Font Size

Cpanel

Возможность применения полиненасыщенных жирных кислот в качестве противоизносной присадки к авиакеросинам

Возможным способом решения задачи замещения противоизносной присадки к авиакеросинам НIТЕС-580 производства США является применение отечественной противоизносной присадки к авиакеросинам на основе промышленно выпускаемых полиненасыщенных жирных кислот. Из ранее проведенных исследований известно, что наибольший эффект дают полиненасыщенные жирные кислоты с числом атомов углерода более 18. В промышленных объемах смесь кислот получают при ректификации сырого талового масла, являющегося побочным продуктом сульфатцеллюлозного производства.

Влияние жирных кислот талового масла на противоизносные свойства гидроочищенной керосиновой фракции исследовали на аппарате BOCLE 100 по ГОСТ Р 53715 «Топлива авиационные для газотурбинных двигателей. Метод определения смазывающей способности на аппарате шар-цилиндр (BOCLE)».

Результаты проведенных испытаний показали, что введение полиненасыщенных жирных кислот талового масла в гидроочищенные керосиновые фракции значительно улучшает их противоизносные свойства. Оптимальной является концентрация 0,035% масс. Диаметр пятна износа, полученный при исследовании образцов с указанной концентрацией полиненасыщенных жирных кислот, составляет 0,51 - 0,52 мм, что находится в диапазоне характерных пределов оценки смазывающей способности товарных топлив для реактивных двигателей, содержащих присадку HITEC-580. Результаты сравнительных испытаний подтвердили высокую эффективность используемых в качестве противоизносной присадки полиненасыщенных жирных кислот.

Таким образом, установлено, что в качестве отечественной противоизносной присадки к авиакеросинам возможно использовать смесь полиненасыщенных жирных кислот, являющихся побочным продуктом сульфатцеллюлозного производства, в концентрации, характерной для ранее применявшихся противоизносных присадок (ДНК и НIТЕС 580) -0,0035%. Они эффективно улучшают смазывающую способность гидроочищенных керосиновых фракций и позволяют получать товарные топлива для реактивных двигателей.

 

Горюнова А.К., Шаталов К.В., Лихтерова Н.М.

Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA
НОВЫЙ УРЕНГОЙ 2020 март
Землепользование при недропользовании 2020 февраль