Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (5, 2018)

msergeevaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Являюсь владельцем земельного участка в Новой Москве, расположенного в садовом товариществе и предусмотренного под садоводческое хозяйство, при этом мой участок примыкает к лесным насаждениям. Не так давно я услышала, что ответственность за пожарную безопасность в лесах может нести в том числе и владельцы примыкающих земельных участков, так ли это?

Ответ: Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Аналогичная норма закреплена в п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2007.

Учитывая вышеизложенное, все владельцы и пользователи земельных участков, которые прилегают к лесу, обязаны осуществлять очистку территории шириной не менее 10 метров от горючих материалов, либо организовывать минерализованную полосу шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер.

За нарушение требований пожарной безопасности на территории муниципальных образований предусмотрена административная ответственность по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение штрафа на физических лиц до пяти тысяч рублей, на должностных лиц до 50 тысяч рублей, на юридических лиц до одного миллиона рублей.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах, по ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено наложение штрафа на физических лиц до пяти тысяч рублей, на должностных лиц до 50 тысяч рублей, на юридических лиц до одного миллиона рублей.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 № АКПИ17-1046 отказано в удовлетворении иска о признании недействующими пункта 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 4176. Как видно из решения суда, административный истец полагал, что спорная норма является неопределенной, неясной и двусмысленной, допускает неоднозначное толкование и создает основу для произвольного применения и злоупотребления: правоприменители сами решают, сошел снег или нет, а также – насколько устойчивые начались осенние дожди. А между тем – отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решений устанавливает необоснованную широту дискреционных полномочий, и поэтому является коррупциогенным фактором.

Кроме того, истец указал, что два штрафа на четверть миллиона рублей были выписаны ему за мусор, обнаруженный в конце апреля. Снег к этому времени сошел, но из-за весенней распутицы регион ограничил движение по местным дорогам, так что спецтехника не могла легально проехать к прилесным участкам для проведения необходимых работ.

Рассмотрев материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации указал следующее:

● пожароопасный сезон в лесу – это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 «Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения»);

● Правительство Российской Федерации определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова; начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливает регион, исходя из своих природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах; какого-либо иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы определял понятие «пожароопасного сезона», не имеется; согласно заключению Минюста России на проект постановления Правительства Российской Федерации, которое содержит оспариваемую норму, коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной экспертизы не выявлены.

С учетом сказанного оспариваемые положения нормативных правовых актов являются ясными и определенными.

Таким образом, Верховный суд подтвердил обязанность всех владельцев земли, прилегающей к лесу, устраивать за свой счет минерализованную противопожарную полосу либо иной противопожарный барьер, убирать мусор, сухую траву, валежник и т.п. в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды.

Вопрос: Скажите, каким образом я могу по вопросам нарушения природоохранного законодательства обратиться в прокуратуру? Обязательно ли письменно и возможно ли направление обращения посредством электронной почтой? И какие существуют сроки рассмотрения обращений органами прокуратуры?

Ответ: Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013, другими организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином (либо его представителем — лицом, полномочия которого подтверждены доверенностью, оформленной в установленном законом порядке, а также законным представителем), объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права нарушенными, и коллективными. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчества (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без такового должностным лицом, которому поручено его рассмотрение, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

Общий срок рассмотрения обращения составляет 30 дней со дня регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

Касаясь вопроса направления обращения электронной почтой, то это допустимо. Интернет-приемная Генеральной прокуратуры Российской Федерации позволяет прикреплять к электронным обращениям приложения в виде файлов следующих форматов: txt, doc, rtf, xls, pdf, jpg, bmp, tif, mp3, avi, mp4, wmv, mov. К одному заявлению можно прикрепить несколько файлов, общий размер которых не должен превышать 5 Мб.

Вопрос: Действительно ли в настоящее время существует возможность дистанционно (не при личном присутствии) проинформировать о нарушениях в части охраны окружающей среды?

Ответ: Да, действительно, это так. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1082 «О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования» установлены структура и порядок функционирования федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

Данная информационная система направлена на: - обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; - установление механизмов рассмотрения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля); - повышение эффективности государственного управления в области охраны окружающей среды.

Граждане, общественные объединения, другие некоммерческие организации посредством системы могут информировать органы государственной власти о несанкционированных свалках, фактах загрязнения водных объектов, незаконной вырубке лесов и других правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Сообщения можно подтверждать фото- и видеоматериалами с указанием точного местоположения нарушений или их координат. Разработаны мобильные приложения системы.

Оператором и государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования является Минприроды России.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

По требованию межрайонной природоохранной прокуратуры признано незаконным право собственности на земельный участок с водными объектами общего пользования

Щербинский районный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования межрайонного природоохранного прокурора о признании недействительным образования и отсутствующим права собственности на земельный участок в деревне Николо-Хованское поселения Сосенское Новомосковского административного округа, в границах которого расположены водные объекты общего пользования.

Основанием для обращения в суд послужили результаты прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного, водного и земельного законодательства при формировании и передаче в частную собственность земельного участка площадью более 4,4 га, находящегося в собственности физического лица, сформированного в границах акватории реки Сосенки и руслового пруда, а также их береговых полос.

Нахождение в частной собственности водных объектов общего пользования и их береговых полос, предназначенных для передвижения и пребывания граждан около водоемов, влечет за собой нарушение их экологических прав, в том числе на равный доступ к природным ресурсам.

Судом требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Исполнение решения суда поставлено прокуратурой на контроль.

Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке требует освободить земельный участок от отходов производства и потребления

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного и земельного законодательства при использовании земельного участка площадью 0,7 га в районе д. Большое Свинорье, уч. 6/1, пос. Марушкинское.

В ходе проведенной проверки установлено, что территория указанного участка, имеющего вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, захламлена отходами производства и потребления, что повлекло причинение экологического ущерба почвенному покрову в размере свыше 32 млн рублей.

При этом собственником земельного участка ООО «Паритет» какие-либо меры, направленные на вывоз отходов и устранение последствий организованной на участке несанкционированной свалки, не предпринимались.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор направил в Щербинский районный суд г. Москвы исковое заявление об обязании ООО «Паритет» освободить земельный участок от отходов и провести его рекультивацию.

Рассмотрение искового заявления поставлено прокуратурой на контроль.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

М.А. Сергеева,

заместитель межрайонного природоохранного прокурора

г. Москвы, советник юстиции.