Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (11, 2017)

doev2Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Насколько законно мое привлечение к административной ответственности по статье 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за организацию после того, как в начале 2017 года я как должностное лицо организовал и провел внеплановую выездную проверку одного из субъектов предпринимательства по анонимному обращению, поскольку слышал, что летом 2017 года были внесены изменения в указанную выше статью?

Ответ: Безусловно, при отсутствии материалов, послуживших основанием для возбуждения административного дела и привлечения Вас как должностного лица к ответственности по статье 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сложно дать наиболее полное разъяснение, однако считаю данное привлечение законным. Аналогичные правонарушения выявлялись межрайонной природоохранной прокуратурой, в частности при проведении проверки соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в одном из столичных Департаментов было выявлено, что внеплановая выездная проверка одного из субъектов предпринимательства проведена в отсутствие законных оснований, по анонимному обращению, которое не содержало установленных законом реквизитов и не могло служить основанием для ее проведения.

Межрайонным природоохранным прокурором также были возбуждены в отношении проводивших проверку должностных лиц организации дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.6.1 (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения судебными органами материалов административного дела были вынесены постановления о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов.

Касаясь вопроса изменений в этой сфере законодательства необходимо отметить, что действительно, 06.08.2017 вступили в силу изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Так, статья 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 3, согласно которой несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в: невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

В соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.

Вопрос: Будут ли противоправными мои действия, связанные с приобретением шкуры животного (например, белого медведя), если я хочу сделать подарок своим родственникам?

Ответ: В Российской Федерации существуют ограничения на оборот особо ценных диких животных, а также их частей и производных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или охраняемым международными договорами Российской Федерации, в связи с чем каждый из выявляемых фактов должен быть подвергнут тщательнейшей проверке.

Добыча и оборот особо ценных диких животных (их частей и производных), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации или охраняемым международными договорами Российской Федерации является противоправным деянием и образует состав преступления, предусмотренный ст. 258 прим. 1 (незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) УК РФ. При этом согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2015 года N 19 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» под частями диких животных в статье 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества (например, внутренние органы, кости, желчь, шкура и т.д.), под производными диких животных - продукты их хозяйственной переработки (например, пищевые продукты, медицинские и биологические препараты, меховые изделия, сувениры).

Необходимо отметить, что в данном случае приобретение шкуры белого медведя, будет незаконным, в связи с тем, что будет являться оборотом производного особо ценного дикого животного, принадлежащего к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

Вопрос: Как заядлый рыбак я часто приобретаю рыболовные снасти на сайтах интернет-магазинов. Недавно увидел, что на нескольких сайтах были выставлены для продажи электроудочки, законен ли лов данными видами удочек, разъясните?

Ответ: Электроудочка - один из наиболее варварских методов браконьерского лова. Данный прибор для ловли рыбы осуществляет свою работу с помощью подачи в воду электрического разряда. В результате появления направленного электрического тока рыба, попавшая в зону действия прибора, начинает двигаться в сторону ловца. При погружении электроудочки в воду электроразряд проходит через нее и поражает все живое, находящееся в радиусе нескольких метров.

Обращаю внимание всех читателей, что вылов рыбы с применением электроудочек строго запрещен законодательством Российской Федерации. Причины запрета — катастрофические последствия для ихтиофауны от воздействия мощных электроразрядов. Лишь немногие крупные рыбины, подплывшие под воздействием электрического поля к сачку, изымаются из воды браконьером. Гораздо больше рыб, поражённых током, либо опускается на дно, либо всплывает, но бывает унесено ветром или течением. В зоне действия электроудочки происходит массовая гибель мальков рыб, отложенной икры, а также множества различных червей, моллюсков, рачков и прочих водных обитателей вплоть до простейших, без которых невозможна жизнь водоёма.

Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных электроловильных систем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 694 утвержден Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. К запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.

Также необходимо отметить, что частью 1 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением электротока.

Также предусмотрена административная ответственность за нарушение правил рыболовства предусмотрена статьей 8.17 (нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации их открытом море требований или условий лицензии) и статьей 8.37 (нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также следует отметить, что размещение в Интернете информации о свободной продаже электроудочек не соответствует требованиям закона, и по решению суда доступ к подобным сайтам блокируется.

Вопрос: Действительно ли наши действия были противозаконными, когда осенью этого года со своими знакомыми мы собирали орехи и грибы в парке «Москворецкий», а находящийся там государственный инспектор охарактеризовал наши действия как недопустимые?

Ответ: В соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом, граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Так, гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Статус особо охраняемых природных территорий в настоящее время определяется Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях», при этом Природно-исторический парк «Москворецкий» относится к категории особо охраняемых природных территорий. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Вопрос: На организацию, где я работаю, недавно был наложен штраф в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции, поскольку я ранее занимала должность государственного гражданского служащего, законно ли это?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданского правового договора на выполнение работ (или оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, ранее замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 указанного закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Необходимо отметить, что силу ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также в соответствии с п. «а» ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане, замещавшие должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом 3 перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы имеют право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном

Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821

За несоблюдение вышеперечисленных требований предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Хотелось бы отметить, что в текущем году прокуратурой проведены проверки в сфере противодействия коррупции, по результатам которых были выявлены нарушения вышеназванных требований в деятельности ГПБУ г. Москвы «Мосприрода», которыми на протяжении 4 лет сведения о приеме на работу бывших государственных служащих по последнему месту их службы не направлялись. В отношении организации и начальника отдела кадров организации возбуждено 8 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решениями суда юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму в размере 720 тыс. рублей.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

По инициативе межрайонной природоохранной прокуратуры ООО «БИС» привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства при проведении работ на объекте культурного наследия – на территории парка Усадьбы «Троицкое»

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка исполнения законодательства о культурном наследии, природоохранного и лицензионного законодательства при производстве работ на территории парка Усадьбы «Троицкое».

Согласно данным реестра объектов культурного наследия указанный парк «Усадьба «Троицкое: парк, кон. XVIII-XIX вв. в г. Троицк» является объектом культурного наследия регионального значения.

Согласно п. 1 и п. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления авторского надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, допускаются юридические лица, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что ООО «БИС» производило работы по сохранению объекта культурного наследия в отсутствие соответствующей лицензии, разрешения Департамента культурного наследия г. Москвы и авторского надзора за проведением работ.

Кроме того, работы производились с нарушениями природоохранного законодательства, выразившимися в повреждении зеленных насаждений, произрастающих на территории парка.

По результатам проверки в отношении ООО «БИС» и генерального директора общества прокуратурой возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)), ст. 7.14 КоАП РФ (организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно), ст. 4.39 КоАП г. Москвы (нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды), по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

В связи с выявленными нарушениями при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в адрес заказчика работ - администрации г. Троицк направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране объектов культурного наследия, природоохранного и лицензионного законодательства.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.К. Доев,

заместитель межрайонного

природоохранного прокурора

г. Москвы.