Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (8, 2018)

msergeevaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Подрядная организация, где я являюсь руководителем, осуществляет ремонтные работы здания, которое располагается в границах особо охраняемой природной территории. Чтобы подъехать на автомобиле к этим зданиям, мне необходимо на КПП оформить пропуск для проезда. В связи с этим у меня вопрос, чем регламентирована необходимость наличия соответствующего пропуска и как оформляется пропуск для въезда на особо охраняемую природную территорию?

Ответ: Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу п. 1 ст. 21 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» природно-исторический парк - особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры.

Частью 2 ст. 30 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» установлен запрет на осуществление деятельности, причиняющей вред природным объектам, в том числе:

● искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;

● возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием особо охраняемой природной территории, без положительного заключения государственной экспертизы;

● проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;

● изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;

● въезд, передвижение либо размещение транспортного средства на особо охраняемой природной территории в нарушение порядка, установленного Правительством Москвы.

Аналогичные запреты установлены пп. 1, 1.1, 1.2, 1.4, 1.5 Режима особой охраны и использования особо охраняемых природных территорий г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.12.1998 № 1012, в соответствии с которыми на землях, переданных в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование органам управления особо охраняемых природных территорий, запрещается любая деятельность, которая противоречит целям создания особо охраняемой природной территории или может причинить вред объектам живой и неживой природы.

Порядок выдачи разрешений на въезд в границы особо охраняемых природных территорий установлен Регламентом подготовки и выдачи заявителям Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разрешения на въезд на особо охраняемые природные территории города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14.09.2010 № 795-ПП.

Согласно п. 1.4, п. 1.5 Регламента предусмотрено, что при въезде на особо охраняемую природную территорию Государственным природоохранным бюджетным учреждением города Москвы «Московское городское управление природными территориями» (далее – ГПБУ «Мосприрода») устанавливает конструкции, препятствующие свободному въезду транспортных средств.

Въезд, передвижение транспортных средств по особо охраняемой природной территории вне установленных маршрутов, а также остановка и стоянка транспортных средств вне установленных мест запрещена.

Пунктами 1.15.2, 1.15.3 Регламента определено, что временное разрешение (срок действия - шесть месяцев) выдается сторонним пользователям, расположенным на территории особо охраняемой природной территории, а также физическим и (или) юридическим лицам, осуществляющим въезд на особо охраняемую природную терриорию в целях выполнения обязательств по договорным отношениям, по согласованию с Дирекцией, а разовое разрешение (срок действия - 24 часа) - выдается физическим и (или) юридическим лицам, осуществляющим въезд на особо охраняемую природную территорию по заявке сторонних пользователей или по согласованию с ГПБУ «Мосприрода» в целях выполнения разовых обязательств.

Вопрос: Часто вижу, что отмечая какое-то событие, граждане запускают фейерверки, салюты, а это является, в том числе и пожароопасным занятием. Какие есть ограничения, правила обращения с пиротехническими изделиями, а также правила их реализации?

Ответ: Безусловно, присутствие на праздничных мероприятиях пиротехнических изделий, добавляет празднику незабываемые впечатления, однако стоит помнить, что пиротехнические изделия являются пожароопасными, а, зачастую, даже взрывоопасными. Продукты их сгорания могут оказывать вредные воздействия на людей и окружающую среду. В связи с этим применять их следует крайне осторожно, тем более в местах массового скопления людей.

Запрещается применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, которые могут вызвать загорание в помещениях, используемых для проведения массовых праздников.

Общее для всех видов пиротехники правило: их эксплуатация должна производиться в строгом соответствии с требованиями эксплуатационной документации или утвержденными в установленном порядке технологическими инструкциями (технологическими процессами), разработанными с учетом требований пожарной безопасности, определяемыми в соответствии с правилами пожарной безопасности согласно действующему законодательству. Эксплуатационная документация на профессиональные фейерверочные изделия должна содержать дополнительную специальную информацию: значение максимального давления, создаваемого в мортире при штатном и аномальном (бурак) режиме работы (иных силовых воздействий на пусковое оборудование) в условиях рекомендуемых мортир; описание производимых эффектов; указание высоты разрыва (подъема); указание возможной высоты догорания пиротехнического элемента; радиус опасной зоны в зависимости от скорости ветра; время замедления (задержки) – для изделий с огнепроводным шнуром; рекомендуемые размеры (диаметр, длина рабочей части) мортиры.

Необходимо помнить, что неосторожное обращение с пиротехникой может привести к пожару и образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Так, за нарушение вышеперечисленных условий статьей 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием) вводится административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение правил производства, продажи, хранения пиротехнических изделий и предусматривается наложение административного штрафа в размере от 50 до 500 тыс. рублей. При этом действия лица будут квалифицироваться по статье 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 218 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий).

Учитывая правила продажи пиротехнических изделий необходимо отметить, что реализация пиротехнических изделий на объектах торговли, расположенных в жилых зданиях, вокзалах, при этом если магазин имеет два и более этажа, то торговля разрешается только на последнем этаже, а также лицам, не достигшим 16-летнего возраста, запрещена.

Лицензии либо специального разрешения на торговлю пиротехникой 1-3 класса потенциальной опасности (так называемые пиротехнические изделия бытового назначения) не требуется.

Торговля пиротехникой разрешена только официально зарегистрированным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и если в отношении них сведения об этом виде экономической деятельности содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

К продаваемым пиротехническим изделиям в обязательном порядке должны иметься сертификаты соответствия (товарно-сопроводительные документы), которые выдаются и заверяются изготовителем либо продавцом, у которого пиротехника приобреталась для дальнейшей реализации.

Выездную (лоточную) торговлю юридические лица или ИП согласовывают с администрацией населенного пункта (составляется договор, схема размещения, требования к оборудованию и т.п.).

Условия торговли с лотков, а также в магазинах, павильонах должны исключать попадание на изделия атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

Торговые помещения должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации и первичными средствами пожаротушения

 

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы приняты к пресечению незаконной интернет-торговли животными, занесенными Красную книгу Российской Федерации.

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы в ходе мониторинга сети Интернет выявила 10 сайтов, на которых размещалась информация о продаже животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В объявлениях предлагалось купить японского журавля, даурского журавля, краснозобую казарку, филина, утку-мандаринку, мраморного чирка, белоглазого нырка и других животных, которые включены в Красную книгу Российской Федерации.

Для осуществления покупки необходимо было связаться по телефону или по мессенджеру, указанному в объявлении. При этом, вход на интернет-ресурсы свободный. Сведения на них размещаются бесплатно, срок пользования неограничен.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространять информацию, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.

За незаконное приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, либо охраняемых международными договорами предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Решениями Черемушкинского районного суда г. Москвы заявления прокурора удовлетворены в полном объеме.

По требованию межрайонной природоохранной прокуратуры юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности за нарушения природоохранного законодательства.

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения ГБУ «Жилищник района Ростокино» природоохранного законодательства при эксплуатации в хозяйственных целях земельного участка, расположенного по адресу:

г. Москва, проезд Кадомцева, вл. 25.

По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что по вышеуказанному адресу ГБУ «Жилищник района Ростокино» в водоохраной зоне реки Яуза в соответствии с договором безвозмездного срочного пользования, использует земельный участок площадью 1 522 кв.м. для целей размещения и эксплуатации базы коммунального назначения.

Выявлено, что в нарушение требований природоохранного, водного законодательства ГБУ «Жилищник района Ростокино» эксплуатирует предоставленный им земельный участок, с размещением у общежития по вышеуказанному адресу автомобилей без надлежащего твердого покрытия, чем может причинить ущерб реки Яуза, поскольку нефтепродукты от транспортных средств попадая на почвенный покров с грунтовыми, ливневыми водами могут поступать в акваторию водного объекта. В свою очередь, на остальной территории используемой учреждением имеется твердое покрытие.

По результатам проверки прокурор возбудил в отношении юридического лица ГБУ «Жилищник района Ростокино» дело об административном правонарушениях по

части 2 статьи 8.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах) и в отношении должностного лица, ответственного за соблюдение природоохранного законодательства по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществам).

Решением Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу требования прокурора удовлетворены в полном объеме, ГБУ «Жилищник района Ростокино» и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму в размере 210 тыс. рублей.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

М.А. Сергеева,

заместитель межрайонного природоохранного

прокурора г. Москвы,

советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA