Font Size

Cpanel

Становление экологической сферы деятельности в контексте эволюции концептуальных подходов к решению глобальных экологических проблем

Целью настоящей статьи является поиск путей решения актуальной научно–практической проблемы становления, разработки концептуальных положений и практического инструментария экологического менеджмента (далее – экоменеджмент), рассматриваемого как вид стратегического менеджмента, необходимость которого обусловлена глобальными изменениями состояния окружающей природной среды (далее – ОПС), происшедшими под воздействием факторов техногенного, экологического, социально–экономического, правового характера в течение 25-30 лет со времени издания стандартов управления природоохранной деятельностью, результатами научных исследований, практикой экоменеджмента и востребованностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в экологической сфере.

Введение

Статья основана на материалах, систематизация и последующий анализ которых позволят аргументировать вывод о становлении экологического менеджмента как вида стратегического менеджмента, разработать его концептуальные положения и экономико–правовой инструментарий.

Статья ориентирована на руководителей предприятий/организаций, на разработчиков системы экологического менеджмента (далее – СЭМ) и на специалистов из числа работников предприятий/организаций, проходящих дополнительное профессиональное обучение как разработчики и внутренние аудиторы СЭМ, на участников сертификационных аудитов СЭМ, а также на научных работников и студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области экоменеджмента.

Опыт внедрения международных стандартов ISO 14001 насчитывает уже два десятилетия, в течение которых в окружающем мире (среда обитания – по И.Ансоффу [1- 3]):

● произошли глобального масштаба изменения состояния ОПС, обусловленные колоссальным ростом антропогенного воздействия на окружающую среду (далее – ОС), обусловленного интенсивным развитием видов, масштабов антропогенной деятельности, включая такие уникальные виды деятельности как освоение космического пространства, развитие ядерной энергетики [4; 5], дальнейшего развития социально – экономической географии бизнеса. Динамика глобальных изменений ОПС достаточно детально анализируется в ежегодно издаваемых государственных отчетах о состоянии ОС в России и на территориях субъектов РФ, в научных публикациях и даже в статьях специалистов об изменениях ОПС в районе дислокации отдельно взятых промышленных объектов;

● в контексте Концепции устойчивого развития формируются основные положения перехода к «зеленой экономике» [6-11];

● высокими темпами развивается глобальный рынок экологически ориентированных товаров и услуг и существенно расширяется социально – экономическая география бизнеса, чему способствует образование международных организаций типа ВТО, зон свободной торговли, таможенных и иных экономических союзов государств;

● существенно совершенствуется российское законодательство об использовании природных ресурсов, об охране окружающей среды (далее – ООС), о техногенной и экологической безопасности, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС), о стратегическом планировании, о техническом регулировании, что обусловило появление ряда комментариев, представляющих интерес для специалистов в области экоменеджмента [12-15];

● опубликованы фундаментальные работы в области экологии [16-19], в области стратегического управления, стратегического менеджмента и стратегического планирования, рассматриваемого как начальный этап эволюции стратегического менеджмента [1-3];

● реализуются на практике идеи программно – целевого планирования и управления, о чем свидетельствуют, например, работы [20; 21];

● в междисциплинарной области научных исследований проблем глобализации и основных тенденций развития современного мира, в частности, при планировании и организации управления (менеджмента) предприятиями, осуществляющими деятельность в экосфере, достаточно детально отработан получивший международное признание понятийно – терминологический аппарат. Основные термины и определения представлены в фундаментальной работе «Глобалистика. Энциклопедия» [6], в подготовке которой приняли участие 445 российских и зарубежных ученых, в том числе один из авторов настоящей статьи, из 28 стран;

● появились работы, в которых в контексте концептуальных положений стратегического планирования, стратегического управления и стратегического менеджмента ставятся вопросы о своевременности и обоснованности трактовки экоменеджмента, понимаемого в соответствии со стандартами ИСО, как вида стратегического менеджмента [22-25];

● изданы в новой редакции международные стандарты (далее – МС) ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» и МС ISO 14004:2017 «Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению» и идентичные им национальные российские стандарты, что послужило дополнительным стимулом для обсуждения новелл, вводимых стандартами, организуемого в контексте поиска направлений постоянного улучшения СЭМ [26].

1. Эволюция концептуальных подходов к решению глобальных экологических проблем, обусловивших становление управления природоохранной деятельностью и его трансформацию в экологический менеджмент

Эволюция концептуальных положений устойчивого развития, на основании которых совершенствовались и юридически закреплялись формы взаимодействия общества и природы и развивалось управление природоохранной деятельностью, постепенно приобретавшее признаки экоменеджмента, представлена в работе [25] следующими этапами.

1 этап (60-е – 80-е гг. XX в.)экологизация научных знаний и социально-экономического развития

Научное сообщество все более четко стало осознавать признаки надвигающегося экологического кризиса, усилилась озабоченность общественности экологической проблематикой (экологическая сенсибилизация), проявившаяся, в частности, в организации массовых студенческих движений, в создании международных неправительственных организаций, изучавших глобальные процессы развития общества, в признании несовершенства классической экономической теории, не учитывающей два принципиально важных положения: природные ресурсы исчерпаемы; способность природной среды к самоочищению ограничена.

Главными выводами фундаментальной монографии Д. Медоуза и других авторов «Пределы роста» («Limits to Growth»), 1970 г., были следующие:

● в условиях бурного роста населения мира, экономического роста и загрязнения ОС уже к 2030 г. будет невозможно обеспечить благосостояние населения Земли;

● необходимы срочные меры по ограничению рождаемости и организации природоохранных мероприятий.

«Программой по окружающей среде (ЮНЕП, UNEP)», впервые предложено понятие «Eco-Development» («эко-развитие», прообраз понятия «устойчивое развитие») и был поднят вопрос уменьшения разрыва между богатыми и бедными странами и необходимости радикального реформирования методов и форм хозяйствования и международных отношений.

В докладе Независимой комиссия по международному развитию (Independent Commission for International Developmental Issues в 1980 г. сформулировано требование оказать поддержку странам третьего мира, в частности, принять меры по стабилизации цен на сырье на международных рынках (эта проблема важна по двум причинам: низкие доходы развивающихся стран-поставщиков сырья; отсутствие стимула для экономии сырья развитыми странами из-за его дешевизны).

В докладе «Всемирная стратегия охраны природы» Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП, IUCN) и ЮНЕП в 1980 г. впервые озвучены понятие «Устойчивое развитие» (Sustainable Development) и вывод о том, что сохранение природы - необходимый элемент процесса сбалансированного социально-экономического развития общества.

«Всемирной хартией природы», принятой в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН, провозглашено:

● при планировании и осуществлении деятельности в области социально-экономического развития охрану природы следует учитывать в качестве неотъемлемого элемента этой деятельности;

● при разработке долгосрочных планов, касающихся экономического развития, роста численности населения и улучшения условий жизни, необходимо должным образом учитывать возможности естественных систем по долгосрочному обеспечению существования и расселения указанного населения;

● деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться путем использования наиболее подходящей технологии, что может уменьшить масштабы опасности и вредных последствий для природы.

Принципы, изложенные во «Всемирной стратегии охраны природы» и «Всемирной хартии природы», стали основой ряда национальных законов, принятых Россией, США, европейскими государствами и Японией, что способствовало развитию международного экологического права, появлению первых международных соглашений по вопросам ООС и использования природных ресурсов, развитию природоресурсного и природоохранного права, возникновению новой институциональной составляющей, представленной министерствами и ведомствами по ОС [27].

В 1983 г. создана Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР, WCED) - Комиссия Брундтланд, которая привнесла ощущение необходимости в качественно новом типе развития, обеспечивающем экономическое благосостояние нынешнего и будущих поколений и сохранность ОС.

В вышедшем в 1987 г. докладе Комиссии «Наше общее будущее» («Our common future») поднят вопрос распределения природных ресурсов не только между ныне живущими людьми, но и между будущими поколениями; дано толкование понятия «устойчивое развитие» как развития, при котором удовлетворение потребностей общества настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Для данного периода характерны: возрастающее экологически обоснованное давление заинтересованных лиц (прежде всего, государства, экологических объединений и населения в целом) на производителя; дальнейшее распространение природоохранной технологии и разработка методических подходов к решению экологических проблем, прежде всего, с использованием понятий экологическая оценка жизненного цикла продукции и экологическая маркировка [28-34]; появление первой рекламы, аргументом в которой являлись экологические качества продукта [35; 36]; высокие темпы развития экобизнеса, понимаемого как предпринимательская деятельность в природоохранной сфере (разработка экологичных технологий, производство и обслуживание природоохранного оборудования, экоконсалтинг); появление экологического маркетинга, ознаменовавшего включение экологического фактора в систему стратегических целей предприятия и дальнейшее совершенствование инструментария экоменеджмента - природоохранные мероприятия стали рассматриваться в контексте улучшения рыночной позиции предприятия на долгосрочную перспективу.

2 этап (90-е гг. XX в.) признание концепции устойчивого развития высшим приоритетом развития человеческого общества

В 1991 г. Международной торговой палатой (МТП, ICC) разработана «Хартия по устойчивому развитию», задачей которой было оказание помощи предприятиям/организациям в практическом претворении их природоохранных обязательств посредством соблюдения установленных принципов, независимо от сферы и масштаба деятельности, страны расположения.

«Повесткой дня на XXI век», принятой в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро:

● концепция устойчивого развития провозглашена общей формой развития человечества, базирующейся на согласовании экономических, социальных и экологических интересов (так называемый «триединый подход»; иногда упоминается еще и четвертое измерение – улучшение сотрудничества между развитыми и развивающимися странами);

● сохранение и восстановление экосистем, рационализация (ограничение) потребления, экологически ориентированная оптимизация производства и нормализация роста населения признаны высшими приоритетами устойчивого развития;

● провозглашена политика «ответственного подхода» и рационального производства, поощряются открытость и диалог предприятия и общественными организациями, экологические ревизии и оценка исполнения, добровольные инициативы и саморегулирование бизнеса, явившиеся основополагающими для становления экоменеджмента;

● внедрение новейших из числа экономически доступных технологий на протяжении всего жизненного цикла предприятия и выпускаемого им продукта, осуществление превентивных стратегий развития производства, партнерство и сотрудничество в области ООС определены как направления деятельности, способствующей устойчивому развитию.

Исследования по проблемам устойчивости биосферы, перспективам глобального развития, проведенные российским учеными, подтверждают необходимость смены парадигмы развития общества. В условиях, когда у человека нет другой среды обитания, кроме биосферы Земли, так же как и нет возможности замены существующей и отлаженно действующей глобальной биоты на какую-то другую, единственно верный смысл жизни и цель человечества должны заключаться в стабилизации биосферы через сохранение естественной биоты и восстановление ее способности к регуляции окружающей среды в глобальных масштабах. Для этого необходимо признание существования экологических пределов развития экономики и роста численности населения и ограничение развития цивилизации этими пороговыми уровнями [17-19].

Для рассматриваемого этапа характерны:

● дальнейшее возрастание экологических требований и ожиданий населения и увеличение возможностей общественности влиять на поведение предприятий не только посредством учета мнения местного населения при реализации экономических проектов, но и благодаря возможности корректировать свое поведение как потребителя товаров и услуг;

● активное экологическое просвещение населения, распространение экологических лейблов, «зеленой» рекламы в индустриально развитых странах способствовали росту требований потребителей не только к качеству покупаемой ими продукции, к послепродажной ответственности фирмы производителя, но и к информации о влиянии продукции и деятельности по ее производству на ОС;

● превращение торговых барьеров в реальную угрозу продолжительному успешному бизнесу многих предприятий вследствие появления новых национальных стандартов в области ООС, а также международных соглашений, ограничивающих оборот на рынке той или иной продукции, обусловленных развитием научных знаний о токсичных и иных опасных свойствах элементов и соединений, материалов.

Концепция устойчивого развития ознаменовала новый этап стратегии природоохранной деятельности. На этом этапе отчетливо проявилась новая правовая функция государства – экологическое управление, осуществляемое в сфере эколого-правовых общественных отношений наряду с традиционными политическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями государства. Его цель состоит в обеспечении качества ОС в условиях современного развития общества средствами правового регулирования и достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы [37].

3 этап (2000-е гг. – наше время)развитие новой экономической модели – модели «зеленой экономики» («Экологической экономики», «Зеленой экономики», «Зеленого роста», «Зеленой промышленности» [38-40; 7-9]).

В 2000 г. государствами – членами ООН провозглашены «Цели развития тысячелетия ООН» (далее - ЦРТ), включая восемь целей, направленных на повышение уровня жизни беднейшего населения Земли и обеспечение устойчивого развития, реализация которых позволила спасти жизни миллионов людей и улучшить условия для значительно большего их числа [41]. Вместе с тем, показатели ЦРТ не являются исчерпывающими индикаторами устойчивого развития. Существуют другие подходы, в частности разработанные учреждениями ООН, ОЭСР, Всемирным банком и различными научными организациями [42].

В 2002 г. состоялась очередная встреча на высшем уровне в Йоханесбурге (ЮАР), на которой были установлены новые цели для мирового сообщества по преодолению бедности и ряду ключевых экологических проблем с более детальной проработкой необходимых практических действий.

В 2012 г. состоялась конференция ООН «Рио+20», итоговым документом которой стал доклад «Будущее, которого мы хотим», одной из двух важнейших тем которого была заявлена тема «зеленой» экономики [6; 43]. Признается, что «зеленая» экономика является одним из инструментов обеспечения устойчивого развития, который должен способствовать рациональному использованию природных ресурсов с меньшими негативными последствиями для ОС и искоренению бедности. Подчеркивается, что для перехода к устойчивому развитию в масштабах всего мира необходимо коренным образом изменить сложившиеся в странах модели потребления и производства [44].

Несмотря на то, что к моменту смены тысячелетий многие правительства интегрировали принципы «Повестки дня на XXI век» в свои программы развития и достигли определенных успехов, разрушение ОС даже в развитых странах было лишь приостановлено, но не прекращено. В отличие от развитых стран, в которых экологизация деятельности компаний дала значительные позитивные результаты, в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой, в том числе в России, переход к экологизированным методам хозяйствования происходил гораздо медленнее. Это обусловлено как неразвитостью соответствующих методов регулирования экономики, так и ее индустриальной (а не постиндустриальной, как в развитых странах) структурой [45].

Для рассматриваемого этапа характерны:

● глобализация мирового хозяйства и существенное расширение социально – географических границ бизнеса;

● технологические прорывы в области «экологически чистого» производства и выработки энергии, дальнейший рост природоохранных требований страховщиков и кредиторов;

● экологизация спроса потребителя, которая была особенно заметна не столько со стороны общества – конечного потребителя продукции и услуг, сколько со стороны крупнейших предприятий как потребителей промышленных товаров и услуг. Благодаря этому управленческие и технические инновации передавались по цепочке «заказчик-подрядчик». Наиболее яркий пример – экологизация спроса со стороны транснациональных компаний (на них приходится около 1/4 мирового производства товаров и услуг и 2/3 объема мировой торговли), требующих от своих партнеров более активной экологической политики и внедрения СЭМ [45]. Стало очевидным, что для сохранения своего положения на рынке, для использования новых возможностей бизнеса, успешной конкуренции с другими предприятиями, учитывающими экологические факторы, и удовлетворения растущих экологических ожиданий заинтересованных сторон [46] предприятиям следует учитывать экологические требования при формировании и долгосрочном планировании стратегии своей деятельности, при этом отказ от ООС «стоит денег».

Вместе с этим следует учитывать, что, как отмечено в Экологической доктрине РФ, современный глобальный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества ОС, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования новых форм взаимодействия между человеком и природой, исключающего возможность разрушения и деградации природной среды, их юридического закрепления, что становится основополагающим для дальнейшего совершенствования природоресурсного и природоохранного законодательства, экологического права, включая становление понятийно – методологического аппарата, используемого в области стратегического управления, стратегического планирования, стратегического менеджмента.

2. Становление экологической сферы деятельности, обусловленное интенсификацией промышленно – хозяйственной деятельности и экологизацией российского законодательства

Обсуждаемые выше концепции, хартии, стратегические документы и пр. предопределили в существенной мере направления не только разработки природоресурсного, природоохранного законодательства, но и «экологизацию» российского законодательства (проникновение норм, направленных на рациональное использование природных ресурсов, ООС, обеспечение техногенной и экологической безопасности, защиту от ЧС в различные отрасли права). Это потребовало согласованности и исключения противоречивости между ключевыми понятиями и определениями затрагиваемых отраслей законодательства.

ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1 определено:

● природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

● компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

● естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

ГОСТ Р ИСО 14004-2017 (п.п. 3.2.1, 4.1.) окружающая среда (environment) определена как окружение, в котором функционирует организация (предприятие), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения, в том числе экологические условия, относящиеся к намерению организации и влияющие на ее способность достигать намеченные результаты ее деятельности системы экологического менеджмента. Понятие «окружение» может распространяться на среду в пределах от организации (предприятия) до местной, региональной или глобальной системы и может быть описано с точки зрения биологического разнообразия, экосистем, климата и других характеристик.

Биологами введено понятие экологическая среда как исторически меняющаяся совокупность природных и социальных факторов, к которой адаптируются субъекты экологических отношений. В науке первоначально разрабатывается представление о среде биологических организмов. Факторами среды животных организмов считаются другие организмы, физические и химические характеристики среды, климат, рельеф, поверхностные воды и деятельность человека.

С возникновением экологии человека складывается социологическое понимание экологической среды как совокупности социальных и природных факторов, к которым адаптируется человек или различные социальные группы, а также общество в целом [6].

Экологами введено понятие экологическая сфера – глобальная экосистема, оболочка планеты, образованная экосистемами определенного уровня организации; выделяют географическую, биологическую и социальную экосферы [6].

Географическая экосфера состоит из объектов гидросферы, тропосферы и скульптурных форм рельефа, образующих географическую оболочку и тех природных и социальных факторов, к которым они адаптируются. Значение биологических факторов в жизни географической экосферы не столь велико по сравнению с геологическими факторами, с которыми связаны распределение суши и моря, наличие горных систем, тектоническая деятельность и т.д. С возникновением и развитием человечества, вооруженного наукой и техникой, постоянно возрастает роль социального фактора в функционировании и развитии географической экосферы. Изменение или уничтожение человеком отдельных географических элементов сразу же сказывается на биологических составляющих как природных биогеоценозов, так и сельского хозяйства, всей второй природы, созданной человеком. В экологической деятельности необходимо учитывать закономерности и особенности строения и функционирования географической экосферы.

Биологическая экосфера состоит из совокупности образующих ее и тех природных, социальных и биогеоценозов, к которым они адаптируются. При этом, например, географические закономерности, связанные с климатом, стоком и рельефом, проявляются в глобальной биологической экосфере в особенностях размещения, образе жизни и миграциях, которые связывают иногда очень удаленные друг от друга биогеоценозы.

Социальная экосфера представлена совокупностью отдельных стран, образующих социосферу, каждая из которых находится корреляционном единстве с собственной географической средой. Развитие экономических, культурных, политических связей между различными странами обуславливает возрастание целостности этой экосферы, создает предпосылки для лучшей адаптации каждой страны к ее исторически меняющейся географической среде.

Понятие экосфера используется ФЗ «О безопасности», ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Концепцией национальной безопасности РФ, Экологической доктриной РФ, Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683, и рядом иных документов стратегического планирования.

Понятие сфера обеспечения экобезопасности используется «Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г.».

В работе [47] используются понятия сфера обеспечения экобезопасности в целом и сфера экологии и охраны окружающей среды. Тем самым обсуждаемая в указанной работе проблема организации общественного экологического контроля подменяется проблемой обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес – сообщества в решении вопросов, связанных с обеспечением экобезопасности в целом.

Понятия область экологии и область экологии и смежных наук используются в Экологической доктрине РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р). Заметим, что экология оформилась в 60-х гг. XX в. и определена как наука о взаимоотношениях, взаимосвязях и взаимообусловленности живых организмов и среды их обитания [48] или как наука о разных аспектах взаимодействия организмов между собой и с ОС; о совместном развитии человека и сообществ людей в целом и ОС (включающей все остальные организмы); изучающая биотические механизмы регуляции и стабилизации ОС, механизмы, обеспечивающие устойчивость жизни [6]. В связи с поздним зарождением экологии как науки, в современном ее понимании, с переводом ее из сугубо биологических наук в междисциплинарную, до сих пор само понятие экология активно дискутируется, хотя основные сферы ее влияния и задачи достаточно четко и полно определены [48].

В целях проводимого исследования с учетом результатов работ [16; 49] и аналогии с приведенными выше определениями определим понятие экологическая сфера деятельности (далее – экосфера) как:

системообразующий фактор, действие которого способствует реализации комплексного системного подхода к организации исследования причин возникновения и путей решения глобальных экологических проблем и становления форм взаимодействия общества и природы при проведении отдельных видов деятельности в экологической сфере;

операционное пространство - совокупность «индивидуализированных» природных и природно-антропогенных объектов, (т.е. выделенных «в натуре» с установлением их границ и с топографической привязкой к местности) используемого предприятием околоземного космического и воздушного пространства. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, над внутренними водами и территориальным морем (Воздушный кодекс РФ, ст.1). Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 02.12.2017) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» определено: воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство; границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон полета 8100 м (эшелон полета 265), который относится к нижнему воздушному пространству; структура воздушного пространства включает в себя зоны и районы Единой системы организации воздушного движения, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны, маршруты обслуживания воздушного движения, районы аэродромов, зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, полетов воздушных судов с переменным профилем и т.д.;

правовое пространство - совокупность прав граждан на благоприятную ОС, на получение достоверной информации о состоянии ОС, на возмещение вреда, причиненного загрязнением в результате экологического правонарушения или длительного воздействия на ОС при правомерном осуществлении деятельности (ранее нанесенный экологический ущерб), на предпринимательскую деятельность в экологической сфере деятельности, а также прав и обязанностей, юридической ответственности субъектов при организации ими использования природных ресурсов, ООС (природоохранной деятельности), обеспечения техногенной и экологической безопасности, включая защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее, соответственно, ИПР, ООС, ОТиЭБ, ЧС).

В процессе активной нормотворческой деятельности, начиная с 90-х гг. ХХ в., в области природоресурсного, природоохранного и «экологизированного» законодательства разработаны тысячи нормативно–правовых актов на международном, межгосударственном, федеральном уровнях и на уровне субъектов РФ, а также регламентов, стандартов, правил, положений отраслевого и корпоративного уровня, нормативных актов, принимаемых руководством предприятий, касаемых, прежде всего, предприятия как основного субъекта деятельности в экологической сфере. Однако, как свидетельствует практика правоприменения, в ряде случаев отдельные положения нормативно – правового и нормативно-технического характера, закрепленные документами федерального уровня, субъектов РФ, регионального уровня, корпораций допускают их противоречивое толкование, что создает предпосылки правонарушения. Возникает своего рода правовая коллизия – оказавшись «один на один» с громадным объемом наработанного нормативно–правового и нормативно–технического массива руководящей документации, руководители и работники предприятия практически не имеют ни времени, ни надлежащей правовой культуры не то, чтобы изучить документацию, но, как показывает практика надзорных органов и независимых экоаудиторских организаций, даже на ознакомление с ней. Отсюда – ряд недоработок организационно–штатной структуры предприятия, «размытость» разграничения прав, обязанностей и ответственности между структурными подразделениями предприятия и между работниками.

Приведем соответствующие примеры из практики проведения экологического аудита предприятия и сертификации СЭМ авторами настоящей статьи.

Одними предприятиями топливо–энергетического комплекса образован отдел охраны окружающей среды, другими - отдел экологической безопасности и рационального природопользования, при этом: отделы выполняют аналогичные функции; на каждом предприятии имеется отдел гражданской обороны и защиты от ЧС или, по крайней мере, специалист по ЧС; ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ст.18 определено, что обеспечение экобезопасности должно проводиться, включая защиту от ЧС.

На одном из предприятий, осуществляющих строительство объектов ТЭК, был образован отдел промышленной безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды и защиты от ЧС, при этом положение об отделе и должностные инструкции специалистов отдела не были утверждены руководителем предприятия. Заметим, что образование подобного отдела противоречит трудовому законодательству (в частности, «Рекомендациям по организации службы охраны труда организации», утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14), ряду документов в области ГО и ЧС.

Достаточно часто разграничение прав, обязанностей и ответственности между специалистами подразделения проводится формально, с использованием формулировки типа …обязан руководствоваться требованиями законодательства, например, касательно эколога предприятия - законодательства об охране окружающей среды. Однако, при этом руководители при каждом удобном случае напоминают специалистам о том, что …незнание законов не освобождает от ответственности. Заметим, что руководитель, утверждающий должностную инструкцию, обязан следовать требованиям «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», включающего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, следовательно, обязан утверждать перечень нормативно – правовых актов, минимально необходимый и достаточный для проведения специалистами и служащими своей профессиональной деятельности, за нарушение требований которых они могут быть привлечены к дисциплинарной, гражданско–правовой, административной и уголовной ответственности (и даже – к корпоративной).

Приказом руководителя одного из крупных предприятий ТЭК в состав комиссии по проведению комплексной проверки природоохранной деятельности предприятия в качестве аудитора был включен специалист предприятия. На вопрос, почему в качестве именно аудитора, руководитель ответил …чтобы персонал больше чувствовал свою ответственность. Руководитель был немало удивлен, кода ему разъяснили, что аудитор в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности, «Единым квалификационным справочником…» и т.д. обязан иметь соответствующую подготовку, хранить аудиторскую тайну (ФЗ «Об аудиторской тайне», ст. 9), может быть привлечен к уголовной ответственности (Уголовный кодекс РФ, ст. 202).

Как показывает практика, даже дополнения и изменения, вносимые в должностные инструкции специалистов по результатам разработки и сертификации (аудита) систем менеджмента, зачастую не в полной мере увязаны с квалификационными характеристиками должностей соответствующих специалистов и с условиями Трудового договора между работодателем и работником.

Одним из основных направлений в общей системе государственного регулирования экономической деятельности является техническое регулирование, включающее обязательные требования государственных стандартов, отраслевых стандартов, санитарных правил и норм, строительных норм и правил, прочих ведомственных документов; системы допуска на рынок в отношении вида деятельности (лицензирование, регистрация) и в отношении продукции (оценка соответствия, декларирование, обязательная и добровольная сертификация и пр.); государственный (административный) контроль и технологический, санитарно-эпидемиологический, пожарный, строительно-эксплуатационный, экологический надзор. Исходя из сказанного, задача определения перечня руководящей документации, минимально необходимой и достаточной специалисту для грамотного проведения им своей профессиональной деятельности, может быть в существенной мере решена разработкой Системы технического регулирования предприятия (далее – СТР), проведенной в соответствии с «Методическими рекомендациями по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности», утвержденных приказом Минпромэнерго РФ от 23.05.2006 г. № 112.

Использование СТР открывает предприятию возможность формирования нормативно – справочной базы, позволяющей четко очертить область правового пространства в целях организации им правового регулирования и управления своей деятельностью в экосфере.

В нормативно–справочной базе СТР должны быть представлены документы стратегического планирования соответствующего уровня (далее – ДСП), вводящие целевые установки, индикаторы, показатели, касающиеся, в частности, деятельности предприятия в экосфере. Кроме обязательных для исполнения законодательно утверждаемых технических регламентов в нормативно–справочную базу СТР решением руководителя предприятия могут быть включены международные, национальные и отраслевые (корпоративные) стандарты добровольного применения.

Структурная схема СТР (примерная), разрабатываемая в соответствии с «Методическими рекомендациями…».

 

СТР предприятия юридически закрепляет установленный руководителем предприятия необходимый и достаточный перечень нормативных правовых актов, регламентов, производственных инструкций и т.д., требованиями которых обязаны руководствоваться специалисты структурных подразделений при проведении своей профессиональной деятельности. В практике предприятий в большинстве случаев извлечения из числа включенных в информационно–справочную базу СТР документов юридически закрепляются утверждаемым руководителем предприятия в формате приложения к должностной инструкции соответствующего специалиста. Разработка приложения позволяет правомерно и однозначно разграничить права, должностные обязанности и юридическую ответственность специалиста в случае несоблюдения им установленных требований. Юридическая значимость СТР подчеркивается, например, тем, что Системой технического регулирования «АК «Транснефть» специалистам при подготовке ими нормативно–технической документации запрещено ссылаться на стандарты и регламенты, не включенные в информационно–справочную базу СТР.

Наличие СТР позволяет предприятию:

● конкретизировать требования законодательства и добровольно принимаемые предприятием на себя обязанности, обусловленные требованиями, закрепленными иными документами;

● обоснованно и четко разработать и документировать процедуры: идентификации значимых технологических процессов, факторов, угроз и оценки их значимости и присвоения им приоритетов; выявления отклонений соответствующих индикаторов и показателей деятельности предприятия от их значений, введенных документами стратегического планирования; обоснования политики в области менеджмента и предложений в программу экоменеджмента;

● конкретизировать требования, закрепленные каждым разделом стандарта менеджмента, в контексте действующего законодательства о стратегическом планировании, о техническом регулировании, трудового, природоресурсного, природоохранного, о техногенной и экобезопасности, об энергосбережении, о защите от ЧС;

● обоснованно сформировать репрезентативную выборку критериев аудита системы менеджмента и принятия решения высшим руководством предприятия по результатам проведения предусмотренных стандартами внутреннего аудита СЭМ и анализа менеджмента;

● при организации дополнительного профессионального обучения (далее – ДПО) – четко определить целевую аудиторию обучаемых, программу, сроки, периодичность и стоимость ДПО с учетом требуемого уровня обученности и информированности работников, направляемых на ДПО.

Органы сертификации при наличии СТР предприятия получают возможность при проведении аудита системы менеджмента правомерно и целенаправленно свидетельствовать соблюдение предприятием конкретных требований законодательства, т.е. осмысленно выполнять процедуры менеджмента, лишь в общем виде представленные разделами стандартов менеджмента «Соответствие деятельности законодательству», «Нормативные ссылки».

3. Виды деятельности, осуществляемые в экосфере

Виды экономической деятельности, осуществляемой в экологической сфере деятельности, юридически закреплены «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» (ОКВЭД) — документом, входящим в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. ОКВЭД 2 2016 года с расшифровкой всех кодов экономической деятельности представлен на сайте [50]. Например, основная экономическая деятельность предприятия (по коду ОКВЭД): 11.10.11 Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа; дополнительные: 23.20 Производство нефтепродуктов; 11.10.2 Добыча природного газа и газового конденсата; 11.20.1 Предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата; 74.20.2 Геологоразведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр; 61.10 Деятельность морского транспорта; 51.51 Оптовая торговля топливом.

Наиболее сложные в инженерно–техническом отношении и потенциально опасные виды промышленной деятельности определены федеральным законодательством.

ФЗ «О космической деятельности», ст.2 определено:

● космическая деятельность (далее – КД) - это любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с КД услуг, а также использование результатов КД и международное сотрудничество РФ в области исследования и использования космического пространства. К основным направлениям КД относятся: научные космические исследования; использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания: дистанционное зондирование Земли из космоса, включая государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг ОС) и метеорологию; использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем; пилотируемые космические полеты; использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности РФ; наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве; испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники [4]. Космическая инфраструктура РФ включает в себя: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении КД (ФЗ, ст.18);

● одним из видов КД является утилизация ракетно-космической техники, понимаемая как технологический процесс, в результате которого ракетам-носителям, их составным частям, сборочным единицам, их элементам и материалам придаются такие потребительские свойства, которые позволяют использовать их в качестве товаров военного и «двойного» назначения [4]; предусматривается также захоронение отходов с учетом действующих санитарных норм, требований конструкторской и технической документации. После прекращения эксплуатации могильника проводится его консервация, включающая комплекс мер по обеспечению защиты поверхности от ветровой эрозии, от проникновения ливневой и паводковой вод. Основным объектом контроля состояния могильника являются пробы состояния грунтовой воды, периодически отбираемые в наблюдательных скважинах.

Воздушным кодексом РФ определено: отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ. Выдача соответствующих лицензий указанным в ст. 8 Воздушного кодекса РФ юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.

ФЗ «Об использовании атомной энергии», ст. 4 определено около 20 видов деятельности, осуществляемой с использованием атомной энергии.

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.6 определены 10 видов деятельности в области обеспечения промышленной безопасности.

ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», ст.3 определены 8 видов деятельности, состоящих в решении основных задач обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и т.д.

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.12 дан перечень отдельных видов деятельности, для проведения которой требуется лицензия.

Перечисленные виды деятельности, являющиеся основными для предприятия, реализуются выполнением взаимосвязанных технологических процессов с использованием технических средств, устройств, объектов, а также сырья и управляемых квалифицированным персоналом в соответствии с производственными инструкциями, регламентами, рабочими картами и т.д.

Законодательством предусмотрены виды деятельности, которые могут рассматриваться в зависимости от специфики деятельности предприятия как обеспечивающие, прежде всего: использование природных ресурсов, природоохранная деятельность, обеспечение техногенной и экологической безопасности, включая защиту от ЧС.

Законодательством предусмотрены виды деятельности, рассматриваемые как сопутствующие основной деятельности предприятия, организуемые по инициативе предприятия и в проведении которых оно заинтересовано с тем, чтобы обеспечить финансово–экономическую стабильность своей деятельности: экологический аудит; экологическое страхование; сертификация; экологически ориентированный маркетинг; экологический дизайн (экологическое проектирование); организация экологической маркировки, экологических лейблов, «зеленой» рекламы; подготовка экологической отчетности и отчетности по устойчивому развитию; экологическая бухгалтерия; экологический контроллинг; расчет экологических платежей и т.д.

Выводы и рекомендации

Стандарты экологического менеджмента не требуют разработки новых правовых норм, напротив, ориентируют предприятие на обязательность осуществления его деятельности в соответствии с законодательством (п.п. 0.2, 5.2, 6.1.3 МС ISO 14001).

Однако это требование сформулировано в самом общем виде, без учета специфики деятельности предприятия, тем самым предоставляя возможность ему самостоятельно обосновать и юридически закрепить решением руководителя предприятия минимальный перечень нормативно – правовых актов (международных, межгосударственных и национальных), регламентов, стандартов (государственных и кооперативных), необходимый и достаточный для правомерного проведения деятельности в экологической сфере. Это должно быть обеспечено разработкой СТР предприятия, соответствующей положениям ФЗ «О техническом регулировании», в частности, «Методическим рекомендациям по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности».

Подчеркнута востребованность в разработке процедур менеджмента, документируемых отдельным стандартом системы экологического менеджмента, который логично должен быть «вписан» в модель PDCA, а также разработки Перечня основных нормативно правовых и нормативно – технических документов и перечня определений и терминов, используемых при осуществлении деятельности в экосфере.

Сложность, многообразие и масштабность задач правового регулирования деятельности в экосфере, свидетельствуют о становлении экологического менеджмента как вида стратегического менеджмента.

Представленные выше аналитические материалы целесообразно использовать для актуализации программы дополнительного профессионального обучения разработчиков и аудиторов системы экологического менеджмента, руководствуясь при этом требованиями раздела 7.2. «Компетентность» МС ISO 14001, приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897» и от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Литература

1. И. Ансофф. Стратегическое управление (электронная библиотека Royallib.ru).

2. И. Ансофф. Стратегический менеджмент. Экономика. М.: 1989 (электронная библиотека Royallib.ru).

3. И. Ансофф. Стратегический менеджмент. М.: Бизнеском, 2010.

4. Адушкин В.В., Козлов С.И., Петров А.В., Серов Г.П. и др. Экологические проблемы и риски воздействий ракетно – космической техники на окружающую природную среду// Институт динамики геосфер РАН, изд. «АНКИЛ», 2000.

5. Константинов А.И. Ядерная энергетика и правовая охраны природы в России. М.: Международный социально – экологический союз, 2001.

6. «Глобалистика. Энциклопедия» // М.: ЦНПП «Диалог», изд. ООО «Радуга», 2003. 1328 с.

7. Бутовский Р.О., Шарова И.Д. Компоненты и перспективы развития «зеленой экономики» в Российской Федерации// журнал «Экологический Вестник России», № 3-2017.

8. Каримова Д.Б. «Зеленый рост»: инструменты новой экономики в контексте национальных интересов России // журнал «Экологический Вестник России», № 9-2015.

9. Каримова Д.Б. Экономические, экологические результаты применения инструментов «мягкого» права в природоохранной деятельности на примере стран – лидеров по регистрации внедренных систем экологического менеджмента// журнал «Экологический Вестник России», № 1-2015.

10. Тагаева Т.О., Казанцева Л.К. Использование экономических инструментов в российской природоохранной политике// журнал «Экологический Вестник России», № 10-2015.

11. Татаркин С.В. Анализ состава международных инструментов оценки «зеленого роста» как возможность оценки ресурсной и экологической эффективности экономики // журнал «Экологический Вестник России», № 12-2015.

12. Поминов В.Ф. Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации: резервы для улучшения // журнал «Экологический Вестник России». № 8-2014.

13. Маринин С.Ю., Новиков Н.Н., Овчинникова Е.И. Система индикаторов промышленной безопасности для экологически опасных объектов // журнал «Экологический Вестник России». № 10-2014.

14. Притужалова О.А. Оценка целевых показателей стратегий и программ в области охраны окружающей среды на примере Ямало-Ненецкого автономного округа // журнал «Экологический Вестник России». № 7-2015.

15. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. О согласованности документации систем менеджмента и дополнительных профессиональных программ с документами стратегического планирования и технического регулирования // Экологический Вестник России. №№ 11,12-2015.

16. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: изд. «Россия Молодая», 1992.

17. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Учебное пособие под ред. Данилова–Данильяна В.И. М.: изд. МНЭПУ, 1997.

18. Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы экологии России. М., 1993.

19. Голубев Г.Н., Данилов-Данильян В.И., Кондратьев В.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Еще раз об основе устойчивого развития природы и общества // Вестник РАН. 1995 ,№ 6.

20. Проблемы программно-целевого планирования и управления. Под ред. чл.-корр. АН СССР Поспелова Г.С. М.: Наука, 1988.

21. Макеев С.П., Минаев В.Н., Матиевский А.В. и др. Автоматизация процессов управления рисками программ и проектов в сфере государственного оборонного заказа. ЗНП АО «Отделение ПВЭ и Ф», изд. «Экслибриз», г. Тверь, 2011.

22. Серов Г.П., Леппке Г.Н., Ермолаев С.Н., Стоянова О.Б. О системном подходе к организации управления природопользованием, охраной окружающей среды, техногенной и экологической безопасностью, защитой от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера хозяйствующего субъекта // журнал «Экологический Вестник России», №№ 9,10-2015.

23. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Парусова Н.С. Управление использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, экобезопасностью и защитой от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера как вид стратегического менеджмента // журнал «Экологический Вестник России», № 8-2016.

24. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Парусова Н.С. Имплементация в российскую правовую систему и внедрение в практику хозяйствующих субъектов международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» // журнал «Экологический Вестник России», №№ 2;3-2016.

25. Притужалова О.А. Экологический менеджмент и экологический аудит. Учебное пособие. (Изд. ЮРАЙТ, 2018).

26. Притужалова О.А. О постоянном улучшении системы экологического менеджмента // журнал «Экологический Вестник России», № 12 – 2017.

27. Масленникова И.С., Кузнецов Л.М. Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 328 с.

28. Притужалова О.А. Оценка жизненного цикла продукции — элемент экологической политики // Стандарты и качество. – 2007. - № 2. - С.66-70.

29. Притужалова О.А. Оценка жизненного цикла упаковки в Германии и России // Академический журнал Западной Сибири. – 2005. - № 4. – С. 47-48.

30. Притужалова О.А. Оценка жизненного цикла упаковки в Германии и России // Экология и промышленность России. – 2007. - № 7. - С.46-49.

31. Притужалова О.А. Оценка экологического воздействия жизненного цикла продукции // Академический вестник ТГУ. – 2007. - № 3. С.152-158.

32. Притужалова О.А. Экологическая оценка жизненного цикла продукции. Сравнительный экобаланс упаковки из комбинированных материалов в Федеративной республике Германия и Российской Федерации: Дис. … канд. геогр. наук / О.А. Притужалова. – Тюмень, 2006. - 281 с.

33. Притужалова О.А. Использование оценки жизненного цикла для решения проблемы упаковки напитков // Экология. Риск. Безопасность. Материалы II региональной научно-практической конференции (Курган, 26-27 октября 2005 г.). – 2005. – С. 96.

34. Притужалова О.А. Экологическая маркировка за рубежом и в России // Экология производства. – №№ 3,4 – 2010.

35. Притужалова О.А. Истинно экологический маркетинг и «псевдо - зеленый» маркетинг гринвошинг // журнал «Экологический Вестник России», № 5-2015.

36. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Парусова Н.С. О рекламе и «гринвошинге» услуг в области экологического аудита и сертификации систем менеджмента // журнал «Экологический Вестник России», №№ 11;12-2016.

37. Серов Г.П. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность: научно-практическое руководство. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 408 с.

38. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад для представителей властных структур. – Найроби (Кения); Москва: ЮНЕП, 2011. – 738 с.

39. Живая планета 2010. Биоразнообразие, биоемкость и развитие. – Гланд: WWF, 2010. – 116 с.

40. Курс на «зеленый» рост. Резюме для лиц, принимающих решения. – М.: ОЭСР, 2011. – 28 с.

41. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. – Нью-Йорк: ООН, 2015.

42. Доклад о реализации принципов устойчивого развития в российской Федерации. Российский взгляд на новую парадигму устойчивого развития. Подготовка к «Рио +20». – М., 2012. – 81 с.

43. http://www.cawater-info.net/green-growth/

44. Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции. – Рио-де-Жанейро: ООН, 2012. – 66 с.

45. Герасимчук И.В. Экологическая практика транснациональных корпораций. – М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2007. – 92 с.

46. Руководство по разработке и внедрению систем экологического менеджмента / Под ред. П.А. Макеенко, А.А. Никольского. - М.: Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2004. – 20 с.

47. Жуков В.В., Гришина Е.В. Развитие института общественного контроля в обеспечении экологической безопасности в рамках стратегии экологической политики Российской Федерации // журнал Экологический Вестник России», № 9-2017.

48. http://helpiks.org/6-41980.html

49. Серов Г.П., Серов С.Г. Техногенная и экологическая безопасность в практике деятельности предприятия. М.: изд. «Ось – 89», 2007.

50. http://regforum.ru/okved/

 

О.А. Притужалова,

кандидат географических наук,

кафедра социально-экономической географии

и природопользования, Тюменский

государственный университет, г. Тюмень,

Г.П. Серов,

д.ю.н., к.т.н., профессор,

НП «Экологическая аудиторская Палата», г. Москва.