Font Size

Cpanel

Завтра будет лучше, чем вчера

Блестящий прошлый год на рынке полипропилена в России вновь заставляет задуматься о стратегических перспективах этого полимера и его производителей

В понедельник 26 марта в Москве в отеле Ritz-Carlton состоится конференция Creon «Полипропилен 2012». Прошедший 2011 год был для российского полимерного рынка непростым – рост спроса не оправдал ожиданий производителей, переработчиков и трейдеров. Как результат – непроданная продукция на складах и падение цен в середине лета. Эту печальную картину наблюдали игроки практически всех крупных сегментов полимерного рынка России. Наращивать производство при такой конъюнктуре сложно, особенно, когда новых мощностей нет, а все существующие загружены. Тем не менее, производителям полипропилена удалось это сделать, по итогам года выпуск полимера увеличился на 8,5%. Параллельно выросли как экспорт, так и импорт гранулята; отрасль все больше переходит в режим марочного обмена с зарубежными странами, когда рядовые марки вывозятся на соседние рынки, а инновационные ввозятся из дальнего зарубежья.

Технологи знают, каким образом можно увеличить номинальную мощность установки на 10-15% и более, однако злоупотребление подобными инструментами чревато повышенной аварийностью и неизбежно ведет к сужению ассортимента продукции и ухудшению ее качества. Что же заставляет производителей идти на подобный риск? Какую роль играет в принятии этих решений конъюнктура собственно рынка полипропилена и какую – положение дел на рынках других полимеров? Полипропилен – продукт универсального спроса, у него нет какой-то одной, гипертрофированно развитой области применения, от которой зависит состояние всего рынка. Если мы говорим о ПЭТФ, то традиционно речь идет о пластиковых бутылках, если о полистироле, то о теплоизоляционных плитах, если о ПВХ, то, естественно, о пластиковых окнах, если о ПЭВП, то, конечно же, на первый план выходят полимерные трубы. Структура потребления полипропилена куда более диверсифицирована, это позволяет ему выступать в качестве «палочки-выручалочки» при плохой конъюнктуре на рынках других продуктов. Однако заслуживает ли полимер именно такой роли?

Универсальность применения – не единственное положительное качество полипропилена. В отличие от ПВХ и производных бензола он считается экологически безопасным, легко модифицируется, прост в переработке и при этом сравнительно дешевый. Он давно и успешно вытесняет полистирол и полиуретаны в качестве, например, материала для бамперов, начинает выдавливать полистирол и ПЭТФ с рынков пищевой упаковки с высокими барьерными свойствами, теснит полиэтилены на пленочном рынке. Все эти тенденции в той или иной степени уже выражены и в России. Впрочем, ситуация, когда рынок развивается и живет своей жизнью, а производители – своей собственной, привычная для рынка полиэтилена, начинает постепенно формироваться и на рынке полипропилена. Какая часть продукции российских предприятий может быть отнесена к «инновационной», а какая пригодна только для выпуска пластмассовых тазиков и разовых стаканчиков? Беремся утверждать, что сейчас они распределены примерно поровну. Что будет с «отстающими» российскими предприятиями, особенно в свете реализации новых инвестиционных проектов и скорого запуска Омского «Полиома»?

Рост рынка не означает, что на нем ослабевает конкуренция. Сейчас в России четыре компании-производителя полипропилена, скоро появится пятая, и работать станет весело. Тем более, что поток импортного гранулята в Россию не сокращается, а только растет. В таких условиях уход с рынка отдельных поставщиков – вполне естественное событие. Рынок вполне безболезненно сможет пережить сокращение мощностей на 100 тыс. т. К сожалению, в декабре из-за аварии остановился комбинат «Ставролен» и в течение двух с лишним месяцев буденновский полипропилен на рынок не поступал. Какие последствия будет иметь это событие для российского рынка полипропилена в 2012 году? Сможет ли рост спроса облегчить «ЛУКойлу» восстановление утраченных позиций?

Это вопросы тактические, вопросы ближайшего будущего отрасли. Однако есть и стратегические проблемы. Первая и главная – насколько производители других полимеров готовы мириться с тем, что уступают рынок полипропилену? Ответные действия производителей вряд ли заставят себя долго ждать. Немаловажно и то, как быстро будет идти технологический прогресс в отрасли, которая в России все еще больше ориентируется на цену продукта, а не качественные характеристики? Что можно сделать, чтобы его ускорить? Какие инвестиционные решения следует принимать компаниям, в портфеле продуктов которых помимо полипропилена есть и другие полимеры? Ответы на эти вопросы даст предстоящая конференция Creon. Но уже немаловажными сейчас становятся и проблемы сырьевого обеспечения производств полипропилена. На его выпуск в России идет более половины пропилена, однако все растущий спрос на нефтехимикат предъявляют и другие производства, в частности, выпуск фенола и бутиловых спиртов. Кроме того, в отрасли продолжают обсуждаться идеи создания в России крупного производства окиси пропилена для нужд полиуретановой индустрии. Экспорт пропилена из России, некогда значительный, сейчас почти сошел на нет, в будущем ожидается его дефицит, который может нарушить радужные планы полипропиленщиков. Сможет ли расширенное использование пропан-пропиленовой фракции НПЗ вместо пропилена улучшить ситуацию? Какими последствиями для рынка и действующих производств обернется удорожание пропилена в России и есть ли способы радикального решения этой проблемы за счет использования пропана? Эти жизненно важные для индустрии вопросы также будут обсуждаться на предстоящем мероприятии.

Напоминаем, что IX Международная конференция «Полипропилен 2012» состоится 26 марта 2012 г. в отеле «Ритц-Карлтон». Спонсоры мероприятия - компании «Центрополимер» и «Европластик» и Группа «Полипластик», конференция пройдет при партнерской поддержке компании Milliken. Дополнительную информацию о предстоящей конференции можно получить по тел. + 7 (495) 797-49-07 или e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA