Управление риском возникновения аварийных ситуаций на линейной части магистральных газопроводов
- Подробности
- Категория: Статьи
- Создано 22.03.2019 19:17
- Дата публикации
- Автор: Editor2
Протяженность разветвленной системы магистральных газопроводов (МГ) на территории Российской Федерации составляет более 174 тыс. км. При этом значительное число проектов строительства и реконструкции МГ осуществляется в стесненных условиях, характеризующихся:
- прохождением трассы МГ по территории городов и населенных пунктов;
- наличием ненормативных сближений с городами и населенными пунктами, а также объектами гражданского и промышленного назначения;
- несоблюдением требуемых расстояний при параллельной прокладке МГ в одном техническом коридоре с существующими коммуникациями и действующими газопроводами.
Стесненные условия строительства и эксплуатации МГ обуславливают необходимость пересмотра общих подходов к обеспечению безопасности МГ, т.к. в указанных условиях возрастает не только риск увеличения числа пострадавших в случае возникновения аварии, но также вероятность реализации аварии ввиду несанкционированного воздействия.
Планирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и повышение надежности МГ в условиях влияния негативных факторов эксплуатации (ФЭ), позволяет управлять риском с учетом финансовых затрат и в значительной степени снизить негативные последствия в случае возникновения аварии. Рассматривая ФЭ, провоцирующие аварийность на МГ, как определяющие уровень риска, можно не только спрогнозировать риск аварии, используя различные подходы к моделированию, но также оценить его приемлемость с точки зрения капитальных вложений в мероприятия по снижению влияния данных факторов.
В результате анализа выявлены факторы эксплуатации, провоцирующие аварийность на линейной части МГ, предложены подходы к прогнозированию аварий на линейной части МГ с применением математических подходов к установлению форм зависимостей между факторами эксплуатации, а также использованием концепции экономически приемлемого риска.
В результате определена необходимость учета характера и комбинаций факторов эксплуатации при прогнозировании мероприятий, направленных на предотвращение аварий на линейной части МГ, а также комплексного рассмотрения состава мероприятий и учета экономической целесообразности затрат на предотвращение аварии.
Алекперова С.Т. Ревазов А.М.
Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России