Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (6, 2018)

pochtarevaj

Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Наша организация планирует эксплуатировать крытый гаражно-стояночный комплекс, оборудованный вытяжной вентиляцией. Требуется ли оформление какой-либо разрешительной документации в сфере охраны атмосферного воздуха?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

При этом необходимо отметить, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (далее - ПДВ) стационарных источников, для которых определены координаты места расположения, и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) объекты негативного воздействия подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном органе.

Согласно ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории. Критерии определения категории объекта НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - Критерии). Постановка объектов, не соответствующих Критериям, на государственный учет действующим законодательством не предусмотрена.

В случае если будет установлено, что имеющиеся источники выбросов относятся к категориям с I-III включительно, то организации необходимо:

● поставить объект на учет как оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);

● разработать нормативы предельно допустимых выбросов;

● получить разрешение на выбросы.

Следует иметь в виду, что за неподачу в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС заявки о его постановке на учет грозит штраф:

● для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 20 тыс. руб.;

● для юридических лиц - от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Таким же образом могут наказать, если не представить сведения для актуализации учетных данных или сделать это не в срок.

Кроме того, за выброс вредных веществ в воздух без разрешения грозит штраф:

● для должностных лиц на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;

● для юридических лиц - от 180 тыс. до 250 тыс. руб. Вместо штрафа компаниям может грозить приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вопрос: Я живу на первом этаже многоквартирного дома. Перед моими окнами разросся куст сирени, который мешает доступу солнечного света в квартиру. Могу ли я самостоятельно выпилить часть куста?

Ответ: Нет, не можете. В данном случае Вам необходимо обратится в управляющую организацию, обслуживающую данную территорию.

Статьей 4.19 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственности за незаконное уничтожение зеленых насаждений в виде штрафа – для граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; для должностных лиц – до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – до трехсот тысяч рублей.

Вопрос: Планируем с друзьями пойти в выходные в парк на территории

г. Москвы пожарить шашлыки. Можем ли мы развести костер в любом месте парка?

Ответ: В соответствии со ст. 30 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 (ред. от 29.04.2015) «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», а также п.п. 4.3, 4.4 Правил пожарной безопасности на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 19.04.2016 № 186-ПП, разведение костров в любое время года, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня (жаровни, барбекю, решетки, котлы) вне специально обустроенных площадок на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве запрещено.

Под специально обустроенной площадкой понимается площадка, свободная от зеленых насаждений, травяного покрова в радиусе не менее 2 метров, оборудованная информационным щитом, противопожарным инвентарем (лопата, ведро, емкость с песком), емкостью для сбора мусора и отдельно оборудованной емкостью для сбора углей.

Статьей 3.20 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 (ред. от 24.01.2018) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» за разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях города Москвы предусмотрена административная ответственность с назначение наказания в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

А за те же деяния, совершенные на особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве – наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Вопрос: Могут ли меня оштрафовать за стоянку автомобиля около водоема?

Ответ: Границы водоохранной зоны установлены законодательством и зависят от типа водоема. В них запрещено движение и стоянка ТС, а за нарушение предусмотрены штрафы.

Водные объекты (реки, ручьи, озера и др.) имеют водоохранную зону и прибрежную защитную полосу.

В силу ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

За нарушение такого запрета физическими лицами предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 4 500 руб. (ст. 8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Размер водоохранных зон устанавливается в соответствии со ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации. Так, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности:

● для рек и ручьев протяженностью до 10 км - 50 м;

● от 10 до 50 км - 100 м;

● от 50 км и более - 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков рек и ручьев составляет 50 м.

Ширина водоохранной зоны озер и водохранилищ, за исключением озер, расположенных внутри болота, или озер и водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, составляет 50 м.

Ширина водоохранной зоны водохранилищ, расположенных на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока

Ширина водоохранной зоны морей составляет 500 м.

Ширина прибрежной защитной полосы рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м.

Границы водоохранных зон могут быть обозначены специальными информационными знаками.

Вместе с тем, отсутствие таких знаков не является основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В данном случае ответственность наступает не в случае нарушения требований знаков, а именно за нарушение ограничений, установленных п. 4 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Чтобы не нарушить закон в случае отсутствия знаков и специально оборудованных мест для стоянки автомобилей, возможно самостоятельно определить границу водоохранной зоны с учетом указанных выше критериев.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

По требованию природоохранной прокуратуры за нарушения природоохранного законодательства унитарное предприятие и виновное должностное лицо заплатят штрафы на общую сумму 273 тыс. рублей

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку исполнения одним из поднадзорных унитарных предприятий требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что унитарным предприятием допускались нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в занятии акватории Москвы реки под размещение дебаркадера в отсутствие договора на водопользование, несвоевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, ненадлежащем обращении с отходами производства и потребления при временном накоплении.

В связи с выявленными нарушениями межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении юридического и ответственного должностного лица дела об административных правонарушения, предусмотренных ст. 7.6 (самовольное занятие водного объекта), ст. 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления), 8.41 (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлениями Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму более 273 тыс. рублей.

Генеральному директору унитарного предприятия внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам его рассмотрения 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В настоящее время унитарным предприятием в установленном порядке оформляются документы для заключения соответствующего договора на размещение дебаркадера.

Устранение нарушений поставлено прокуратурой на контроль.

Межрайонная природоохранная прокуратура провела экологический субботник в Центре содействия семейному воспитанию Южное Бутово

Межрайонная природоохранная прокуратура провела экологический субботник в детском учреждении для детей инвалидов.

Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры оказали помощь Центру содействия семейному воспитанию Южное Бутово по благоустройству территории. Были приведены в порядок газоны, покрашены деревья, удалены сухие ветки.

Для украшения территории детскому дому переданы садовые фигурки и рассада цветов для оформления клумб. Для детей были подготовлены различные угощения к чаю.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

А.Ю. Почтарев,

первый заместитель межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы,

старший советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA