Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (ЭВР № 9, 2014)

pirkovaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: организация, представителем которой я являюсь, осуществляет эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории автозаправочной станции, в отсутствие разрешения на выброс, однако имеющиеся экспертные заключения, указывают, что максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ от источников выбросов не превышает ПДК, и представителями организации процедура оформления нового разрешения на выбросы загрязняющих веществ была начата до истечения срока действия ранее действовавшего разрешения. Возможно ли применение к организации каких-либо санкций?

Ответ: В указанном Вами факте, безусловно, формально содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что представитель организации ссылается на экспертные заключения, согласно которым максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ от источников выбросов не превышает ПДК, а также, что мероприятия, связанные с получением нового разрешения на выбросы загрязняющих веществ, были начаты организацией до истечения срока действия ранее действовавшего разрешения, необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с подп. «а» п. 7 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденной Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579, государственному учету и нормированию подлежат, в том числе вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении 2 к данному Приказу, а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 данного Порядка.

Также необходимо указать, что выброс вредных (загрязняющих) веществ стационарным источником в отсутствие соответствующего разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, что указывает на достаточность оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос: слышал, что в августе 2014 года вступил в силу новый порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, а также изменились правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, так и это? Необходимо ли будет переоформлять уже имеющийся паспорт отходов и каким образом это возможно сделать?

Ответ: В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления», в соответствии с предъявляемыми требованиями к обращению с опасными отходами индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

При этом, на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности.

1 августа 2014 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», которое утвердило новые правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, а также типовую форму паспорта отходов I-IV классов опасности.

Необходимо отметить, что с момента вступления в силу комментируемого Постановления Правительства Российской Федерации вступает в силу Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, включающий: федеральный классификационный каталог отходов; государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Необходимо отметить, что в соответствии с Правилами проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденными данным Постановлением Правительства РФ, паспорт на отходы I-IV классов опасности оформляется лицом, в процессе деятельности которого образуются указанные отходы, в отношении отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов. Так, на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

В свою очередь, в отношении отходов I–IV классов опасности, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, лицо, в процессе деятельности которого образуются указанные отходы, обязан подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, предусмотренном Минприроды России (Порядок ведения государственного кадастра отходов).

При этом паспорт отходов I-IV классов опасности оформляется лицом, в процессе деятельности которого образуются указанные отходы, после внесения их Росприроднадзором в федеральный классификационный каталог отходов, при этом следует отметить, что паспорт действует бессрочно, а внесение изменений в паспорт не допускается. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения или вручаются под роспись.

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.

Подводя итог, необходимо отметить, что указанные изменения в законодательстве потребуют переоформления паспортов отходов I-IV класса опасности, однако процедура оформления/переоформления паспорта является достаточно упрощенной.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Выявлено ненадлежащее осуществление контроля на территории природных комплексов

Прокуратура столицы провела проверку исполнения земельного, градостроительного, природоохранного законодательства на территориях природных комплексов и особо охраняемых природных территориях, а также полноты осуществления государственного контроля уполномоченными органами исполнительной власти. По результатам проверочных мероприятий выявлены нарушения при проведении строительных работ и работ по благоустройству, содержанию указанных территорий, установлены факты ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти возложенных на них функций.

Выявлены факты повреждения зеленых насаждений, запечатывания почвенного покрова, размещения отходов строительства и сноса вне специально отведенных мест, проведения работ в отсутствие разрешительной документации, самовольного занятия земельных участков особо охраняемых природных территорий для осуществления хозяйственной деятельности.

Так, в отсутствие необходимой разрешительной документации, в природно-историческом парке «Царицыно» незаконно вырублены деревья и уничтожен травяной покров на площади более 10 тыс. кв.м. Ущерб, причиненный окружающей природной среде, превысил 3,2 млрд. руб.

В связи с выявленными нарушениями Межрайонный природоохранный прокурор внес представление руководителю подрядной организации, осуществляющей производство работ на указанном объекте и направил материал проверки в Следственный отдел ОМВД по району «Москворечье-Сабурово» ГУ МВД РФ по г. Москве для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Работа на данном направлении продолжается.

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается возврата государству участков береговой полосы Москвы-реки

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку по обращению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО о законности включения в состав земельных участков, находящихся в частной собственности береговой полосы водного объекта общего пользования – реки Москвы.

Установлено, что в октябре 2009г. Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области на основании договора уступки права требования к должникам по кредитным отношениям зарегистрировало право собственности одного из банков на земельные участки площадью 100 га и 77,7 га, расположенные по адресам: поселение Успенское в районе с Успенское, ЗАО «Московский конный завод № 1».

На основании постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» указанные земельные участки включены в границы города Москвы. Затем они вошли в состав активов закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Экселэнд» и переданы в доверительное управление банковской структуры.

По результатам проведенных проверочных мероприятий установлено, что в состав образованных земельных участков в 2009г. включена при уточнении их границ и местоположения часть земель, ограниченных в обороте, а именно береговая полоса реки Москвы, общей площадью 5,6 га и 3,8 га.

Вместе с тем, согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Приватизация земель в пределах береговой полосы, установленной Водным кодексом Российской Федерации, запрещается.

Межрайонный природоохранный прокурор направил в Кунцевский районный суд г. Москвы исковое заявление о признании права на участки береговой полосы реки Москвы отсутствующим.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.М. Пыркова,
младший советник юстиции,
старший помощник
межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA