Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (01, 2020)

msergeevaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Предусмотрена ли обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также представление данных для актуализации сведений о данных объектах?

Ответ: Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

● I категория – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, категории;

● II категория – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

● III категория – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

● IV категория – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Частью 1 ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплено, что государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Следует отметить, что не соблюдение требований о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет влечет привлечение к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Природоохранной прокуратурой разъяснено антикоррупционное законодательство работникам столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды

Межрайонной природоохранной прокуратурой города Москвы в Международный день борьбы с коррупцией проведена лекция в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, в ходе которой до государственных гражданских служащих Департамента доведена информация по вопросам противодействия коррупции, с обсуждением ключевых вопросов и приведением примеров правоприменительной практики, затрагивающих сферу природопользования и охраны окружающей среды.

Кроме того, освещены вопросы обязательности соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений и запретов при исполнении служебных обязанностей. Разъяснены возникающие вопросы при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Сотрудники природоохранной прокуратуры провели выездной прием граждан в столичной Дирекции Мосприроды

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведен выездной прием граждан в здании Государственного казенного учреждения г. Москвы «Дирекция Мосприроды».

Сегодня помощником межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Андреем Талалаевым осуществлен дополнительный прием граждан по вопросам соблюдения требований экологического законодательства.

По поступившим обращениям граждан, касающимся проведения работ по благоустройству на поднадзорной территории, организованы проверочные мероприятия.

Межрайонная природоохранная прокуратура приняла меры реагирования в связи с нарушениями законодательства столичным предприятием

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о пожарной безопасности в деятельности асфальтобетонного завода АО «АБЗ Капотня».

В ходе проверки установлено, что предприятием, осуществляющим изготовление асфальтобетонных смесей, допущено превышение в 4 раза выбросов в атмосферу загрязняющего вещества – углерода оксида. Параметры фактических выбросов загрязняющего вещества не соответствуют данным, отраженным в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн. Обществом также допускается ненадлежащее накопление ртутьсодержащих ламп и отходов производства и потребления.

Кроме этого, на территории предприятия имеются нарушения требований пожарной безопасности.

Межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении юридического лица и должностного лица общества 6 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 (несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства), ч. 1 ст. 6.35 (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов производства и потребления), ч. 1 ст. 20.4 (нарушение требований пожарной безопасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как сообщили в природоохранной прокуратуре, по результатам рассмотрения постановлений прокурора виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 458 тыс. рублей, которые в настоящее время оплачены.

По результатам рассмотрения представления межрайонного природоохранного прокурора 11 должностных лиц предприятия привлечены к дисциплинарной ответственности.

Устранение нарушений поставлено прокуратурой на контроль.

Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке оспорила образование земельного участка в границах водных объектов общего пользования и передачи его в частную собственность

Межрайонная природоохранная прокуратура выявила факты нарушения прямых запретов, установленных природоохранным, земельным и водным законодательством, при образовании и передаче в собственность АО «Стройсиндикат» земельного участка общей площадью более 1 га по адресу: г. Москва, пос. Филимонковское, ОАО «Марьинская птицефабрика», уч. VI-3. Этот участок незаконно сформирован в границах акватории реки Незнайки, руслового пруда Марьино, их береговых полос и находится в собственности АО «Стройсиндикат».

Нахождение водных объектов общего пользования в частной собственности нарушает экологические права неопределенного круга лиц на их бесплатное использование для личных и бытовых нужд, осуществление любительского и спортивного рыболовства, равный и свободный доступ к поверхностным водоемам и водотокам.

Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке оспорила образование земельного участка в границах акватории реки Незнайки, руслового пруда Марьино, их береговых полос и его передачу в частную собственность.

Решением Щербинского районного суда г. Москвы, оставленным в силе определением Московского городского суда, в полном объеме удовлетворены исковые требования межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы к АО «Стройсиндикат» о признании недействительным образования и отсутствующим права собственности общества на вышеуказанный земельный участок, а также об исключении записи о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости.

Исполнение решения поставлено прокуратурой на контроль.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

М.А. Сергеева,

заместитель межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы,

советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA
НОВЫЙ УРЕНГОЙ 2020 март
Землепользование при недропользовании 2020 февраль