Строитель виноват, потому что он строит
- Подробности
- Категория: Колонка редактора
- Создано 02.04.2013 22:13
- Дата публикации
- Автор: Super User
С. Ким, К.А. Коваленко
В последние годы миллионы наших соотечественников, ежегодно посещая зарубежные страны, не перестают удивляться существованию государств с высочайшим уровнем экономического развития, практически с полным отсутствием природных ресурсов, как, к примеру, Сингапур. При этом, непременно возникает вопрос, как же они смогли добиться благополучия для своего государства? Ответ прост – эта страна смогла создать благоприятный инвестиционный климат, сделав своё законодательство простым и доступным, что способствовало практически полному искоренению коррупции. В итоге – государство имеет одну из сильнейших в мире экономик.
- В нашей стране на самых высоких властных уровнях с завидным постоянством говорится о необходимости борьбы с коррупцией, поддержки отечественного бизнеса, ужесточения мер в отношении взяточников и т.д. Есть даже примеры разоблачения коррупционеров различного уровня. Но будут ли эти меры эффективны в целом для государства, если для разгула чиновничьего беспредела есть вполне законные основания? В статье авторами рассматривается всего лишь один пример из тысяч подобных.
- Ранее на страницах журнала мы уже приводили пример, когда тысячи предприятий различных форм собственности можно было привлечь к уголовной ответственности на вполне законных основаниях только лишь за то, что они измеряют скорость ветра или температуру воздуха [2]. В настоящей статье рассмотрим статью 9.4. КоАП [3]. Для того, чтобы у читателей было представление о чём идет речь, приведу полностью текст статьи. И если часть 1 более-менее доступна для осмысления, то часть 2 и 3 указанной статьи – сплошная головоломка. Для удобства читателей жирным подчеркнутым текстом выделены непонятными мне, как специалисту с 15 летним стажем работы, формулировками:
- 1. «Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
- 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
- 3. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Рассмотрим каждый вид из перечисленных нарушений отдельно.
- 1. «…либо которые повлекли причинение вреда … жизни или здоровью … и растений…». Если с жизнью растений еще как-то можно разобраться, то с их здоровьем большой вопрос. Сколько я ни пытал всех знакомых ученых-ботаников, так и не смог найти ответ, что значит термин здоровье растений. Например, является ли сорванный листок вредом для здоровья дерева, у которого тысячи листьев? Если да, то за сорванный ради праздного любопытства рабочим листок, можно наложить штраф на предприятие в размере 600 000 рублей либо приостановить его деятельность на 60 дней. А если в течение года после наказания сорвать еще один листочек, то штраф может достигнуть миллиона рублей либо остановку деятельности предприятия сроком на 90 дней.
- 2. «…либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан…». В проектной документации нельзя учесть абсолютно всё. Это может подтвердить любой проектировщик. Допустим, во время проведения строительно-монтажных работ (СМР) на строительную площадку заезжает транспортное средство либо спецтехника, не указанные в проекте. Любое транспортное средство является источником повышенной опасности по определению, значит, может угрозу жизни или здоровью граждан. В таком случае повторяется сценарий примера 1.
- 3. «…либо которые создали угрозу причинения вреда … окружающей среде…». Согласно ст. 3 №7-ФЗ [4] любая деятельность потенциально опасна для окружающей среды. Как ранее говорилось, в проекте невозможно для мельчайших деталей предусмотреть всё, следовательно, может создаться угроза причинения вреда окружающей среде. Допустим, в ходе выполнения земельных работ к выравниванию площадки привлекли более мощные бульдозеры, или привезли электроды иной марки для сварщиков. Меняются шумовые характеристики, интенсивность выбросов и т.д. Значит, возникает угроза причинения вреда окружающей среде. Следовательно, можно привлечь к ответственности предприятие аналогично случаю 1 и 2.
- 4. «…либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью… животных и растений…». Просто вдумайтесь в эту формулировку! Это, наверное, самый запутанный пункт. Под это можно подвести всё, что угодно. И тут всё зависит только от фантазии и воображения представителей проверяющих органов. Можно привести примеры мотыльков, погибающих в фонарях освещения, или комара, пролетающего под грузом, который поднимает кран (угроза то есть – груз же может сорваться, лопнуть трос, оторваться крюк, не выдержать крепление - да мало ли что!). А кто даст гарантию, что техника при уплотнении грунта не раздавит дождевых червей или иных насекомых обитателей почвы? Нет такой уверенности ни у кого. Под данное нарушение можно подвести любую строительно-монтажную организацию на абсолютно законных условиях, лишь бы не подвела фантазия проверяющих. Как и в указанных выше случаях, предприятие с легкостью может быть привлечено к ответственности.
- Таким образом, если вне закона оказываются тысячи предприятий по всей стране, это означает лишь одно – норма права не проработана и изначально несёт в себе коррупционную составляющую. В среде бизнесменов есть принцип – «все законы соблюсти невозможно, надо хотя бы пытаться их не нарушать». Но в описанном случае не нарушать законы просто не представляется возможным. И, как итог, мы имеем вывод аналогичный названию статьи – строитель виноват, потому что он строит.
Законодательная власть должна понять, развитие экономики государства и благосостояние граждан во многом зависят от того, какие законодательные и нормативно-правовые акты принимаются. Надеюсь, когда-нибудь в будущем мы будем жить в правовом государстве с эффективными и прозрачными законами, которые легко и выгодно будет исполнять, а не думать постоянно о том, что вообще имеется в виду в той или иной норме права. Пока же остаётся надеяться, что хотя бы кто-то из имеющих полномочия лиц прочтёт статью и инициирует исправление описанного безобразия.
Литература
- 1. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ Об экологической экспертизе.
- 2. С. Ким, Д.А. Горнов, К.А. Коваленко, Н.В. Залевский О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.//Экологический вестник России. – 2011. - №12. С. 60-63.
- 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. №195-ФЗ от 30.12.2001 г.
- 4. Федеральный закон Об охране окружающей среды. №7-ФЗ от 10.01.2002 г.
Сергей Ким, и.о. директора Департамента проектно-изыскательских работ,
Константин Анатольевич Коваленко, главный инженер проектов, ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»