Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (04, 2020)

doev2Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: С территории нашей организации осуществляется отведение и сброс ливнёвых сточных вод через подземную водоотводящую систему (с очистными сооружениями) с водовыпуском в ручей без названия, являющийся притоком реки Сосенка. При проведении лабораторных исследований сточных вод было установлено, что имеются превышения концентраций загрязняющих веществ, установленных для водоёмов рыбохозяйственного назначения. Может ли наличие превышения допустимых показателей повлечь привлечение к ответственности?

Ответ: В соответствие с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований данного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи обязаны не допускать при использовании водных объектов нанесения вреда окружающей природной среде.

В силу ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Пунктом 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Вышеуказанные действия нарушают правила охраны водных объектов и могут повлечь загрязнение водного объекта, а также содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение).

Совершение вышеуказанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Вопрос: Можно видеть, как в питомнике для собак животным часто дают корм из пакетов без опознавательных знаков. Регламентирована ли в действующем законодательстве обязанность, предусматривающая наличие ветеринарных сопроводительных документов на корма для животных в питомнике?

Ответ: Согласно ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии со ст. ст. 13, 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 организации, владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы.

Согласно ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

Организации и граждане, осуществляющие хранение продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Статьей 2.3 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров.

Уполномоченные лица организаций, являющихся участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения, подвергнутую тепловой или иной обработке, обеспечивающей уничтожение в ней патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, и (или) упакованную в потребительскую или транспортную упаковку, исключающую ее контакт с внешней средой, из перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, при условии, если такая продукция или сырье, из которого она изготовлена, прошли установленные ветеринарным законодательством Российской Федерации процедуры подтверждения (обеспечения) безопасности.

Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 утверждены ветеринарные Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях (далее - Правила).

В силу п. 1 вышеуказанного приказа, Правила разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю, подтверждения ветеринарного благополучия территорий мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при перемещении их по территории Российской Федерации и устанавливают порядок организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в Российской Федерации.

Пунктами 2, 3, 7 Правил предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648.

Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при производстве партии подконтрольного товара; перемещении (перевозке) подконтрольного товара; переходе права собственности на подконтрольный товар.

При производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ветеринарные сопроводительные документы оформляются на основании сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров; результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена.

Использование корма для питания животных без ветеринарных сопроводительных документов может повлечь за собой болезни, а также гибель животных.

Кроме того, ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических и должностных лиц.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы в судебном порядке добивается ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории Новомосковского административного округа г. Москвы.

Проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения требований земельного и природоохранного законодательства ввиду незаконного складирования отходов грунта, загрязненного строительным мусором на площади более 2,4 га в границах земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190208:2 по адресу: г. Москва, пос. Марушкинское, дер. Соколово, з/у № 22. Согласно расчету Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы причиненный почвенному покрову ущерб превысил 176 млн рублей.

При этом ООО «ЕТС», в собственности которого находится вышеуказанный земельный участок, меры, направленные на вывоз (утилизацию) отходов, недопущению дальнейшего ухудшения состояния почв не предпринимались.

С учетом изложенных обстоятельств, природоохранной прокуратурой предъявлен иск к ООО «ЕТС» об освобождении участка от отходов, его рекультивации, а также прекращении деятельности по нецелевому использованию данного участка.

Вступившим в силу решением Щербинского районного суда г. Москвы иск прокурора удовлетворен, на общество возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды путем вывоза отходов, рекультивации нарушенных земель и прекращению деятельности, не соответствующей целевому назначению и виду разрешенного использования спорного земельного участка.

Исполнение решения поставлено прокуратурой на контроль.

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведен выездной прием граждан

Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы Марат Дураев провел в администрации Парка Культуры и Отдыха «Фили» выездной приём населения. На приём обратились граждане с вопросами, касающимися развития особо охраняемых природных территорий столицы, в том числе и парка «Фили», который также носит статус особо охраняемой природной территории.

По волнующим граждан вопросам были даны разъяснения, по заявлениям о нарушениях природоохранного законодательства прокуратурой будут организованы проверочные мероприятия.

Практика выездных приемов населения будет использоваться и в дальнейшем, сообщили в природоохранной прокуратуре.

Судом удовлетворены исковые требования межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы об обязании освободить самовольно занимаемый земельный участок в границах особо охраняемой природной территории

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения требований природоохранного, земельного и градостроительного законодательства при использовании земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Исаковского, вблизи д. 37, корп. 2, стр.1 в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий».

Установлено, что в нарушение требований природоохранного, земельного и градостроительного законодательства, в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы и разрешения на строительство на территории парка начаты работы по возведению объектов капитального строительства, в связи с чем, обществом на территории вышеуказанного земельного участка выполнены работы по обустройству двух фундаментов с площадями застройки 257,8 м и 276,4 м .

Согласно заключению ГБУ г. Москвы «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» возведенные фундаментные конструкции относятся к объектам капитального строительства. При этом земельный участок для возведения объектов капитального строительства не представлялся.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление с требованием о признании самовольными постройками двух фундаментов и обязании осуществить их снос (демонтаж).

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы исковые требования прокурора удовлетворены.

После вступления решения суда в законную силу прокуратура проконтролирует его исполнение.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.К. Доев,

заместитель межрайонного природоохранного прокурора

г. Москвы, советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA