Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (10, 2017)

msergeevaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Как индивидуальный предприниматель в сфере предоставления услуг в области охотничьих угодий я слышал от коллег, работающих также в этой сфере, что законодательство об охоте в настоящее время сильно изменилось. Разъясните, коснуться ли изменения законодательства сферы предоставляемых мною услуг?

Ответ: Федеральным законом от 29.07.2017 № 224-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.

При это ранее действовавшей редакцией части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсутствовало нормативное регулирование периода, на который может быть заключено охотхозяйственное соглашение. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 № 17-П указанная норма была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку в силу неопределенности своего нормативного содержания она порождает возможность неоднозначного толкования и, как следствие этого, произвольного применения содержащихся норм.

Также необходимо отметить, что лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до указанной даты, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона. При этом воспользоваться правом заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона можно при исполнении условий указанных лицензий.

Вопрос: Являясь представителем организации, граничащей с территорией лесного фонда, я слышал, что в настоящее время урегулирован порядок устранения пересечений границ участков лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, а также об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон, так ли это?

Ответ: Действительно, в настоящее время урегулирован порядок устранения пересечений границ участков лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, а также об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон, для чего введен механизм по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра в части принадлежности земельных участков к определенной категории земель.

Так, 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», согласно которому сведения Единого государственного реестра недвижимости будут приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта федерации.

Это означает, что если земельный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Российской Федерации относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на него - к иной категории земель, его принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Если же в Единый государственный реестр недвижимости указанные сведения отсутствуют, то учитываются сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок.

Для применения этого правила необходимо, чтобы права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. А также, чтобы земельные участки не относились к следующим видам земель: расположенным в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; землям, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

В случае, если данные Единого государственного реестра недвижимости о принадлежности земельного участка к землям определенной категории, будут противоречить данным, указанным в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него, правообладатель сможет обратиться с заявлением отнести участок к категории, указанной в его документах на участок. Но правоустанавливающие документы должны быть получены до вступления закона в силу. Это правило не будет применяться, если ранее решением об отнесении земельного участка к определенной категории он уже был переведен в другую категорию.

Также необходимо отметить, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в течение 3 дней со дня внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости уведомляет об изменениях лиц, права которых и/или ограничения прав в пользу которых зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Вопрос: Как директор лечебно-оздоровительного комплекса, которым осуществляется эксплуатация прилегающего к территории комплекса водного объекта, прошу разъяснить об изменениях летом текущего года порядка пользования водными объектами, который упростил порядок использования акватории водных объектов лечебными учреждениями?

Ответ: Действительно, Водный кодекс Российской Федерации претерпел некоторые изменения, Федеральным законом от 26.07.2017 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации, которые уточнили порядок приобретения права пользования водными объектами.

Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Так, При этом статья 11 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Установлено, что на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов, производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Также установлено, что использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование.

Непосредственно касаясь Вашего вопроса необходимо отметить, что согласно внесенным изменения в норму статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации, имеются исключения при заключении договора водопользования без проведения аукциона, но только в том случае, когда право пользования акваторией водного объекта в лечебных и оздоровительных целях. Таким образом, если предусматривается использовать водный объект в указанных целях, то данное исключение будет касаться Вашего лечебно-оздоровительного комплекса.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается аннулирования лицензий, выданных пяти организациям на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы требований лицензионного законодательства при выдаче лицензий на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов.

В ходе проверки установлено, что пять лицензий на ведение указанной деятельности выданы организациям на основании недостоверных актов проверок, составленных сотрудником Департамента, а также договоров аренды открытых площадок и оборудования, необходимых для ведения деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, удостоверений, подтверждающих соответствующую квалификацию работников хозяйствующих субъектов.

По результатам проверки природоохранным прокурором направлены в Пресненский районный суд г. Москвы пять административных исковых заявлений о признании незаконными актов проверки и приказов Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, а также об обязании принять меры по аннулированию выданных лицензий.

Решениями суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. После вступления решений в законную силу прокуратурой будет организовано их исполнение.

Удовлетворены исковые требования природоохранной прокуратуры о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с водным объектом общего пользования.

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного, водного и земельного законодательства при формировании и передаче в частную собственность земельных участков, расположенных в границах Новомосковского административного округа г. Москвы.

Установлено, что земельный участок, расположенный в поселении Десеновское общей площадью 4,95 га, находящийся в собственности ЗАО «Проект Град» сформирован в границах акватории реки Десна и ее береговой полосы.

Нахождение в частной собственности водных объектов общего пользования и их береговых полос, предназначенных для передвижения и пребывания граждан около водоемов, влечет за собой нарушение их экологических прав, в том числе на равный доступ к природным ресурсам.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор направил в Щербинский районный суд г. Москвы исковое заявление о признании недействительным образования указанного земельного участка и отсутствующим права собственности на него.

Решением Щербинского районного суда г. Москвы требования прокурора удовлетворил в полном объеме.

После вступления в законную силу решения суда прокуратура проконтролирует его исполнение.

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается аннулирования лицензий, выданных шести организациям на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов.

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы требований лицензионного законодательства при выдаче лицензий на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов.

В ходе проверки установлено, что шесть лицензий на ведение указанной деятельности выданы организациям на основании недостоверных актов проверок, составленных сотрудником Департамента, а также договоров аренды открытых площадок и оборудования, необходимых для ведения деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, удостоверений, подтверждающих соответствующую квалификацию работников хозяйствующих субъектов.

По результатам проверки природоохранным прокурором направлены в Пресненский районный суд г. Москвы шесть административных исковых заявлений о признании незаконными актов проверки и приказов Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, а также об обязании принять меры по аннулированию выданных лицензий.

Решениями суда 11.09.2017 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. После вступления решений в законную силу прокуратурой будет организовано их исполнение.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

М.А. Сергеева,

заместитель межрайонного природоохранного

прокурора г. Москвы,

советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA