Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (ЭВР № 7, 2014)

pirkovaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Я слышал об ужесточении санкций за порчу земель. Возможно ли дать какие-либо разъяснения по данному вопросу?

Ответ: 13.04.2014 вступил в законную силу Федеральный закон от 2 апреля 2014г. № 61-ФЗ "О внесении изменений в статью 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Необходимо отметить, что пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемое владение, собственный земельный участок граждан и юридических лиц) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков несут административную ответственность за порчу земли в процессе ее использования.

Само же понятие порча земли является экологическим преступлением, заключающееся в отравлении, загрязнении или ином воздействии на почву веществами, такими как удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и другие, опасные химические и биологические вещества.

С учетом внесенных изменений в статью 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При этом уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ожидается, что усиление ответственности позволит повысить эффективность противодействия противоправной деятельности по самовольному снятию или перемещению плодородного слоя почвы и будет способствовать сохранению земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения ее качественного состояния.

Вопрос: Нашей организацией, представителем которой я являюсь, были соблюдены все необходимые требования по эксплуатации предприятия, однако в настоящее время привлекается к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что это означает? Какие требования были нарушены нашей организацией?

Ответ: Не обладая более подробной информацией, а также не изучая проверочные материалы по организации, представителем которой Вы являетесь очень тяжело объективно дать комментарий.

Необходимо указать, что водопользователь сбрасывает сточные воды в водный объект с превышением установленных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, то его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение.

Одной из причин нарушений законодательства в указанной сфере является незнание работниками организаций-водопользователей возложенных на них законодательством обязанностей в сфере охраны водных объектов.

Деятельность в сфере охраны и использования водных объектов регламентируется Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод, а также иными нормативно-правовыми актами.

Как показывает практика наиболее распространёнными нарушениями являются:

● использование водных объектов для сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование;

● осуществление сброса сточных вод в водный объект без разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты);

● осуществление сброса сточных вод в водные объекты с превышением установленных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ;

● неосуществление производственного контроля за качеством сточных вод и воды водного объекта по бактериологическим и гельминтологическим показателям.

Согласно ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты для сброса сточных вод предоставляются на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В случае осуществления сброса сточных вод в водный объект в отсутствие указанного решения виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

Вышеуказанные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если водопользователь сбрасывает сточные воды в водный объект с превышением установленных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, то его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Также согласно вышеуказанной нормы невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

На основании п. 6.12 СанПиН 2.1.5.980-00 водопользователи обязаны обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов.

За непроведение производственного контроля качества сточных вод и воды водного объекта по бактериологическим и гельминтологическим показателям виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

За совершение указанного административного правонарушения может быть назначено наказание для индивидуальных предпринимателей в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается освобождения незаконно занятого участка в границах природно-исторического парка «Сокольники»

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы принимает меры к защите экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В ходе проведенной в 2012 г. прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства было установлено, что в границах природно-исторического парка «Сокольники» по адресу: 4-й Лучевой просек, вблизи Путяевского пруда общество с ограниченной ответственностью «Богатырь» самовольно заняло земельный участок под размещение и функционирование пункта общественного питания, хозяйственных палаток, веранды и иных незаконно размещенных объектов.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор в Преображенский районный суд г. Москвы к ООО «Богатырь» предъявил исковое заявление об обеспечении свободного доступа граждан на участок и его освобождении. Решением Преображенского районного суда г. Москвы иск прокурора был удовлетворен в полном объеме.

Вместе с тем в установленный судом срок решение ответчиком добровольно не было исполнено, в связи с чем прокуратурой организовано его принудительное исполнение.

В префектуру ВАО г. Москвы и Федеральную службу судебных приставов были направлены требования о необходимости обеспечить неукоснительное исполнение решения суда.

Так, с мая 2014 г. после вмешательства прокуратуры ответчиком самостоятельно принимаются меры по демонтажу незаконно размещенных объектов.

Ход исполнения судебного решения контролируется.

Воспитанники Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зюзино» вместе с работниками природоохранной прокуратуры высадили на территории учреждения зеленые насаждения

Отмечая на минувшей неделе Всемирный день охраны окружающей среды, работники Межрайонной природоохранной прокуратуры столицы вместе с воспитанниками Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зюзино» ЮЗАО г. Москвы высадили на территории учреждения кустарники цветущих гортензий.

Ребята с энтузиазмом принимали участие в мероприятии, проявляя при этом интерес, приобретая умение и навыки ухода за цветами.

Теперь Социально-реабилитационный центр украсили насаждения, высаженные его воспитанниками и сотрудниками Межрайонной природоохранной прокуратуры. Провожая гостей, дети долго спорили между собой, кто будет их поливать.

В заключение сотрудники Межрайонной природоохранной прокуратуры вручили воспитанникам центра памятные подарки. В свою очередь ребята подарили гостям творческую поделку, выполненную ими на одном из занятий в Социально-реабилитационном центре.

Межрайонная природоохранная прокуратура предотвратила проведение автопробега, который мог причинить вред природно-историческому парку «Москворецкий»

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства, регламентирующего правила использования особо охраняемых природных территорий в Природно-историческом парке «Москворецкий».

Установлено, что государственное природное бюджетное учреждение «Мосприрода» заключило договор от 15 мая 2014 г. с ООО «Режиссерская версия» на проведение 7 июня 2014 года автопробега 400 машин в рамках мероприятия «Фестиваль 4х4». Маршрут автопробега должен был проходить по ул. Нижние Мневники, которая является территорией природно-исторического парка «Москворецкий».

В соответствии с законом города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» запрещается проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы запрещено. Кроме того, въезд, передвижение либо размещение транспортного средства на особо охраняемой природной территории в нарушение порядка, установленного Правительством Москвы категорически запрещен.

Проведение указанного мероприятия, с использованием многочисленного автотранспорта, на территории природно-исторического парка «Москворецкий», могло причинить необратимый вред природным ресурсам и нанести ущерб экосистеме.

Межрайонный природоохранный прокурор внес предостережение в адрес государственного природного бюджетного учреждения «Мосприрода». По результатам его рассмотрения договор от 15 мая 2014 г. расторгнут.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.М. Пыркова,
младший советник юстиции,
старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора г. Москвы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA