников; незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Однако хотелось бы обратить Ваше внимание, что согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (с учетом изменений, внесенных постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2015 № 19) предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, а также гаражного строительства, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
Вопрос: По должности представляю интересы организации, которая является пользователем недр, однако недавно были изменены границы участков недр, предоставленных в пользование. Каким образом в данной ситуации будет исчисляться и уплачиваться платеж за пользование недрами?
Ответ: Необходимо сразу пояснить, что лица, получившие право на пользование недрами, в соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации «О недрах», уплачивают разовые платежи при наступлении определенных условий, оговоренных в лицензии. Размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Следует отметить, что при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, пользователем недр уплачивается разовый платеж в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.
Вопрос: У меня имеется непогашенная судимость. Является ли такой факт основанием для аннулирования охотничьего билета и каков порядок его аннулирования?
Ответ: Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что каждый охотник обязан иметь охотничий билет, являющийся необходимым условием для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
В целях реализации статей 21 и 32 указанного Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации был создан приказ от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета». Так, охотничий билет единого федерального образца (далее - охотничий билет) выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Охотничий билет аннулируется в случае несоответствия физического лица требованиям, в том числе при подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета, а также судебного решения.
Охотничий билет аннулируется уполномоченным органом, выдавшим охотничий билет, при наличии в Вашем случае непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
При этом порядок погашения или снятия судимости урегулирован статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган, аннулировавший охотничий билет, в течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета направляет уведомление об этом физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра.
Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.
Аннулированный охотничий билет подлежит возврату в выдавший его уполномоченный орган в течение месяца со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета.
Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры
По требованию межрайонной природоохранной прокуратуры ГАУК «Парк культуры и отдыха «Фили» оштрафовано на 1 млн. рублей
Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку законности производства благоустроительных, земельных, а также строительных работ на особо охраняемых природных территориях регионального значения «Природно-исторический парк «Москворецкий», «Покровское-Стрешнево», «Измайловский».
Проверяющими в границах природно-исторического парка «Москворецкий» на территории парка культуры и отдыха «Фили» обнаружено производство строительных работ по возведению многофункционального выставочного центра, а также лестничного спуска в отсутствии разрешения на строительство.
По результатам прокурор возбудил в отношении юридического лица ГАУК ПКиО «Фили» и ответственного должностного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 (нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направил для рассмотрения в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме, государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Парк культуры и отдыха «Фили» и виновное должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 1 млн. рублей.
Работники межрайонной природоохранной прокуратуры на «открытом уроке» рассказали школьникам об ответственности за совершение экологических правонарушений
На минувшей неделе работники межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы провели «Открытый урок» для учащихся 9-11 классов ГБОУ лицей № 1561, в рамках образовательного проекта «Наука для всех».
Перед старшеклассниками выступили заместитель прокурора Андрей Почтарев и старший помощник прокурора Анна Суслова, которые рассказали школьникам об ответственности за совершение экологических правонарушений.
Прокурорские работники разъяснили учащимся основные направления деятельности природоохранной прокуратуры, ее роль в сохранении окружающей среды, необходимость бережного отношения к природным ресурсам и воспитания небезразличного к экологии подрастающего поколения.
Кроме того, выпускников ознакомили с наиболее интересными проверками, проведенными природоохранной прокуратурой, с образцами документов прокурорской практики, рассказали о тактике и методике проведения прокурорских проверок.
В заключении выступавшие ответили на многочисленные вопросы ребят, поблагодарили всех участников «открытого урока» за проявленный интерес и активное участие.
Межрайонный природоохранный прокурор принял участие в работе научно-практической конференции по экологическим проблемам столицы
Межрайонный природоохранный прокурор Марат Дураев принял участие в V научно-практической конференции по экологическим проблемам столицы, организованной Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
На торжественном открытии пленарной дискуссии, которая состоялась 5 октября в конференц-центре «ИнфоПространство», с обращениями к участникам выступили руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Антон Кульбачевский, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации Сергей Чернин, министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган.
В своем выступлении межрайонный природоохранный прокурор Марат Дураев остановился на ряде проблемных вопросов в деятельности прокуратуры, отмечая, что экологические правонарушения, в отличие от многих других, затрагивают одновременно права значительного количества лиц, иногда жителей целых районов столицы. Лишь взаимодействие с другими государственными органами и общественными организациями, согласованность в проводимых мероприятиях, обеспечение единства и целенаправленности в повседневной прокурорской работе может обеспечить комплексный подход к решению задач по укреплению законности и правопорядка в данной сфере.
Вопросы, обсуждаемые на конференции, касались исследования экологических показателей при градостроительном развитии, реформирования транспортной системы Москвы как основы улучшения качества атмосферного воздуха, улучшения экологической обстановки в городе Москве за счет внедрения экологоориентированных технологий в ЖКХ и энергетике, сохранения биоразнообразия и развития естественных особо охраняемых природных территорий как ключевого фактора обеспечения экологического благополучии Москвы.
Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.
В.А. Ситников,
советник юстиции,
первый заместитель межрайонного
природоохранного прокурора
г. Москвы