Кто держит в руках бензиновый «фитиль»

bg18 3У граждан нашей страны на острую нехватку и резкое повышение цен на бензин и дизтопливо, может быть, как кому-то казалось, давно должен был выработаться устойчивый иммунитет. Ведь каждый год, почитай, мы переживаем подобную чехарду. Только нынешний бензиновый «фитиль» вспыхнул так резонансно, что даже власти трудно разобраться, в чьих он руках. Нас же, простых смертных, больше интересует, что нужно сделать родному государству, чтобы наконец-то избавиться в богатейшей нефтью и газом стране от провоцирующих социальную нестабильность дефицита и стремительного взлета цен на нефтепродукты.

Да и как может эта тема не интересовать, если, как сообщает Росстат, сейчас литр 95-го стоит 43 рубля 38 копеек, и это средняя цена по стране. А в середине марта он стоил в среднем 41 рубль 20 копеек. В это же время заговорили, что к осени бензин будем брать чуть ли не по 50 рублей.

Из того, что сегодня говорится о причинах дефицита и повышения цен на бензин, в основном, не все понятно для владельцев «Лады», да и не каждого «Мерседеса». Разобраться в хитросплетениях анализов, выводов, гипотез экспертов, экономистов, финансистов, ученых, чиновников, нефтяников – далеко не каждому под силу. Вот как, к примеру, пояснил создавшуюся ситуацию директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев: он сказал, что рост цен на бензин при снижении стоимости «черного золота» наблюдался из-за того, что цены потребителей постепенно догоняли цены производителей. А вот «предшествующий рост цен на бензин на фоне снижения был во многом догоняющим, а сейчас основной фактор - это внешние цены», - цитирует И. Дмитриева «Интерфакс». Согласитесь, вот это загогулина - точно не для простых автовладельцев и тех, кто днями профессионально крутит баранку!

И глава «Роснефти» Игорь Сечин, по сути дела, тоже развел руками по этому же случаю на годовом общем собрании акционеров. Правда, как автомобилист, он выразил сочувствие коллегам: «…Меня тоже как автомобилиста она [цена] расстраивает, но если государство увеличивает акцизы на бензин, то при чем тут компании?» - риторически спросил Сечин, отвечая на замечание миноритарного акционера компании о высоких ценах на автозаправках страны.

Действительно, осенью предыдущего года Госдума РФ приняла решение о ежегодном повышении акцизов на протяжении трех лет на алкоголь, табак и топливо для автомобилей. Видимо, наши народные избранники в один ряд вредных привычек соотечественников пить и курить, поставили и потребление бензина, чтобы окончательно сделать повседневную жизнь своих сограждан здоровой, счастливой и спортивной. Правда, при этом они совсем забыли, что кроме частного сектора автолюбителей, есть общественный транспорт, сельское хозяйство и другие отрасли, где дефицит и высокие цены на топливо способны уничтожить любые достижения.

После таких объяснений уже не кажутся неожиданными сообщения ВЦИОМ от 6 июня сего года о том, что большинство россиян (64%) в последние два месяца отметили значительный рост цен на бензин и среди его причин чаще всего называют экономическую политику российских властей. При этом каждый десятый житель страны винит в резком удорожании топлива Владимира Путина. А многочисленные эксперты, которых цитируют СМИ, считают, что регуляторы рынка - ФАС и Минэнерго - потеряли контроль над ситуацией.

В связи с этим нельзя не вспомнить и недавнюю «прямую линию» с президентом страны Владимиром Путиным, на которой ему был задан такой же прямой вопрос дальнобойщика из Петербурга: «45 рублей за литр солярки, сколько возможно это терпеть? Вся страна 18 марта сделала большой выбор, за вас проголосовала, а вы цены на бензин не можете остановить!» - возмутился мужчина.

Действительно, каким же долгим и безрезультатным должен быть поиск причин, объяснений власти, чтобы, как сообщают СМИ, закончился бензин на Курильском острове Кунашир вовсе, а на черном рынке Дальнего Востока топливо стоило 100 рублей за литр и его начали завозить из Японии.

Господа министры и главы нефтяных госкомпаний! Ведь наш президент рассадил вас по руководящим креслам с полной уверенностью, что после своего избрания сможет осуществить объявленный всему российскому народу курс на повышение благосостояния населения. А в реальности вы своими полумерами только пытаетесь притушить пылающий бензиновый «фитиль», а не сделать все необходимое, чтобы никогда не допускать его возгорания, и, как показывает нынешняя ситуация, чреватого для страны не только откровенными вопросами питерского дальнобойщика.

Материал подготовлен на основе открытых источников информации

Б. Триль,

член Союза журналистов России,

член Общественного совета при Росприроднадзоре