Font Size

Cpanel

Освоение нефтегазодобычи в российской Арктике – стратегия на обеспечение долгосрочной энергобезопасности страны

filimonovaivОсвоение арктической территории на современном этапе развития экономики и НГК России нельзя рассматривать только с экономической точки зрения. Освоение шельфовых месторождений – это инвестиционный проект, который имеет очень продолжительный так называемый «прединвестиционный период». В этой связи, основной эффект, который государство может получить – это стратегический (геополитический), что Россия способна ставить и решать крупные народнохозяйственные задачи, эффект от которых будет получен в будущем. И самое главное здесь – не упустить время, как это случилось с многими проектами в России – СПГ, гелий, нефтегазохимия и др.

В США открытие крупнейшего в настоящее время месторождения сланцевой нефти Bakken состоялось в 1957 году. И только с 2000-х гг. начались масштабное введение многостадийного ГРП и интенсификация добычи. Таким образом, с начала освоения до выхода на «серьёзную» добычу прошло более 40 лет. Технологии и опыт необходимо нарабатывать и разрабатывать внутри страны, аккумулировать финансовые ресурсы для предстоящих крупных капиталовложений, осуществлять стратегическое планирование.

Особенностью развития нефтегазового комплекса является продолжительный горизонт планирования, что зависит от большого временного интервала от момента начала геологоразведочных работ до открытия месторождения и ввода его в промышленную эксплуатацию. Российским законодательством установлено максимум 12 лет на проведение геологоразведочных работ на лицензионных участках, полученных в пользование, включая поисково-оценочный этап, однако часто эти сроки нарушаются, либо пересматриваются в пользу увеличения.

Стоит отметить, что ещё более продолжительным по времени является решение транспортно-логистического вопроса. Так, первые обсуждения перспектив формирования трубопроводной инфраструктуры на Востоке России начались ещё в середине 1960-х годов и только строительство в 2008 году нефтепроводной инфраструктуры в Восточной Сибири позволило увеличить добычу с 1,5 млн т в 2008 году до 27,2 млн т в 2011 году. Таким образом, чтобы поддержать добычу нефти и газа на запланированных высоких стабильных уровнях до 2050 года, необходимо проводить активные поисковые, геологоразведочные работы уже в настоящее время.

Конечно, интерес к Арктике является отчасти следствием возрастающей международной конкуренции за энергоносители. С начала добычи нефти с глубоководных месторождений в середине 1980-х гг. в настоящее время доля глубоководной нефти в мировом балансе достигла 10%. Вместе с тем, в десятке крупнейших компаний ведущих добычу нефти на шельфовых месторождений, а также в рейтинге компаний по числу освоения проектов на шельфе отечественные компании не представлены.

Следует также учитывать, что в связи с уникальностью объектов освоения, в мире слабо развит рынок апробированных технологий добычи, обустройства и транспорта углеводородов для месторождений арктических морей. Существует ряд нерешённых технологических вопросов – транспортировка мультифазных потоков на большие расстояния, подводное обустройство, выработка электроэнергии под водой, увеличение дедвейта шаттл-танкеров (челноков) и др. Их решение для России может стать драйвером инновационного развития, укрепит демографическую и социально-экономическую ситуацию регионов Севера.

Повышенный интерес к освоению Арктики, действительно, вытесняет решение актуальных для нефтегазового комплекса страны вопросов, как повышения рентабельности освоения месторождений, находящихся на стадии падающей добычи, месторождений с низконапорным газом, трудноизвлекаемых углеводородов и др., но, тем не менее, это никак не связано с целесообразностью освоения арктической зоны. Отмечаемый дисбаланс в пользу государственного стимулирования арктических и шельфовых проектов является политически мотивированным решением, создающим предпосылки для будущего доминирования России в вопросах освоения арктических шельфов, где межгосударственная борьба уже довольно ярко выражена.

Таким образом, вопрос освоения нефтегазодобычи в Арктике и на шельфе во многом не новый и касается, в первую очередь, стратегии развития нефтегазового комплекса в целом и обеспечения энергетической безопасности страны на долгосрочную перспективу.

И.В. Филимонова,
к.э.н., доцент, в.н.с.,
Институт нефтегазовой геологии и геофизики
им. А.А. Трофимука СО РАН,
зав.кафедрой политической экономии,
Новосибирский государственный университет,
г. Новосибирск.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA