Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (ЭВР № 6, 2014)

pirkovaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Моя деятельность как у индивидуального предпринимателя связана с отходами, относящимися к I-IV классам опасности, ходят слухи, что изменится порядок проведения паспортизации отходов, возможно ли получить разъяснение на этот счет?

Ответ: Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», которое вступает в силу с 1 августа 2014 г.

Данным постановлением утверждены правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I-IV классов опасности.

Установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).

Паспорт отходов I-IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.

Паспорт действует бессрочно. Внесение изменений в паспорт не допускается.

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Вопрос: Как законный представитель организации, я занимаюсь выполнением монтажа кабельных линий электропередач. Говорят, что в связи с изменениями в законодательстве, имеется упрощенная система регистрации земли, находящейся под объектом?

Ответ: К линейным объектам относятся железнодорожные и автомобильные линии (дороги), искусственно созданные внутренние водные пути, трамвайные линии, линии электропередач, трубопроводы, газопроводы, водопроводы за исключением объектов капитального строительства обустройства залежей полезных ископаемых.

Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.2013 № 142-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2013, внесены изменения в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми установлен новый вид недвижимого имущества — единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Под данным комплексом понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРП зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Претерпела изменения и статья 133 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно которой вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части; замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются; взыскание может быть обращено на неделимую вещь только в целом, если законом или судебным актом не установлена возможность выделения из вещи ее составной части, в частности, в целях продажи ее отдельно.

В связи с нововведениями некоторым образом упразднена проблема отнесения к недвижимому имуществу таких нестандартных, но распространенных объектов, как линейные объекты, а также иные объекты, которые являются едиными с технологической точки зрения, но не относятся к традиционным зданиям, строениям и сооружениям, и, более того, имеют в составе не только недвижимое по своей природе имущество, но и движимое (например, системы отопления, канализации, линии электропередач, связи и др.).

Возвращаясь к сути заданного вопроса, необходимо отметить, что линейно-кабельные сооружения, права на которые подлежат государственной регистрации, представляют собой совокупность различных недвижимых вещей, которые в технологическом плане образуют единое целое, технологически и функционально взаимосвязанное, предназначенное для размещения линейного объекта. Регистрация прав производится управомоченными на то органами, перечень которых определяется положением об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения. По завершении регистрации объект или находящаяся под ним земля заносится в кадастровый реестр.

Решением правительства земельные участки могут быть переведены из одной в другую категорию в целях реконструкции, строительства и эксплуатации.

Необходимо отметить, что законодательством также предусматривается ответственность за нарушения при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Вопрос: Слышала, что отработанные лампы, содержащие ртуть, как-то иначе перерабатывают и их нужно куда-то сдавать, так как они наносят вред окружающей среде. Как и куда обращаться?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2013 № 860 внесены изменения в Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В результате принятия нормативного правового акта уточнен порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп органами местного самоуправления в части определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп. 

Теперь за утилизацию ртутьсодержащих ламп несут ответственность работники управляющих компаний, ответственные за содержание и ремонт многоквартирных домов.

Именно в организации, являющиеся управляющими компаниями должны обращаться граждане, в которых гражданам должны сообщить место сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. В случаях, если в управляющей компании вам не предоставили необходимую информацию, стоит обратиться в Управу Вашего района.

Вопрос: Как заядлый рыбак слышал, что за незаконный вылов рыбы могу быть привлечен к ответственности. Прошу подробнее объяснить, в каких случаях наступает ответственность?

Ответ: полагаю необходимым начать с одних из последних изменений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивших в законную силу 19.05.2013 г. (Федеральный закон от 07.05.2013 N 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.33 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), согласно которых увеличены размеры административных штрафов за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных и нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства.

В связи с изменениями совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей (ранее от трехсот до пятисот рублей); на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее - от пятисот до одной тысячи рублей); на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (ранее - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ  - нарушение правил охоты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет (ранее - от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет); на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой (ранее - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой).

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ - нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой (ранее - от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой); на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой (ранее - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой); на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой (ранее  - аналогичное наказание).

Кроме того, ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ дополнена положением, в соответствии с которым устанавливается административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Вопрос: Работаю в строительной организации, которая при производстве работ допустила нарушения, в связи с чем, в отношении меня и было возбуждено уголовное дело по факту нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, по ст. 262 Уголовного кодекса Российской Федерации. В настоящее время районным судом города Москвы в отношении меня вынесен обвинительный приговор, который вступил в законную силу. Могу ли я в настоящее время обратиться в какие-либо судебные органы с жалобой на действия и решения дознавателя расследовавшего уголовное дело в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации?

Ответ: нет, в данной ситуации Вы не вправе обратиться в судебные органы с жалобой в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что суд правомочен рассматривать жалобы в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на решения и действия указанных лиц, связанных с производством по уголовному делу, только в досудебной стадии производства по делу, которая заканчивается при поступлении уголовного дела в суд для рассмотрения по существу.

Необходимо отметить, что Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ" указывает, что суд не вправе рассматривать в порядке ст. 125 УПК РФ вопросы, которые подлежат разрешению или разрешены в процессе судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела по существу.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается взыскания с ООО «Весна-май» причиненного окружающей среде ущерба

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы приняла меры к взысканию причиненного окружающей среде ущерба в бюджет столицы.

В ходе организованной проверки установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Весна-май» при ведении строительных работ причинен ущерб окружающей природной среде в результате запечатывания почвенного покрова на площади более 245 кв.м. на ул. Шкулева, д. 2 «а», стр. 1. Ущерб, согласно произведенному Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы расчету, составил 194 тыс. рублей.

Решением Кузьминского районного суда г. Москвы 11 октября 2013г. было отказано в удовлетворении искового заявления Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы к ООО «Весна-май» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в размере 194 тыс. рублей. На судебное решение прокурор внес апелляционное представление.

Определением Московского городского суда по результатам рассмотрения представления прокурора решение Кузьминского районного суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении иска прокурора.

Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры.

По иску Межрайонной природоохранной прокуратуры взыскан ущерб, причиненный в результате реконструкции Джамгаровского пруда

Межрайонная природоохранная прокуратура приняла меры к взысканию причиненного окружающей среде ущерба в бюджет столицы.

В ходе проверки законности реконструкции Джамгаровского пруда с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Стартовая прокуратурой выявлен факт причинения ЗАО «Техстрой Индустрия» вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, в связи с частичным осушением акватории водного объекта. Это повлекло уничтожение мест нерестилища водных биоресурсов и их кормовой базы. Ущерб составил более 363 тыс. рублей.

По результатам проверки природоохранный прокурор в Останкинский районный суд г. Москвы направил исковое заявление о возмещении обществом причиненного экологического ущерба.

Вступившим в законную силу решением Останкинского районного суда г. Москвы требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Судебное решение исполнено. Причиненный водным биоресурсам и среде их обитания ущерб взыскан от ЗАО «Техстрой Индустрия» в полном объеме.

Межрайонная природоохранная прокуратура города Москвы организовала конкурс детских рисунков, посвященный Международному дню Земли

Международный день Земли, который ежегодно отмечается 22 апреля, установлен на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций и отмечается, начиная с 2010 года. Соавторами соответствующей резолюции выступили более 50 государств-членов ООН. Тем самым мировое сообщество признало, что Земля и ее экосистемы являются нашим домом, обеспечивают человечеству жизнь, и что необходим баланс между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений.

Праздник, который в Северном полушарии отмечается весной, а в Южном осенью, призван привлечь внимание всех людей планеты к проблемам экологии.

В рамках празднования Международного дня Земли 22 апреля 2014 года, в целях воспитания молодого поколения в духе любви к окружающей природной среде, межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы организовала конкурс детских рисунков «Мы любим Землю».

В конкурсе участвовали более 50 детей в возрасте от 5 до 8 лет – учащихся школьных и дошкольных учреждений Юго-Западного административного округа столицы.

Воспитанники Центра образования № 117, средней школы № 1361, а также дошкольные отделения данных образовательных учреждений представили рисунки, выполненные красками, при помощи цветной бумаги, пластилина и других поделок.

По итогам конкурса жюри, которое возглавил Межрайонный природоохранный прокурор города Марат Дураев, выбрало дипломантов 1, 2 и 3 степени. Так, третье место занял рисунок Евгения Илющенко, второе – Анастасии Кравчук. Первое место в конкурсе досталось первокласснику Артему Говоруну, изобразившему две взявшиеся за руки планеты, раскрашенные флагами России и Украины.

Все дети получили почетные грамоты и памятные подарки, а руководители образовательных учреждений, принявшие активное участие в организованном прокуратурой конкурсе – благодарственные письма.

Маленьких участников конкурса Марат Дураев поблагодарил за работы и пожелал беречь природу и развивать свои способности.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.М. Пыркова,
младший советник юстиции, старший помощник
межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA