Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (ЭВР № 2, 2014)
- Подробности
- Категория: Природоохранная прокуратура
- Создано 28.02.2014 16:43
- Дата публикации
- Автор: Super User
Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.
Разъяснение законодательства
Вопрос: допускается ли пребывание граждан (должностных лиц) на территории государственных природных заповедников в отсутствие разрешения дирекции данного заповедника?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно п. 3 указанной статьи Федерального закона государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
В соответствии с Преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях») особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 9 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На основании п. 5 указанной статьи Федерального закона пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Вопрос: допускается ли на путях массовой миграции животных установление сплошных заграждений и сооружений?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
Согласно ч. 6 указанной статьи Федерального закона требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 данного Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с п. 2 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997, (далее – Требования) данные Требования подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, на производственных площадках с открыто размещенным оборудованием, гидросооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и вспомогательных материалов, на водных транспортных путях и магистралях автомобильного, железнодорожного транспорта и аэродромах, а также при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
Важно отметить, что согласно п. 4 указанного нормативного правового акта данные Требования обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и действуют на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь, на основании п. 3 Требований в целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается, в числе прочего, установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных.
Таким образом, на путях массовой миграции животных запрещается установление сплошных заграждений и сооружений.
Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры
Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы подведены итоги деятельности в 2013 году
Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы подведены итоги работы в 2013 году.
В результате осуществления надзорных мероприятий прокуратура выявила 817 нарушений законодательства. Для их устранения внесено 144 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 127 виновных должностных лиц. По постановлению прокуратуры к административной ответственности привлечено 199 юридических и должностных лица. Предостережено о недопустимости нарушений закона 69 лиц. В органы предварительного расследования направлено 22 материала прокурорских проверок, по результатам рассмотрения которых возбуждено 15 уголовных дел экологической направленности.
В отчетный период прокуратурой значительное внимание уделялось надзору за исполнением законов в деятельности органов государственной власти. В этой связи прокуратурой принесено 79 протестов на их незаконные правовые акты, в том числе 69 протестов на незаконные решения по делам об административных правонарушениях, в адрес руководителей префектур административных округов г. Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамента строительства г. Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Объединения административно-технических инспекций внесено 26 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 20 должностных лиц.
Как и в предыдущие годы, основные усилия прокуратуры сосредотачивались на вопросах обеспечения законности функционирования особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).
В связи с многочисленными обращениями граждан прокуратурой проведена плановая проверка исполнения префектурами АО г. Москвы и ГБУ «Автомобильные дороги по АО» требований природоохранного законодательства при обеспечении чистоты ООПТ.
По результатам проверочных мероприятий в отношении ГБУ «Автомобильные дороги по АО» и виновных должностных лиц прокуратурой возбуждено 8 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.10 (нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве) КоАП г. Москвы, префектам ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО, ЗАО, САО и СЗАО г. Москвы внесены представления, в связи с рассмотрением которых 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Обращают на себя внимание факты несоблюдения производителями работ экологических требований при реализации проектов благоустройства ООПТ, в том числе запечатывании почвенного покрова, повреждении зеленых насаждений, размещении отходов строительства и сноса вне специально отведенных мест, в том числе на почвенном покрове, озелененных территориях, проведении работ в отсутствие заключений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Наибольшее их количество допущено на ООПТ СЗАО, ЗАО, ВАО и ЮЗАО г. Москвы.
Так, по результатам проведенных в СЗАО г. Москвы проверок внесено 12 представлений за нарушение требований природоохранного законодательства в связи с проведением вышеуказанных работ в границах Природно-исторических парков «Москворецкий», «Тушинский» и «Покровское-Стрешнево», в отношении виновных лиц возбуждено 24 дела об административных правонарушениях по ст. 8.39 (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях) КоАП РФ, 3 материала направлено в порядке ст. 37 УПК РФ в органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) УК РФ.
Нарушения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов по-прежнему многочисленны и распространены.
В 2013 году по постановлениям прокуратуры за самовольное занятие или пользование водного объекта по ст. 7.6 КоАП РФ к административной ответственности привлечено 32 юридических и должностных лица, за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций веществ по ст. 8.13 КоАП РФ – 23, за нарушение правил водопользования по ст. 8.14 КоАП РФ – 12.
Всего за нарушение требований водного законодательства к административной ответственности привлечено 80 юридических и должностных лиц, руководителям органов власти и организаций внесено 32 представления об устранении нарушений указанного законодательства, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 25 должностных лиц, объявлено 8 предостережений, в суд направлено 19 исковых заявлений в данной сфере правоотношений.
С учетом образования Троицкого и Новомосковского АО г. Москвы в качестве приоритета надзорной деятельности прокуратурой определено обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду при функционировании полигонов твердых бытовых и промышленных отходов (далее – ТБПО).
По результатам организованной прокуратурой проверки органами предварительного расследования 24.09.2013 возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК РФ по факту неорганизованного сброса в р. Сетунька загрязняющих веществ, источниками формирования которых является расположенный в непосредственной близости от реки полигон твердых бытовых и промышленных отходов «Саларьево». По расчету Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ущерб окружающей природной среде составил более 3,8 млрд. рублей.
В связи с принятыми прокуратурой мерами реагирования ведется работа по назначению эксплуатирующей организации полигона, ответственной за его содержание, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в Департамент финансов г. Москвы направлено предложение об увеличении соответствующих бюджетных ассигнований, определен перечень и объем работ по дальнейшей рекультивации полигона.
Кроме того, в 2013 году решением Кузьминского районного суда г. Москвы удовлетворен иск природоохранного прокурора по факту занятия и использования ООО «ПолиЭкоПром», эксплуатирующего полигон ТБПО «Некрасовка», дополнительного земельного участка площадью 14 957 кв.м. под размещение отходов.
Прокуратурой активно реализуются предоставленные полномочия по предъявлению в столичные суды исков. Так, в 2013 году в суды общей юрисдикции предъявлено 136 заявлений на сумму более 343 млн. рублей.
Обеспечивая реальное исполнение решений судов, природоохранной прокуратурой в порядке ст. 441 ГПК РФ направлено 24 исковых заявлений об оспаривании незаконных действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов-исполнителей.
В целях соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду в 2014 году прокуратурой планируется уделить особое внимание вопросам исполнения земельного, градостроительного и природоохранного законодательства на ООПТ, водного законодательства крупными водопользователями столицы, соблюдения законов при благоустройстве и проведении массовых мероприятий на ООПТ.
Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.
Бирюкова А.С.,
помощник природоохранного прокурора г. Москвы