Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность(ЭВР № 10, 2014)

pirkovaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Скажите, какая существует ответственность за ловлю рыбы, занесенной в Красную книгу?

Ответ: В первую очередь необходимо отметить, что данное деяние возможно отнести к административным правонарушениям. Так, в соответствии со ст. 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Говоря о вопросах нарушений правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Кроме того, за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Вопрос: В районе, где я живу, ведется строительство различных торговых объектов с использованием тяжелой строительной техники, при этом работы ведутся в непосредственной близости к зеленым насаждениям, в связи с чем не исключается возможность их повреждения. Должна ли организация принять какие-либо меры для устранения такой угрозы?

Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 (ред. от 20.05.2009) «О защите зеленых насаждений» защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.

Пунктом 4.1.3.8 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» (далее - Правила) установлено, что при производстве строительных работ на объекте озеленения необходимо деревья ограждать сплошными щитами высотой 2 м, располагая их на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева и устраивая деревянный настил вокруг ограждения радиусом 0,5 м. Утвержденные правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы устанавливают порядок создания зеленых насаждений, их содержания, осуществления вырубки зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, а также порядок контроля за проведением работ по вырубке и возмещением ущерба, нанесенного зеленым насаждениями.

Выполнение Правил является обязательным для организаций, выполняющих работы по охране, созданию, ремонту и содержанию объектов озеленения в городе Москве.

Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы поручается обеспечить единый учет сведений о проведении озеленительных работ в г. Москве и утвердить показатели оценки качества выполнения работ по озеленению и содержания озелененных территорий.

За несоблюдение правил создания зеленых насаждений в городе Москве статьей 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей; а также за несоблюдение правил содержания зеленых насаждений в городе Москве, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Вопрос: Я слышала, что в настоящее время изменены санкции за административное правонарушение, связанное с нарушением правил заготовки древесины и порядка проведения рубок лесных насаждений.

Ответ: Да действительно с недавнего времени в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения (изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 277), которые коснулись введения новых санкций за нарушение правил использования лесов.

Данное ужесточение санкций скорее всего обусловлено растущим с каждым годом значением леса для экологического благополучия и благоприятной окружающей среды.

Так, статьей 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц – от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей (ранее данное правонарушение влекло предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей).

Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, а также использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 800 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц – от 40000 до 80000 тысяч рублей (ранее данное правонарушение влекло наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей).

Одновременно хотелось бы отметить, что Федеральным законом от 21.07.2014 № 277 Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 191 прим. 1, согласно которой приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере (то есть, если стоимость незаконно заготовленной древесины, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей, в особо крупном размере - сто пятьдесят тысяч рублей) наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. А те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вопрос: Рядом с жилым домом, где я живу, проводятся работы по реконструкции автомагистрали, при этом жильцы дома не располагают никакой информацией о проведении данных работ. Обязана ли организация, осуществляющая работы предоставить жильцам данного дома необходимую экологическую информацию?

Ответ: В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 1312-РП от 30.06.2004 «О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений» (с изменениями Постановления Правительства Москвы от 07.11.2006 № 866-ПП) городские заказчики производства работ в целях информирования жителей города Москвы обязаны обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой зеленых насаждений либо работами в ночное время суток, с указанием планируемых видов работ, сроков проведения работ, с размещением графического изображения строящегося объекта и количеством вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проектом (планом)

На информационных щитах в обязательном порядке должны быть размещены: графическое изображение строящегося объекта с краткой его характеристикой; название и телефоны заказчика и подрядной организации, должность и фамилия ответственного за производство работ; информация о показателях воздействий (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрогеологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду.

При этом отсутствие на строительных площадках города Москвы информационных щитов, содержащих экологическую информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей; а нарушение условий размещения информационных щитов на строительных площадках города Москвы либо нарушение требований об указании на информационных щитах информации об условиях ведения строительных работ в ночное время и иной обязательной информации, установленной правовыми актами города Москвы, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - восьмидесяти тысяч рублей, по ст. 4.43 Закона города Москвы № 45 от 21.11.2007 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность. Органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 4.43 КоАП г. Москвы, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

В соответствии с ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ) вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы добивается освобождения акватории Химкинского водохранилища от самовольно размещенных объектов

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы совместно с представителями Службы судебных приставов организовала исполнение судебного решения об освобождении от самовольно размещенных ООО «Фаворит» объектов в акватории Химкинского водохранилища.

Ранее по материалам Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу проведена прокурорская проверка по факту незаконного использования акватории Химкинского водохранилища.

Установлено, что ООО «Фаворит» на основании договора субаренды с Московской городской организацией Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» занимает земельный участок по адресу: Ленинградское шоссе, владение 39, используя часть акватории Химкинского водохранилища для размещения причала и отстоя дебаркадера, не имея при этом разрешительной документации на право пользования акваторией указанного водохранилища.

По результатам проверки Межрайонный природоохранный прокурор направил в Головинский и Бабушкинский районные суды г. Москвы исковые заявления о прекращении незаконного использования ООО «Фаворит» водного объекта, освобождении его акватории от самовольно установленного имущества.

Исковые требования прокурора решениями судов удовлетворены в полном объеме еще в 2011-2012 гг.

Решения вступили в законную силу, однако до настоящего времени ответчиком добровольно не исполнены. В связи с этим прокуратурой организовано их принудительное исполнение.

Межрайонный природоохранный прокурор направил в Федеральную службу судебных приставов требования о необходимости обеспечить неукоснительное исполнение решения суда.

28.08.2014 под контролем представителей Межрайонной природоохранной прокуратуры при участии Службы судебных приставов приняты меры по приостановлению деятельности ООО «Фаворит»: опечатаны помещения дебаркадера с целью обеспечения дальнейшего освобождения акватории Химкинского водохранилища.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.М. Пыркова,
младший советник юстиции,
старший помощник
межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA