Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (9, 2018)

pochtarevaj

Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Наша организация, осуществляя деятельность по производству фармацевтической продукции, эксплуатирует объекты 3 категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Требуется ли оформление нормативов предельно допустимых выбросов?

Если Вашей организацией указанные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух планируются к дальнейшей эксплуатации, то необходимо обеспечить разработку проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В силу ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Вопрос: Требуется ли при реконструкции пруда какая-либо разрешительная документация на проведение работ по берегоукреплению?

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 11 Водного Кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, представляются в пользование для проведения дноуглубительных работ, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дня и берегов водных объектов на основании решений о представлении водных объектов в пользование.

Таким образом, юридическое лицо должно получить указанную разрешительную документацию в случае, если работы по берегоукреплению связаны с изменением дна и берегов водных объектов.

За ведение работ в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование предусмотрена административная ответственность по ст. 7.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Так, самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вопрос: Планирую оформить право собственности на самовольную постройку на своем земельном участке. Слышал, что в Гражданский Кодекс РФ внесены изменения в части признания права собственности на незаконные постройки. Так ли это?

Да, действительно, Федеральным законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации внесены изменения касающиеся понятия самовольной постройки, а также порядка ее сноса.

В настоящее время в Гражданском кодексе РФ уточнено понятие самовольной постройки. Так, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Вместе с тем, указано, что не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Одновременно введен новый механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, конкретизированы основания и порядок принятия решения о сносе самовольной постройки. Определены случаи, когда решение о сносе самовольной постройки, а также решение о приведении ее в порядок принимает суд, а когда, в отдельных случаях, - орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района.

Так, органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

● решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

● решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 6 месяцев и более чем 3 года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В случае приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, то можно приобрести право собственности на неё. Но это возможно в том случае, если земельный участок на котором она расположена, находится у лица в собственности, либо пожизненном наследуемом владении, либо постоянном (бессрочном) пользовании. Оформить постройку в собственность могут и те, кто получил землю во временное владение и пользование от государства для строительства. Приобретение постройки в собственность не должно противоречить закону или условиям договора.

Одновременно внесенными поправками предусмотрена возможность изъятия земельного участка, на котором возведена или создана самовольная постройка. В случае не выполнения обязанностей по её сносу или приведению в соответствии с установленными требованиями.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке защитила права граждан на благоприятную окружающую среду

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований водного законодательства ООО «СОРКРИС», расположенного в г. Зеленограде.

В ходе проверки установлено, что ООО «СОРКРИС» осуществляет деятельность по сдаче в наем собственного недвижимого имущества. В ходе ведения хозяйственной деятельности на основании решения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы о предоставлении водного объекта в пользование организацией осуществляется отведение и сброс ливневых сточных вод через подземную водоотводящую систему в реку Сходня.

Вместе с тем, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляется в отсутствие обязательной документации в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а именно: разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект. Срок ранее выданного разрешения истек 23 сентября 2016 года.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор направил в Зеленоградский районный суд г. Москвы исковое заявление об обязании ООО «СОРКРИС» оформить соответствующую документацию в сфере охраны окружающей среды.

Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

После вступления решения суда в законную силу будет организовано его исполнение.

Судом удовлетворены исковые требования природоохранного прокурора о прекращении деятельности шиномонтажа на территории природно-исторического парка «Битцевский лес»

Как сообщалось ранее, межрайонная природоохранная прокуратура в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес» выявила факт предоставления нежилого помещения, расположенного на территории парка под техническое обслуживание автомобилей.

Проверкой установлено, что находящееся в границах особо охраняемой природной территории одноэтажное нежилое здание по Сумскому проезду, принадлежит на праве собственности физическому лицу.

С января 2016 года нежилое здание и прилегающая к нему часть территории земельного участка, эксплуатируются ООО «Динамика» на основании договора аренды. По указанному адресу обществом предоставляются различные услуги населению, в том числе проката спортивного инвентаря, проката и ремонта велосипедов, лыжного оборудования, парикмахерской, фотоателье, кафе, обслуживание и ремонт автотранспорта (шиномонтаж).

Вместе с тем, деятельность по обслуживанию автотранспорта (шиномонтаж) противоречит целям создания и режиму охраны особо охраняемой природной территории, чем нарушает закрепленное и гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор города Москвы направил в Чертановский районный суд г. Москвы исковое заявление о признании недействительным пункта договора аренды нежилого помещения, заключенного между собственником здания и коммерческой организаций, в части представления нежилого здания под техническое обслуживание и мелкий ремонт транспортных средств (шиномонтаж), а также об обязании арендатора прекратить нарушающую требования природоохранного законодательства хозяйственную деятельность по обслуживанию автотранспорта, в том числе оказанию услуг шиномонтажа по вышеуказанному адресу.

Решением Чертановского районного суда г. Москвы требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

После вступления решения суда в законную силу прокуратурой будет организовано его исполнение.

Межрайонная природоохранная прокуратура приняла меры реагирования в связи с нарушениями законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации малых котельных

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения публичным акционерным обществом «Московская объединенная энергетическая компания»

(далее – ПАО «МОЭК») требований законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации малых котельных, осуществляющих выработку тепловой энергии, используемой в системах отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий.

Проверка показала, что в нарушение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха» организация на территориях двух малых котельных эксплуатировала стационарные источники, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ (азота оксид, углерода оксид, азота диоксид) в атмосферу, в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов и специальных разрешений в сфере охраны атмосферы.

В связи с выявленными нарушениями межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении юридических лиц и ответственных должностных лиц малых котельных 8 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.21 (выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения) и ст. 8.1 (несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения административных материалов Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу должностное и юридическое лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 484 тыс. рублей.

В адрес генерального директора ПАО «МОЭК» прокурор внес представление об устранении нарушений в области охраны атмосферы, которое рассмотрено и удовлетворено. Нарушения устранены, соответствующая документация получена.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

А.Ю. Почтарев,

первый заместитель межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы,

старший советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA