Формирование экологической культуры у подрастающего поколения как составная часть культуры XXI века (Цитцер О.Ю.)

citcerОпыт России и бывшего СССР в области привлечения детей и молодежи к научно-исследовательской и научно-практической деятельности, как в некоторые области фундаментальной науки, так и практически во все сферы прикладной науки, по истине бесценен. Миллионы школьников и студентов, начиная с раннего возраста, участвовали в работе тысяч кружков, опытных станций, научных обществ учащихся, летних научных лагерей, научных Школ, Академий, школьных олимпиад, различных клубов от «КВН» до «Что, где, когда?», публиковались в детских и молодежных научно-популярных изданиях («Юный натуралист», «Юный техник», «Химия и жизнь», «Техника молодежи», «Знание-сила», «Наука и техника» и др.).

Во многом научно-технический прогресс, достигнутый Россией в середине XX столетия, был обусловлен высоким уровнем образования и ранней научно-технической подготовкой молодежи. Следует отметить, что даже в отсутствии четко выраженной, законодательно закрепленной и провозглашенной экологической политики молодежь увлеченно и активно развивала свои знания и в этой сфере.1 Как ни удивительно, но этот ресурс оказался достаточно устойчивым к экономическим и политическим катаклизмам времен Перестройки и экономическим реалиям сегодняшнего времени в России.

Даже в условиях полного безденежья, отсутствия меценатов, спонсирующих благотворительных организаций, включая отечественные фонды, в условиях сворачивания государственной поддержки внешкольной деятельности, студенческих научных обществ, сегодняшней невозможности получения средств в зарубежных благотворительных фондах, активность, настойчивость и конструктивность научного поиска молодежи не ослабевает.

Так более 20 лет подряд в рамках Всероссийских юношеских чтений им. Вернадского проводится одноименный конкурс юношеских исследовательских работ.

Начиная с 1998 года при активной поддержке творческой общественности и Фонда местных инициатив проводился Всероссийский фестиваль «Дети и экология – ХХI век».

Начиная с 1996 года проводится Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов детей и школьников «Человек на Земле».

Последний конкурс можно рассматривать как стартап, с исключительно высоким обучающим и продвигающим новейшие знания и навыки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности потенциалом, как действенную, конструктивную площадку по оценке и решению региональных экологических проблем. Отличительной чертой этого конкурса является его тесная увязка с историческими корнями, этническими, культурными и национальными особенностями природопользования на территориях Российской Федерации и стран СНГ.

Организатор конкурса - Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию»2 приглашает к участию ВСЕ детские экологические коллективы, созданные при школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, при ВУЗах, научных центрах, заповедниках и других организациях, а также семейные коллективы и детей в индивидуальном порядке. Возраст детей и подростков, участвующих в конкурсе не ограничивался, проекты принимались и от детей и коллективов дошкольного возраста.3 Конкурс проводится в три этапа.

Председателем жюри в 90-е годы был выдающийся ученый с мировым именем академик Н.Н. Моисеев. Начиная с 2000 года, жюри конкурса возглавлял известный географ, член-корреспондент РАН А.П. Капица.

Спектр исследований, проводимых детьми, поражает воображение (так, каталог с кратким описанием проектов последнего конкурса содержит 75 листов).

Работы участников группируются по проблемам:

● экологические проблемы городов;

● экологические проблемы сел и деревень;

● проблемы природных экосистем;

● этнографические исследования (исключительно интересное направление, позволяющее сохранить преемственность экологически значимых традиций, технологий и быта народов России).

Участники одного из последних конкурсов оценивали экологическое состояние более 50 больших и малых рек, 38 озер, 20 прудов и более 200 родников, ручьев и колодцев; проанализировали состав природных вод и питьевой воды в городах; пересчитали (поголовно) собак, кошек и других животных в городах; восстанавливали леса после пожаров; убирали свалки; вели разъяснительную и просветительскую экологическую работу в своих поселках, деревнях и городах, и многое, многое другое. В 43 городах были проведены комплексные экологические исследования (воздух, вода, почва, основные источники загрязнений, влияние транспорта). Для 27 школ были составлены экологические паспорта и выполнены работы по благоустройству помещений и пришкольных участков. В 10 городах школьники исследовали проблему твердых бытовых отходов и заручились согласием местных жителей на раздельный сбор мусора. Комплексные исследования проводились по 38 заповедникам, паркам и памятникам природы. Школьниками были детально описаны и экологически охарактеризованы более 400 видов грибов, водорослей, растений, рыб, насекомых, животных.

В некоторых случаях многолетние экологические исследования детских коллективов выливались в детские общественные движения. Так, Детская экологическая общественная организация «Зеленый мир» на базе средней школы № 7 гор. Саранска была создана в 1994 году и на сегодняшний день получила статус городской, а ее членами являются более 2 тысяч учащихся школ Саранска и Республики Мордовии.

В Европейской части России дети, совместно со своими руководителями осуществляли проекты.

● По изучению рек, ручьев, озер и прудов (история и топонимика, комплексное аналитическое исследование воды и гидробионтов, водоохранных зон и экосистем, очистка от мусора, зарыбление, просвещение населения).

Были изучены: воды Каргополья (Архангельская область), озеро Карасун (Астраханская область), семь родников д. Савельево, Афаносово (Киржачский район Владимирской области), озеро Святое с окрестностями (Вологодская область), Укшерозеро (Карелия), р.Убин (Краснодарский край), р.Джеганас с родниками (Карачаево-Черкессия), озеро Сисьярви (Валаам, Ленинградская область), р.Тальчик (Липецкая область), междуречье Клязьмы, Шерны, Плотни (Московская область), р.Тулома (Мурманская область), р.Кова, озера Пустынного заказника (Нижегородская область), р. Ить (Ярославская область), р.Самара степного Приднепровья (Республика Украина).

● По комплексному исследованию урбанизированных территорий (экология города, экология жилища, история населенных пунктов, промышленное развитие).

Были исследованы: микрорайон города (Архангельск); Шаранский район (Башкортостан); г.Белгород; городской парк (Суздаль, Липецкая область, Республика Мордовия, Москва, Московская область,Днепропетровск – Украина); 300 деревьев в городах и поселках Черняховск, Гвардейск, Знаменск, Междуречье (Калининградская область); все кошки в городе .Калиниграде (Калининградская область); школьная территория (Кировская область, Краснодарский край); старообрядческие поселения (Нижегородская область); перспективы развития поселений (пос.Оленья Губа, Мурманская область, Сергиев Посад, Московская область).

● По этно-экологическим исследованиям (происхождение поселений, история природопользования, традиции и ремесла).

Изучены орнаменты и рисунки (Карелия); изучены приемы и восстановлено древнее искусство ткачества (Московская область); разработаны программы творческих конкурсов, изучены традиционные праздники и обычаи (Удмуртия, Пензенская область, Калмыкия).

● По изучению проблемы отходов и загрязнения мусором, включая вовлечение населения в раздельный сбор мусора (Белгород, Калмыкия, Москва, Московская область, гора Машук - Ставропольский край, Украина).

Уровень работ, выполняемых детскими коллективами во многих случаях столь высок, что их результаты используются при составлении кадастров, при проведении экологических экспертиз, как обоснование для организации охраняемых территорий. Так, с 1997 года Тульский областной эколого-биологический центр возглавляет систематические мониторинговые наблюдения за малыми водотоками области, участвуя в государственных экологических программах. Благодаря проведенным школьниками исследованиям в Тульском регионе создана уникальная школьная сеть биомониторинга малых рек по административным районам и бассейнам рек, позволяющая вести широкомасштабный контроль экологического состояния речной сети.

Результаты конкурса свидетельствуют также о том, что в сельской местности возрастает активность юных экологов. Ими были представлены интересные и перспективные проекты:

● о поддержании качества пастбищ и регулировании выгулов скота на них (Кабардино-Балкария);

● о семейных коллективах биологического (без применения химических средств) земледелия (Орловская область);

● о проведении инвентаризации и решении проблем обустройства и ликвидации пришедших в негодность складов и свалок агрохимикатов, пестицидов, в том числе из стойких органических загрязнителей (Липецкая область).

Обязательным этапом каждого проекта были активные действия. Школьники писали письма и встречались с главами администраций, конструктивно сотрудничали с природоохранными и санитарными органами, добивались принятия решений в пользу рек и озер, расчищали русла, благоустраивали берега, убирали мусор. Их действия во многих случаях явились мощным и заразительным примером для местных жителей и чиновников.

Помимо традиционных связей с научно-исследовательскими институтами и центрами, различными природоохранными службами, инспекциями, общественными организациями, ассоциациями и комитетами как отечественными, так и зарубежными, в круг общения детских экологических коллективов оказались вовлечены такие учреждения, как Экспертно-криминалистическая служба МВД, ГИБДД, ЗАГС, ряд храмов и монастырей, творческие союзы и фольклорные коллективы.

Жюри отметило, что круг организаций, с которыми детские коллективы имели деловой контакт в процессе своей деятельности заметно расширяется от конкурса к конкурсу.

Особенно радуют семейные проекты и участие в них малышей, многие из этих работ просто блестящие. Понимая, что при оценке таких работ не всегда можно выделить заслуги самого ребенка, жюри приняло решение объединить такие работы в номинацию «Первые шаги в экологии».

Подобный опыт работы с малышами чрезвычайно полезен для распространения и несомненно будет способствовать исполнению главной цели Конкурса – формирование экологической культуры у подрастающего поколения – важной составной части культуры XXI века.

Каждая работа заслуженно награждается дипломом «Хранители Земли» семи ступеней по четырем номинациям.

Все это еще раз подтверждает факт - в условиях демократизации российского общества и свободного информационного обмена жизненно важной экологической информацией, 25 лет активной последовательной работы научной, педагогической и широкой неправительственной общественности по экологическому просвещению и информированию граждан всех слоев общества не пропали даром. Такая работа постоянно востребована и нуждается в тиражировании.

Недаром при вопросе в сети интернет – «выполненные работы по экологическому просвещению» - отражается цифра 791 тысяча ответов!

Подрастает уже несколько поколений россиян - экологически грамотных, умеющих и желающих защищать природные богатства и окружающую среду своего Отечества.

____________________________________

Текстовые сноски на индексы

1 В 60-годы XX столетия количество только станций «Юных техников» и «Юных натуралистов» превышало по стране 5 тысяч. На весь мир известна Новосибирская школа математиков, Челябинское научное химическое общество учащихся, Малая Академия наук Крыма (МАН). Основной девиз Крымского «Искателя» - «Труд, мысль, дерзание, творчество - тебе, Родина! ». Малая Академия наук Крыма, возникновение которой совпало со столетием В.И.Вернадского, наглядно продемонстрировала преемственность и основополагающее значение идей великого ученого. Активно участвуя в научных и поисковых работах Института биологии южных морей, Крымской обсерватории, заповедников Крыма, молодые исследователи внесли значительный вклад в изучение природно-климатических и экологических и историко-краеведческих особенностей Крымского полуострова и, на своих ежегодных сессиях, донесли свои открытия и находки до сведения всех крымчан и, что особенно важно, до тысяч детей, отдыхавших в эти годы в пионерлагерях Крыма. Среди воспитанников МАН более 200 человек стали кандидатами наук, более 30 - докторами наук.

Челябинские «химики», в 60-70 годах прошли экспедиционными маршрутами реки, озера, поля и карьеры своей области, провели тщательные анализы и представили широкой общественности результаты самого настоящего экологического мониторинга по влиянию многих предприятий. Эстафету челябинцев подхватили во многих школах и юношеских обществах страны: в Вологде изучали состояние водных объектов; в Воронежской области, в Кстове и в Харькове - школьники выполняли многолетние исследования по изучению влияния сельского хозяйства и городских агломераций на состояние окружающей природной среды; исключительно интересную работу проделали ребята из Новокузнецка - они провели биомониторинг городской среды по 64 показателям, а затем тщательные аналитические исследования в локальных точках максимального неблагополучия, что позволило привлечь внимание администрации города к предприятиям-загрязнителям; разнообразные экологические проблемы успешно изучала и решала «Лаборатория оптимизации природопользования» г.Пущино, Московской области.

(подробнее см. ст. Цитцер О.Ю. «Опыт участия детей и молодежи в научной и практической деятельности по охране окружающей среды и природопользованию на территории бывшего СССР», в материалах пятой научной конференции «Человек и Природа – проблемы социоестественной истории», 1996, Крым).

2 www.chemeco.ru

3 Большая часть (70%) детских коллективов, принимающих участие в конкурсе, проживают в маленьких городах районного значения, поселках, селах и деревнях.

О.Ю. Цитцер,
внештатный эксперт Минприроды России