Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (2, 2017)

pochtarevaj

Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

 Разъяснение законодательства

Вопрос: Являясь индивидуальным предпринимателем, слышал, что в настоящее время имеется система учета проверок, проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так ли это? Возможно ли где-то посмотреть данные о проводимых проверках экологической направленности, как обычно данные проверки контролируются органами прокуратуры?

Ответ: В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 июля 2015 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию автоматизированная система «Единый реестр проверок». Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Так, на сайте proverki.gov.ru доступна информация обо всех проводимых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, а также региональными органами контроля (надзора), проверках хозяйствующих субъектов, их результатах и принятых мерах.

Необходимо отметить, что с 1 января 2017 года к информационному ресурсу будут также подключены органы муниципального контроля.

Данная система создана в целях обеспечения учета проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверок, что направлено на повышение открытости деятельности контролирующих органов и значительное сокращение давления на бизнес, а также позволит широкой общественности судить о правомерности действий или решений органов контроля и проверяемых лиц, а также эффективности контрольных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2016 № 415 утверждены Правила формирования и ведения Единого реестра проверок, а именно: состав информации Единого реестра проверок, порядок обеспечения открытости сведений о результатах проведения контрольных мероприятий. В соответствии с Правилами формирования и ведения Единого реестра проверок в Едином реестре проверок должна содержаться информация о проверке и органе контроля, который ее проводит, о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в отношении которого она проводится, о результатах, принятых мерах по результатам контрольного мероприятия, а также об исполнении или обжаловании результатов проверок.

С момента начала проведения проверки вся информация о ней отражается в единой системе и доступна в форме открытых данных. Правила устанавливают порядок обеспечения доступа участников информационного обмена к информации, содержащейся в Едином реестре проверок, а также доступа к общедоступной информации, содержащейся в реестре для неограниченного круга лиц посредством ее размещения оператором системы на вышеназванном сайте в Интернете в форме открытых данных.

Каждой проверке в Едином реестре проверок присваивается учетный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в Единый реестр проверок. При этом в обязанности органов контроля входит: принятие организационно-распорядительных мер, предусматривающих определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в Единый реестр проверок; осуществление своевременного внесения информации в Единый реестр проверок в соответствии Правилами; ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.

Невнесение должностными лицами органов контроля соответствующей информации в Единый реестр проверок влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Касаясь проведения проверок экологической направленности необходимо отметить, что согласно организационно-распорядительным документам на межрайонную природоохранную прокуратуру г. Москвы возложен надзор за соблюдением Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного экологического контроля, а также при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Государственный экологический контроль осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее – Департамент) посредством организации и проведения проверок.

Порядок проведения плановых и внеплановых проверок определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), Административным регламентом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, утв. Приказом от 30.08.2010 № 129, размещенным на официальном сайте Департамента.

С 1 января 2016 года вступила в силу ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающая запрет на проведение в 2016 - 2018 годах плановых проверок отдельных категорий субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства, которые определяются статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015), в том числе пп. 2 и 3 ч. 1.1 данной статьи, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. В частности, к условиям отнесения субъекта предпринимательства к категории малого бизнеса относятся следующие: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников: до ста человек включительно для малых предприятий, в том числе до пятнадцати человек для малых предприятий; предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость не должны превышать:

1. для малых предприятий - 800 млн. рублей;

2. для микропредприятий - 120 млн. рублей.

Обращаю внимание, что статус субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, указанным выше.

Также хотелось бы отметить, что по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, с «01» января 2016 г. по «31» декабря 2018 г. плановые проверки субъектов малого предпринимательства контролирующими органами, в том числе Департаментом, не проводятся. При этом в план проверок субъектов предпринимательства Департамента в период 2016-2018 годов могут включаться субъекты малого предпринимательства если в отношении них вынесено и вступило в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Департаментом также могут проводиться внеплановые проверки, а также административные расследования в отношении субъектов малого предпринимательства, допустивших нарушения требований природоохранного законодательства.

Хочу еще раз подчеркнуть, что в случае если проверка субъекта малого предпринимательства включена в план проверок Департамента, информацию о проведении плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательства, в том числе малого предпринимательства, можно получить на интернет-сайте proverki.gov.ru, на котором публикуются сведения единого реестра проверок.

Должностные лица Департамента перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

В случае представления должностным лицам Департамента при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к субъектам малого предпринимательства и при отсутствии оснований, приведенных в ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ проведение плановой проверки должно быть прекращено, о чем составляется соответствующий акт. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель наделяются правом подать в Департамент заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 определяет следующий порядок подачи субъектом малого предпринимательства заявления и его рассмотрения уполномоченным контролирующим органом.

В случае если плановая проверка субъекта малого предпринимательства включена в план Департамента, заявление и прилагаемые к нему документы направляются непосредственно в Департамент. При этом заявителю необходимо заполнить заявление об исключении из плана проведения плановых проверок по форме, содержащейся в Правилах; приложить к нему документы, подтверждающие соответствие критериям субъектов малого предпринимательства; к заявлению, подписанному лицом, действующим от имени заявителя, приложить документ, подтверждающий полномочия подписавшего заявление лица на подачу такого заявления.

Департамент в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления и прилагаемых к нему документов, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана; об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана с указанием причин отказа; о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов в связи с отсутствием проверки в ежегодном плане или в связи с отсутствием в заявлении сведений, которые должны быть в нем указаны в соответствии с прилагаемой к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268, формой, а также прилагаемых документов.

Решение направляется заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

Если Департаментом принято решение об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана, заявитель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

В случае принятия Департаментом решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана осуществляется внесение изменений в план Департамента.

Обращаю внимание, что проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ относится к грубым нарушениям требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

В случае нарушения прав субъектов малого предпринимательства Департаментом при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) необходимо обращаться в межрайонную природоохранную прокуратуру г. Москвы.

Своевременное обращение в прокуратуру способствует предотвращению и пресечению нарушений со стороны Департамента и полноценной защите прав субъектов малого предпринимательства.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Природоохранная прокуратура потребовала от двух столичных предприятий устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверки соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в ЗАО производственно-торговая фирма «Кулон» и ОАО «Мельничный комбинат в Сокольниках».

В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности предприятиями допущены выбросы вредных веществ в атмосферный воздух без утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов и соответствующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

Кроме этого, в нарушение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха» указанные юридические лица несвоевременно произвели плату за негативное воздействие на окружающую сред.

В связи с выявленными нарушениями закона межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении должностных и юридических лиц ЗАО ПТФ «Кулон» и ОАО «Мельничный комбинат в Сокольниках» 12 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.21 (выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения), ст. 8.1 (несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов), ст. 8.41 (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, прокурор внес в адрес генеральных директоров указанных организаций представления об устранении выявленных нарушений. Рассмотрение актов прокурорского реагирования и фактическое устранение нарушений поставлено прокуратурой на контроль.

По инициативе природоохранной прокуратуры за нарушение правил ведения Единого реестра проверок оштрафованы должностные лица столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды

В соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) проверок, а также их результатов в сети Интернет создана и функционирует государственная автоматизированная система «Единый реестр проверок».

По результатам мониторинга Единого реестра проверок межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения правил размещения информации о проверках Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

Установлено, что должностные лица территориальных подразделений департамента не в полном объеме и несвоевременно размещали в реестре информацию о плановых проверках в отношении субъектов предпринимательства, что привело к нарушению права на доступ к информации, подлежащей размещению в данном реестре.

По выявленным нарушениям межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении начальников отдела экологического контроля САО-СЗАО г. Москвы и отдела экологического контроля ТиНАО г. Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.27 (нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлениями мировых судьей судебных участков № 156 Одинцовского судебного района Московской области и № 346 Хорошевского района г. Москвы виновные должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

А.Ю. Почтарев,

заместитель межрайонного природоохранного прокурора

г. Москвы, старший советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA
НОВЫЙ УРЕНГОЙ 2020 март
Землепользование при недропользовании 2020 февраль