Быть учителем хорошо, а бизнесменом лучше

bg18 3На вопрос учителя из Дагестана о большой разнице в зарплате, как пример, с полицейским, премьер-министр Дмитрий Медведев посоветовал жалующимся менять профессию и уходить в бизнес. Не удивительно, что это высказывание в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» возмутило не только профессиональное сообщество. Последовал общественный взрыв негодования, вплоть до сбора подписей за отставку премьера. К сожалению, в Кремле посчитали, как сообщают СМИ, что все это, «носит очевидно заказной характер».

Казалось бы, уже никого не могут удивить многочисленные «перлы» российского премьер-министра Дмитрия Медведева, которые он периодически отпускает, не скупясь и, вероятно, мало задумываясь над их последствиями. Сегодня Дмитрию Анатольевичу уже принадлежит их целый перечень, запомнившихся народу. Это с его легкой руки сегодня гуляет по стране: «Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья», так он ответил крымским пенсионерам по поводу их низкого уровня пенсий.

И если говорить в целом об особой ответственности высших государственных лиц за содержание публичных спичей, то, скажем, не меньше вопросов вызвало у порядочных людей страны сказанное Дмитрием Медведевым об отправленном президентом Владимиром Путиным в отставку бывшем министре обороны А. Сердюкове. Не иначе как «эффективным министром обороны» назвал тогда премьер-министр экс-руководителя ведомства, против которого было возбуждено расследование, связанное, в первую очередь, с деятельностью департамента имущественных отношений Минобороны, возглавляемого скандально известной и впоследствии осужденной за преступные деяния Е. Васильевой. Возможно у Д. Медведева было бы другое мнение, выслушай он тех, кто были настоящими профессионалами военного дела. И тогда бы не было, к примеру, слов маршала Дмитрия Язова об этой ситуации: «Лучший» министр обороны Анатолий Сердюков привел за собой целый гарем и чуть не угробил армию».

Только вот с этим самым «выслушать» тоже не все просто складывалось у Дмитрия Анатольевича, если вспомнить, как в бытность еще своего президентства, на заседании комиссии по модернизации экономики, Д. Медведев сделал жесткий выговор одному из руководителей российских корпораций за неуклюже сформулированный к нему вопрос, на что он ответил: «Моя не реплика уже, а приговор. Реплики у вас. А то, что я говорю, в граните отливается». Вот так, мало того, что человечество еще не изобрело технологии «отливать» слова в граните, так сколько в сказанных тогда словах не реализованного собственного величия.

Скорее всего, будь все по-другому с умением слушать и слышать людей, то во время встречи российского премьер-министра Д. Медведева с участниками форума «Территория смыслов» непременно был бы затронут вопрос, как сделать профессию учителя престижной в нашей стране, откуда взять необходимые для этого средства. То, что обеспечить финансово такую программу непросто даже при большом желании всех, говорят и результаты недавних исследований холдинга Ромир. Как ни прискорбно, но наиболее острой для россиян проблемой остается рост цен и инфляция (70%), второе и третье место занимают бедность и низкие зарплаты (66%), а также безработица (41%). При этом необходимо обратить внимание, что более трети (36%) респондентов обеспокоены коррупцией, и этот показатель вырос на 6 процентных пунктов по сравнению с результатами аналогичного опроса в 2014 году (30%).

Еще более конкретно о главном зле в России, о коррупции, сказано в недавнем докладе Генпрокуратуры. Так, в Курской области количество преступлений, связанных со взяточничеством, выросло с 89 до 257, то есть на 189 процентов, за первые шесть месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Второе место по коррумпированности заняла Республика Удмуртия, где этот показатель увеличился на 113 процентов. На третьей позиции - Астраханская область (рост в 105 процентов). Вот где неиссякаемый источник для пополнения бюджета, в том числе и на образование, а значит и на зарплату учителей! Но эта тема, к сожалению, не обсуждалась на столь представительном форуме.

Возвращаясь к сообщению из Кремля, где посчитали, что массовый протест против беспардонного высказывания Д. Медведева «носит очевидно заказной характер», можно сказать с уверенностью, что большинство возмутившихся объединяет память, в которой бережно хранится имя и отчество своей первой учительницы. Для меня, хотя и прошло без малого семь десятков лет, образ, отношение к нам, первоклашкам, моей первой учительницы Елизаветы Ивановны останется в памяти навсегда. А потому скажу честно, мне никто и никогда не заказывал мое искреннее возмущение, я руководствуюсь только собственной совестью и памятью, в том числе, и о самом дорогом мне человеке на свете – маме, простой сельской учительнице, отдавшей школе более полувека своей жизни.

Ее служение навсегда выбранной профессии стало примером на все мои времена, потому что для нее учительство не было работой, она исполняла свою миссию - вложить в каждого из детей не только знание школьных предметов, но и то, что станет для них ориентиром нравственности, чести. Помню, как она допоздна занималась настойчиво с теми, кому не давались первые азы школьных предметов, брала к себе в класс учеников, которые считались «трудными», безнадежными, а если по уважительным причинам она не могла пойти на занятия в свой класс, то переживала до слез, что так случилось. А через много лет я читал берущие за душу к ней письма от бывших учеников, которые тепло вспоминали школьные годы и благодарили ее за терпение и искренность, доброту и требовательность.

При этом необходимо заметить, что при всех высших руководителях страны, начиная от Сталина, ее никто никогда не «посылал» к другой профессии. Государство всегда исправно исполняло свои обязанности по обеспечению учителей бесплатными жильем, коммунальными услугами, дровами, углем, что в целом свидетельствовало об огромном уважении к профессии учителя на фоне общей картины жизни народа. А уровень той жизни, к примеру, в послевоенную пору определялся необходимостью скорейшего восстановления до тла разрушенной войной страны, создания жизненно необходимого ядерного щита. Для исполнения этих сверхзадач в жертву приносилось все, простым людям приходилось даже есть траву-лебеду, но забота государства об учителях оставалась неизменной.

Отсюда и бесспорный вывод: чем выше уровень такой заботы и внимания к профессии учителя, тем меньше вероятность появления в нашем обществе военнослужащих типа Пермякова, совершившего страшное преступление в армянском Гюмри, а будет больше настоящих Героев России, которыми гордится вся страна, как старший лейтенант Александр Прохоренко, вызвавший в Сирии огонь на себя.

Так что в жизни каждого из нас все начинается со школы, с первого учителя.

Материал подготовлен на основе открытых источников информации
Б. Триль,
член Союза журналистов России