Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (6, 2019)

doev2Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Какая предусмотрена ответственность за сжигание сухой травы, так называемый пал?

Ответ: Появление сухой травы на земельном участке – естественное явление. В нашей стране некоторые считают, что её нужно сжигать. Поджог сухой травы может происходить в разных объемах и повлечь за собой различные по тяжести последствия, поэтому и мера ответственности за такие действия определяется всегда в индивидуальном порядке.

Следует отметить, что ответственность за поджог травы как отдельный вид правонарушения не установлен в законодательстве. При этом санкции в виде штрафа за поджог травы могут быть частью наказания за ряд административных проступков и преступлений.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Так, нарушение требований пожарной безопасности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в следующем размере:

● для граждан – от 2 000 до 3 000 рублей;

● для должностных лиц – от 6 000 до 15 000 рублей;

● для частных предпринимателей – от 20 000 до 30 000 рублей;

● для юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей.

Если был объявлен особый противопожарный режим, оштрафовать могут на следующие суммы:

● граждан – от 2 000 до 4 000 рублей;

● должностных лиц – от 15 000 до 30 000 рублей;

● частных предпринимателей – от 30 000 до 40 000 рублей;

● юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

Пал травы, приведший к уничтожению лесных насаждений, квалифицируется уже как преступление по статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации. Первая и вторая части данной статьи предусматривают ответственность за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем, а третья и четвертая - за те же действия, совершенные путем поджога или иным общеопасным способом.

Уголовная ответственность за несоблюдение Правил пожарной безопасности наступает также в случае причинения по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, смерти или иных тяжких последствий (оставления людей без жилья и средств к существованию, длительной приостановки и дезорганизации работы предприятий, а также причинения крупного ущерба).

Вопрос: Организация, в которой я являюсь руководителем, относится к объектам II класса опасности. В каких случаях требуется разработка плана мероприятий по охране окружающей среды?

Ответ: В соответствии со статьей 67.1 Федерального закона Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II, а также III категорий, разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Следует отметить, что не подлежат включению в план мероприятий по охране окружающей среды мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения.

Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать семь лет и не подлежит продлению.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно Правилам разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных Приказом Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 667, план мероприятий по охране окружающей среды, разрабатывается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность:

а) на объектах II категории, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ;

б) на объектах II категории, являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ;

в) на объектах III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

План мероприятий должен содержать, в частности:

● перечень мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ с указанием отдельных этапов реализации каждого мероприятия;

● перечень стационарных источников выбросов загрязняющих веществ с указанием номеров каждого источника выбросов и (или) стационарных источников (выпусков) сбросов загрязняющих веществ с указанием географических координат;

● показатели и график снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (график достижения установленных нормативов допустимых выбросов) и (или) показатели и график снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (график достижения установленных нормативов допустимых сбросов);

● сроки начала и завершения выполнения каждого мероприятия, его этапов;

● обоснование мероприятий и сроков их реализации;

● сроки представления ежегодного отчета о выполнении Плана в уполномоченные государственные органы.

Вопрос: В последнее время всё чаще в новостях появляется информация о загрязнении того или иного водоема. Слышал, что недавно были увеличены штрафы за несоблюдение правил охраны водных объектов. Так ли это?

Ответ: Да, действительно, с 26 апреля 2019 года действует новая редакция статей

8.13 – 8.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая ужесточает административную ответственность должностных и юридических лиц за нарушение правил охраны водных объектов.

Так, в случае нарушения водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от 20 000 до 30 000 рублей, юридические лица - от 80 000 до 100 000 рублей.

За незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов должностные лица будут штрафоваться на сумму от 30 000 до 40 000 рублей, юридические лица - от 100 000 до 120 000 рублей.

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 вышеуказанного Кодекса) в соответствии с новой редакцией статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц – 100 000 до 120 000 рублей.

Если нарушаются правила водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений, размер штрафа для должностных лиц составит от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц - от 80 000 до 120 000 рублей.

Аналогичные суммы штрафных санкций установлены также за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы принял участие в расширенном заседании Коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы принял участие в расширенном заседании Коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды

г. Москвы по теме: «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2018 году и задачах на 2019 год».

Открыл данное мероприятие заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Ястребов. В работе Коллегии приняли участие представители Минприроды России, Комплекса городского хозяйства Москвы, Главного управления МЧС России по городу Москве, других профильных ведомств, представители органов исполнительной власти, члены общественных экологических организаций, учёные.

В своем выступлении межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы обратил внимание, что прокуратурой на постоянной основе уделяется повышенное внимание проблемам, связанным с нарушением законодательства об отходах производства и потребления, в частности вопросам ликвидации несанкционированных свалок в границах города, законодательства об охране атмосферного воздуха, а также экологической безопасности водных объектов, в том числе их надлежащей охране и использованию.

Так же было отмечено, что правильно организованное взаимодействие прокуратуры и Департамента дает положительные результаты в целом, по многим вопросам достигнуты соглашения, выработана четкая позиция, что позволяет всестороннее и объективно рассматривать жалобы и заявления граждан.

Подводя итого минувшего года участники коллегии обсудили планы совместной работы в 2019 году.

Межрайонной природоохранной прокуратурой принимаются меры для устранения нарушений земельного законодательства

Проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы установлен факт нарушения требований земельного и природоохранного законодательства, выразившийся в незаконным складировании строительных отходов в границах двух земельных участков, расположенных в ОНО «ОПХ «Толстопальцево».

Организацией, в постоянном (бессрочном) пользовании которой находятся вышеуказанные земельные участки, меры по ликвидации несанкционированной свалки не предпринимались.

По расчету Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы причиненный почвенному покрову ущерб превысил 2 миллиарда 406 миллионов рублей.

Межрайонный природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление к предприятию об освобождении участков от отходов, их рекультивации, а также прекращении деятельности по нецелевому использованию земельных участков.

Решением Щербинского районного суда г. Москвы исковые требования прокурора удовлетворены, на предприятие возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды путем вывоза отходов, рекультивации нарушенных земель и прекращению деятельности, не соответствующей целевому назначению и виду разрешенного использования земельных участков.

Как сообщили в природоохранной прокуратуре, после вступления решения суда в законную силу, его исполнение будет проконтролировано.

Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в качестве членов жюри приняли участие в Международном детском творческом конкурсе «Здоровье планеты? В моих руках!»

Сотрудниками межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в качестве членов жюри по приглашению организаторов – ООО «Экобезопасность М» принято участие в Международном детском творческом конкурсе «Здоровье планеты? В моих руках!».

Так, в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова состоялось заседание конкурсного жюри, в состав которого вошли художники, актеры театра и кино, телеведущие, академики, представители государственных ведомств и органов в сфере экологии, представители общественных организаций.

Международный детский творческий конкурс «Здоровье планеты? В моих руках!» направлен на привлечение детей и подростков к проблемам сохранения природного наследия нашей планеты и раскрытию творческих способностей.

В адрес конкурса было направлено более 2 тысяч детских работ со всех регионов России, а также из иностранных государств по 7 номинациям, таким как: «Скульптура», «Хенд-мэйд», «Изобразительное искусство», «Литературное произведение», «Видео», «Компьютерная графика», «Волонтерская деятельность».

Победителями и призерами стали 42 работы, а 4 автора получили Главный Приз – поездки по России.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.К. Доев,

заместитель межрайонного природоохранного

прокурора г. Москвы,

советник юстиции.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA