Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (ЭВР № 12, 2014)

pirkovaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Неподалеку от жилого квартала в районе Южного Бутова ведутся строительные работы в ночное время, в это время особенно сильно заметен и мешает отдыху шум? Есть возможность куда-либо обратиться по поводу превышения уровня шума?

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» разрешение на ведение работ в ночное время выдается префектурой, при этом организация должна обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

В случае нарушений указанных требований Вы можете обратиться в подведомственное Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ГПБУ «Мосэкомониторинг». Если по результатам измерений уровня шумового воздействия установлено превышение его нормативов, то ГПБУ «Мосэкомониторинг» направляет данные результаты в Инспекцию по экологическому контролю Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и соответствующую префектуру для привлечения виновных лиц к административной ответственности, а также отмены разрешения на производство работ в трехсменном режиме.

Вопрос: Расскажите про государственный земельный надзор и его полномочиях.

Ответ: В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако необходимо отметить, что с 01.01.2015 в соответствии с изменениями внесенными 21.07.2014 № 234-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации под государственным земельным надзором будет пониматься деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления предложения органа государственного земельного надзора о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства данные органы в течение тридцати дней со дня получения такого предложения должны рассмотреть его и принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, способствующих совершению, а также проинформировать в этот срок орган государственного земельного надзора, направивший такое предложение, о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается от ООО «Фирма «Мон-Компани» возмещения ущерба, нанесенного акватории Черневского пруда

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения требований природоохранного законодательства в ООО «Фирма «Мон-Компани».

Установлено, что ведение ремонтных работ ООО «Фирма «Мон-Компани» в акватории Черневского пруда на пересечении улиц Остафьевской, д. 8 и Южнобутовской, д. 96, путем производства дноуглубительных работ, а также очистки пруда от иловых отложений, повлекло причинение ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания в размере около 500 тыс. рублей.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор направил в Нагатинский районный суд г. Москвы исковое заявление к ООО «Фирма «Мон-Компани» о возмещении ущерба.

Вступившим в законную силу решением Нагатинского районного суда г. Москвы исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Исполнение решения суда контролируется прокуратурой.

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается взыскания 302 млн. рублей ущерба, причиненного окружающей среде двумя коммерческими организациями

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы принимает меры к взысканию в бюджет столицы ущерба, причиненного окружающей природной среде.

В ходе организованной прокуратурой проверки установлено, что ООО «Некрасовка» и ООО «ПолиЭкоПром» в результате эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд 264, вл. 1 самовольно заняли под размещение отходов прилегающие к полигону земельные участки общей площадью 14957 кв.м.

Указанными действиями коммерческих организаций окружающей природной среде причинен ущерб в размере более 302 млн. рублей.

По результатам проверки Межрайонный природоохранный прокурор направил в Кузьминский районный суд г. Москвы исковое заявление о взыскании с ООО «Некрасовка» и ООО «ПолиЭкоПром» суммы причиненного экологического ущерба в равных долях.

Кузьминский районный суд г. Москвы иск прокурора удовлетворил в полном объеме.

После вступления решения суда в законную силу прокуратура проконтролирует его исполнение.

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается прекращения незаконной деятельности ООО «Ремдорсервис-94» на территории Национального парка «Лосиный остров»

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку законности использования объектов нежилого фонда в границах особо охраняемой природной территории «Национальный парк «Лосиный остров».

В ходе проверки установлен факт самовольного занятия и использования ООО «Ремдорсервис-94» земельных участков площадью более 1 га и 0,9 га под складирование строительных материалов, навалов грунта, лома асфальтобетонных покрытий, стоянку автотранспорта, размещение отходов производства и потребления, а также иного движимого имущества.

По результатам проверки прокурор возбудил в отношении ООО «Ремдорсервис-94» и виновного должностного лица организации 4 дела об административных правонарушениях по ст.ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка) и 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда), по результатам рассмотрения которого Арбитражным судом г. Москвы на ООО «Ремдорсервис-94» наложены штрафные санкции.

В целях устранения выявленных нарушений в Преображенский районный суд г. Москвы прокурор направил 2 исковых заявления о прекращении нарушающей природоохранное законодательство деятельности ООО «Ремдорсервис-94» и освобождении самовольно занятых земельных участков.

Рассмотрение исковых заявлений и фактическое устранение нарушений находится на контроле в прокуратуре.

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы требует от ОАО «Мосводоканал» обеспечить надлежащую очистку сточных вод

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения требований водного законодательства ОАО «Мосводоканал» в границах Троицкого и Новомосковского административных округов.

Установлено, что обществом в целях биологической очистки и обезвреживания поступающих от абонентов хозяйственно-бытовых сточных вод в июле 2012 приняты в эксплуатацию расположенные на указанной территории очистные сооружения биологической очистки.

В результате ведения хозяйственной деятельности ОАО «Мосводоканал» осуществляется сброс сточных вод через подземную водоотводящую систему, оборудованную очистными сооружениями, в акватории рек: Незнайка, Десна, Алёшинка, Черничка, Пахра, Ликово, Свинорье, Моча, Лубянка, Колыбянка ручей без названия – приток реки Пахра, ручей без названия – приток реки Десна, ручей Страдань.

По результатам проверки в отношении общества и виновного должностного лица организации возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение).

Межрайонным природоохранным прокурором в Басманный районный суд г. Москвы направлено 16 исковых заявлений об обязании обеспечить очистку и обезвреживание сбрасываемых сточных вод в вышеуказанные водные объекты до предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных ОАО «Мосводоканал» в установленном законом порядке к сбросу.

Решениями районного суда исковые заявления прокурора удовлетворены в полном объеме.

После вступления решения суда в законную силу будет организовано его исполнение.

Межрайонной природоохранной прокуратурой возбуждено 10 дел об административных правонарушениях в отношении организаций, загрязняющих водные биологические ресурсы столицы

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства о сохранении водных биологических ресурсов при проведении работ в акваториях водных объектов столицы и их водоохранных зонах.

С учетом поступивших обращений граждан о фактах проведения работ в водоохранных зонах рек Сосенка, Сетунь, а также зарегистрированных в диспетчерской службе телефона «горячей линии» Дирекции Департамента природопользования и охраны окружающей среды сообщений указанной категории, прокуратурой организованы проверочные мероприятия в отношении ООО «ЛИЗА-1», ООО «ГОРИЗОНТ», ЗАО «Строительное управление Лесопаркового хозяйства», ЗАО «Производственная Компания «ИнжЭнергоСтрой».

Установлено, что в нарушение Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» указанные организации осуществляли работы, способные оказать негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в отсутствие согласования с территориальным управлением Федерального агентства Росрыболовства.

По результатам проверки Межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении организаций и должностных лиц 10 дел об административном правонарушении по ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных), на имя руководителей внес 5 представлений об устранении нарушений закона.

По материалам проверки Межрайонной природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту загрязнения атмосферы

По материалам проверки Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы управлением организации дознания ГУ МВД России по г. Москве возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, если эти деяния повлекли загрязнение и иное изменение природных свойств воздуха).

Как сообщалось ранее, 10 ноября 2014 года в г. Москве по данным контролирующих органов установлено превышение предельно допустимой концентрации сероводорода (дигидросульфида), изопропилбензола.

По поручению прокуратуры города Москвы Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе, на территории ОАО «Газпромнефть-МНПЗ».

Материалы прокурорской проверки направлены в порядке ст. 37 УПК РФ в управление организации дознания ГУ МВД России по г. Москве для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, если эти деяния повлекли загрязнение и иное изменение природных свойств воздуха).

Кроме того, по выявленным прокуратурой нарушениям в деятельности ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» выделены материалы, проверка в отношении указанного объекта продолжается.

Ход расследования уголовного дела поставлен межрайонной прокуратурой на контроль.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.М. Пыркова,
младший советник юстиции,
старший помощник
межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA