Font Size

Cpanel

Современная специфика кризиса на рынке нефти с выходом России из соглашения ОПЕК+

guliev2В статье рассматриваются предпосылки кризиса, наблюдающегося в настоящее время на рынке нефти, и анализируются причины столь резкого снижения цен. Автором оцениваются последствия выхода России из соглашения ОПЕК+. Раскрывая особенности и специфику нефтяного ценообразования, автор оценивает дальнейшие сценарии развития событий для России, Саудовской Аравии и США.

Предпосылки кризиса

Рекордное снижение на 30% мировых цен на нефть произошло 9 марта. В ходе торгов максимальное падение североморской нефти марки Brent составляло 31%, в этот момент нефть за баррель стоила 31,27 долл. США. Такое резкое падение за сутки стало самым большим с момента войны в Персидском заливе начала 1990-х годов. Понижение цен на нефть повлекло за собой падение стоимости российской валюты и бумаг, а также европейских и азиатских индексов. Падение акций отечественных компаний на лондонской бирже составляло от 9 до 26%. Так, например, курс акций Сбербанка снизился на 25,5%, «Татнефти» - на 25,4%, «Роснефти» - на 24,2%, «Лукойла» - на 22,1%).

Причиной такого радикального снижения стало прекращение действия соглашения ОПЕК+. 6 марта страны, входящие в ОПЕК+, не смогли договориться ни об изменении параметров сделки о сокращении добычи, ни о ее продлении. Как следствие — с 1 апреля снимаются ограничения по добыче «черного золота» в странах — участниках прежнего альянса. Изначально целью данного соглашения была стабилизация рынка и управление предложением нефти путем сокращения объемов мировых поставок.

Согласно пока еще действующей квоте, стороны Соглашения должны добывать на 1,7 млн барр. в сутки меньше, чем в октябре 2018 г. В ходе переговоров ОПЕК предлагала дополнительно сократить добычу на 1,5 млн барр. до конца текущего года, что означало дополнительное снижение добычи для стран, не входящих в ОПЕК, на 0,5 млн. Таким образом картель планировал поддержать цены на нефть, которые снижаются из-за распространения коронавируса и связанного с ним сокращения спроса на энергоносители. В свою очередь, российская сторона предлагала продление сделки на прежних условиях. В итоге стороны не договорились, а соглашение фактически прекратило свое действие.

Последствия выхода России из ОПЕК+

По итогам переговоров Саудовская Аравия заявила о своем намерении увеличить с апреля добычу нефти на 26% (до 12,3 млн барр. в сутки) в сравнение с текущей добычей, составляющей в настоящее время 9,7 млн барр. в сутки. При этом экспорт нефти из Саудовской Аравии предполагается осуществлять по рекордно низким в истории рынка ценам, составляющим 6-8 долл. США за баррель. Согласно заявлению, дополнительные объемы нефти предполагается добывать в том числе на двух месторождениях-гигантах — Khafji и Wafrа, которые были «заморожены» в 2014-2015 гг. Данные месторождения расположены в так называемой «нейтральной зоне» на границе Саудовской Аравии и Кувейта.

Россия, со своей стороны, в краткосрочном периоде допускает увеличение добычи нефти на 250–300 тыс. барр. в сутки, а в среднесрочной перспективе - до 500 тыс. барр. в сутки.

Необходимо отметить, что отечественные нефтегазовые компании с государственным участием давно ожидали выхода России из соглашения ОПЕК+, в защиту выступали в основном частные компании, которые не имели возможности наращивать добычу нефти на существующих месторождениях и не разрабатывали новых. Сокращая объемы добычи в рамках соглашения ОПЕК+, госкомпании уменьшали свою долю рынка и не могли реализовывать масштабные инвестиции в новые месторождения. Так, например, компания «Роснефть» активно поддерживает выход страны из ОПЕК+, в то время как «Лукойл» считает это не совсем рациональным шагом.

«Плюсы» и «минусы» прекращения соглашения

В реальных условиях свободной конкуренции на нефтяном рынке не так важны количественные показатели цен, сколько стабильность, включая предсказуемость и прогнозируемость. Адаптироваться можно почти к любой разумной цене, а резкие ценовые колебания оказывают негативное влияние и на биржевые котировки, и на курсы валют, и на многие другие показатели.

Как мы видим, цены на рынке нефти определяются отнюдь не только спросом и предложением, при этом значительное влияние на ценообразование оказывают информационные потоки и шумы, а также ряд спекулятивных составляющих. Рынок нефти в текущей ситуации столкнулся с паникой, которая в краткосрочной перспективе будет нивелирована. На мой взгляд, следует рассматривать последнее падение рынка нефти в том числе и как составляющую цикла экономического спада мировой экономики, при этом катализатором процесса выступил распад ОПЕК+, в дополнение к которому негативное влияние оказало распространение коронавируса.

Если проанализировать конъюнктуру цен с начала действия соглашения ОПЕК+, можно сделать вывод, что на первом этапе сделка вполне успешно балансировала нефтяной рынок, способствуя поддержанию высоких цен. Однако, в рамках сокращения добычи с рынка убирались лишние объемы нефти странами-участницами соглашения, тогда как их место частично занимала американская сланцевая нефть. При этом в США активно развивались компании по добыче сланцевой нефти, а также снижалась себестоимость добычи. В результате США побили рекорды добычи нефти и на 400% увеличили ее экспорт за время действия сделки ОПЕК+. Обвал рынка, в свою очередь, негативно повлияет на американские компании, добывающие сланцевую нефть (средняя себестоимость добычи которой составляет 45 долл. США). Вследствие этого можно предположить приостановление добычи и выход с рынка небольших, сильно закредитованных компаний. Плюсом сланцевой нефти является то, что в благоприятных ценовых условиях компании могут разморозить свои проекты в течение недели. Американские (да и не только) производители могут продавать нефть в убыток лишь с целью покрытия текущих расходов, однако такое возможно лишь в краткосрочной перспективе. Учитывая, что свыше 60% добываемой нефти в США — нефть сланцевая, то в итоге не исключено, что США опять станут нетто-импортером.

Саудовская Аравия, имея очень низкую себестоимость добычи, при помощи низких цен хочет захватить большую долю рынка. Отметим, что бюджет королевства запланирован с дефицитом, а для его бездефицитности нефть должна стоить 84 долл. США за баррель. Энергоносители составляют около 80% всего экспорта страны и дают около 65% доходов бюджета. Валюта Саудовской Аравии — риал — жестко привязана к доллару, поэтому пополнять бюджет за счет коррекции его курса власти страны не могут.

Для России текущая ситуация не столь критична, как утверждает ряд экспертов. Население озабочено падением курса рубля и возможным повышением цен. На мой взгляд, резкого подорожания товаров первой необходимости ожидать не стоит. Ажиотажа на пунктах обмена валют тоже не наблюдается. Также обращу внимание, что российский бюджет запланирован с профицитом, при этом нефть закладывалась в нем из расчета в 40 долл. США за баррель. Российская экономика располагает золотовалютными резервами общим объемом свыше полутриллиона долларов США, а курс рубля является плавающим, в отличие от риала. Низкая цена на нефть позволит компаниям, у которых есть новые месторождения, наращивать объемы добычи, однако может повлиять на реализацию долгосрочных капиталоемких инвестиционных проектов.

Не исключено, что с течением времени, по мере стабилизации ситуации, страны-участницы ОПЕК+ найдут новый формат взаимодействия для поддержания рынка. В настоящее время ситуация с низкими ценами на нефть выгодна для крупнейших ее потребителей, в первую очередь для Китая, который в недалеком будущем победит коронавирус и возобновит свои темпы промышленного роста.

Литература

1. Гулиев И.А. Война всех против всех: почему лихорадит нефть и рубль?! [Электронный ресурс] / И.А. Гулиев // Портал МГИМО. – 2020. – 11 марта. – URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/voyna-vsekh-protiv-vsekh-pochemu-likhoradit-neft-i-rubl/ (дата обращения: 17.03.2020).

2. Фадеева А.Л. «Пока мы мобилизованы»: российские нефтяники— о ценах на нефть и ОПЕК+ [Электронный ресурс] / А.Л. Фадеева // Деловой портал RBC.ru. – 2020. – 12 марта. – URL: https://www.rbc.ru/photoreport/12/03/2020/5e6a3f159a79471eb1deb76a (дата обращения: 17.03.2020).

3. Суверов С.А. Аналитики оценили влияние срыва сделки ОПЕК+ на экономику России [Электронный ресурс] / С.А. Суверов // Портал «Известия» IZ.ru. – 2020. – 17 марта. – URL: https://iz.ru/988053/2020-03-17/analitiki-otcenili-vliianie-sryva-sdelki-opek-na-ekonomiku-rossii (дата обращения: 18.03.2020).

И.А. Гулиев