Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (ЭВР № 4, 2015)

sitnikovvaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Я слышал, что в настоящее время имеются правила отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции. При каких условиях можно считать территории «неблагоприятными»?

Ответ: Да, действительно Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 51 утверждены Правила отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям. Так, действующим законодательством предусмотрен ряд направлений господдержки сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий, в т.ч. поддержка сельхозтоваропроизводителей, товаропроизводителей, изготавливающих продукцию на неблагоприятных для такой деятельности территориях.

Определены критерии отнесения территорий к неблагоприятным. При этом учитываются следующие признаки: состояние почв, природные и климатические условия, социально-экономические факторы. Предусмотрен расчет интегрального показателя социально-экономического развития.

Минсельхоз России формирует перечень регионов на основании данных, представляемых ФАНО России, Росгидрометом и Росстатом.

Список утверждает Правительство Российской Федерации. По мере необходимости он уточняется, но не реже одного раза в три года.

Вопрос: Неоднократно являлся свидетелем того, как автомобилисты, отдыхая на берегу рек, стараются помыть свою машину на их берегу? Законно ли это?

Ответ: В соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, являются водоохранными зонами. На них устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

● до десяти километров - в размере 50 метров;

● от десяти до пятидесяти километров - в размере 100 метров;

● от пятидесяти километров и более - в размере 200 метров.

В границах водоохранных зон запрещается, в числе прочего, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; осуществление мойки транспортных средств.

За использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, в том числе за мойку автотранспортных средств, ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для граждан в размере от 3 тысяч до 4,5 тысяч рублей.

Составить протокол об административном правонарушении вправе государственные инспекторы Росприроднадзора, Росрыболовства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, а также должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Вопрос: Прогуливаясь по лесопарку я увидел, что непосредственно к нему примыкает спортшкола или спортклуб, руководителями которой на территории самого лесопарка (за забором учебного учреждения) самовольно расположено спортивно-техническое сооружение? Является ли данное деяние законным?

Ответ: Согласно ч. 2, 3 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Согласно пунктам 6 и 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007, леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Указанное не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).

В том случае, если на лесном участке, используемом для осуществления рекреационной деятельности, осуществлено строительство капитального объекта, относящегося к категории недвижимого имущества, возведение которого не соответствует цели использования лесного участка и не предусмотрено планом освоения лесов, то такой объект является самовольной постройкой.

Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 указанного Кодекса. Частью 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договором аренды лесного участка или договоров купли - продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Таким образом, в случае постройки на арендуемом лесном участке капитальных сооружений, возведение которых противоречит действующему федеральному законодательству, лесоарендатор подлежит привлечению к установленной законом ответственности. Договор аренды лесного участка при этом может быть расторгнут досрочно.

Вопрос: Подразделением дознания по факту хищения у меня денежных средств возбуждено уголовное дело, и расследование в настоящее время приостановлено. В органе, расследующем указанное уголовное дело, по которому я являюсь потерпевшим, мне сказали, что в настоящее время некоторым образом изменился порядок возобновления дознания при признании его приостановления незаконным? Так ли это?

Ответ: 11.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 520-ФЗ «О внесении изменений в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым определен порядок возобновления дознания при признании его приостановления незаконным. Статья 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополнена частями 3.2, 3.3, согласно которым, признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном статьей 223 УПК РФ. Начальник подразделения дознания, признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

В истекшем году межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы пресекла более 1300 нарушений экологического и природоохранного законодательства

В 2014 году Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы пресекла более 1300 нарушений природоохранного законодательства. В целях их устранения внесено 155 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 129 виновных лиц, в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 172 заявления, объявлено 69 предостережений о недопустимости нарушений закона. По материалам прокурорских проверок возбуждено 19 уголовных дел экологической направленности.

Вопросы обеспечения экологической безопасности столицы становятся все более актуальными, как и вопросы защиты конституционных прав жителей на благоприятную окружающую среду. В связи с выбросом вредных веществ в атмосферный воздух природоохранная прокуратура г. Москвы в 2014 году проводила проверку с привлечением специалистов государственных контролирующих органов.

По требованию прокуратуры управлением организации дознания ГУ МВД России по г. Москве возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ. Ход расследования контролируется прокуратурой.

По-прежнему многочисленны и распространены нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов.

Так, одним из основных нарушений, связанных с охраной водных объектов, явилось загрязнение ОАО «Мосводоканал» рек - Незнайка, Пахра, Ликово и Десна, в связи с чем прокуратурой направлено в суд 16 исковых заявлений об обязании данной организации обеспечить очистку и обезвреживание сбрасываемых сточных вод. Иски в настоящее время рассмотрены, требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

В 2014 году природоохранная прокуратура провела проверку законности включения в состав земельных участков на территории «Новой Москвы», находящихся в частной собственности водных объектов. Установлено, что одним из столичных банков незаконно получены земельные участки в районе Рублево-Успенского шоссе, в состав которых включена часть земель, ограниченных в обороте, а именно береговая полоса реки Москвы общей площадью 10 га. По результатам проверки прокуратурой направлено в суд исковое заявление о признании права на участки береговой полосы реки Москвы отсутствующим. Суд исковые требования прокуратуры удовлетворил в полном объеме.

Природоохранная прокуратура также проводила проверку соблюдения земельного и водного законодательства в части приобретения права собственности на земельные участки, в состав которых включены водные объекты, ограниченные в обороте. В ходе проверки выявлены нарушения при включении в состав земельных участков, расположенных вблизи д. Юрово Краснопахорского с.о. г. Москвы, находящихся в частной собственности, земель покрытых поверхностными водами. В соответствии с действующим законодательством такие объекты относятся к поверхностным водам общего назначения, использование которых влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации.

По результатам проверки прокуратура направила в суд исковое заявление о признании отсутствующим права собственности на земельный участок у ООО «Проектная компания «Юрово». Исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме. Аналогичные исковые требования прокуратура направила в судебные органы о признании отсутствующими прав собственности на земельные участки у ЗАО «Каскад» и ООО «Смородинка».

Особое внимание в истекшем году прокуратурой уделялось проблемам эксплуатации гидротехнических сооружений, которые в настоящее время не имеют собственника, и эксплуатирующей организации, так как их отсутствие может привести к аварийной ситуации (особенно в период паводка). Так, по результатам проводимых проверок прокуратурой в суды направлено 34 исковых заявления о признании гидротехнических сооружений бесхозным имуществом и обязании Департамента городского имущества г. Москвы поставить их на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с последующим определением эксплуатирующей организации, с целью установления ответственности за техническим состоянием гидротехнических сооружений. Данная работа в новом году будет продолжена.

Значительное внимание уделялось надзору за исполнением законов в деятельности органов государственной власти. В этой связи прокуратурой принесено 107 протестов на их незаконные правовые акты, все из которых удовлетворены. Незаконные правовые акты отменены или приведены в соответствие с действующим законодательством.

Прокуратурой активно реализуются предоставленные полномочия по предъявлению в столичные суды исков. По предъявляемым прокуратурой искам в 2014 году удовлетворены требования на сумму более 300 млн. рублей.

В целях соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду в 2015 году прокуратурой планируется уделять особое внимание вопросам исполнения земельного, градостроительного и природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях, водного и бюджетного законодательства, проверкам исполнения требований природоохранного законодательства потенциально опасными объектами, исполнение организациями законодательства об охране атмосферного воздуха.

На заседании Коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы с участием межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы обсуждены актуальные проблемы охраны окружающей среды в городе Москве

В комплексе зданий Правительства Москвы 02 марта 2015 года прошло заседание Коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по вопросу: «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2014 году и задачах на 2015 год» при участии межрайонного природоохранного прокурора Дураева М.Р., заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Гизатулина Р.Р., Министра экологии и природопользования Московской области Шомахова А.Б., заместителя председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии Шингаркина М.А., председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации Чернина С.Я., первого заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Самсонова А.М., заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Пронина Д.В., а также представителей Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Всемирного фонда дикой природы России, Гринпис России и др.

На данном совещании были обсуждены актуальные проблемы охраны окружающей среды в городе Москве в 2014 году, с докладом выступил межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы Дураев М.Р., изложив результаты надзорной деятельности, выявляемые прокуратурой нарушениях закона на особо охраняемых природных территориях, выражающихся в несоблюдении производителями работ требований при обращении с отходами, грунтами, ненадлежащей реализации проектов благоустройства и прокладки инженерных коммуникаций, запечатывании почвенного покрова, повреждении зеленых насаждений, проведении работ в отсутствие соответствующих заключений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и др., а также о принимаемых мерах реагирования.

По итогам совещания представителями ведомств намечены задачи в текущем 2015 году, направленные на улучшение состояния атмосферного воздуха, качества водных объектов, почв, сохранения природных территорий, биологических ресурсов и др.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

В.А. Ситников,
советник юстиции,
первый заместитель межрайонного
природоохранного прокурора
г. Москвы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA