Font Size

Cpanel

Проблемы законодательного регулирования деятельности нефтегазового сервиса России

zavalnypgЗаслушав и обсудив 13.04.2018 г. выступления председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике П.Н. Завального, представителей нефтегазовых и нефтегазосервисных компаний, отраслевых научных институтов и организаций, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Предприятия нефтегазового сервиса занимаются выполнением работ и оказанием услуг по подготовке месторождений и непосредственно по добыче нефти и газа, поэтому состояние и перспективы развития этих предприятий могут серьезно повлиять на устойчивость нефтегазодобывающей отрасли России.

За последние годы российский нефтегазовый сервис претерпел значительные изменения. Ранее большинство вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (далее - ВИНК) вывели сервисные подразделения из своих структур, что способствовало формированию обширного рынка независимых предприятий, выполняющих весь спектр работ по обслуживанию нефтегазовых компаний. В отрасли созданы и активно работают малые и средние сервисные компании, специализирующиеся на отдельных видах услуг, в том числе высокотехнологического характера. В настоящее время значительные объемы заказов на рынке нефтесервисных услуг выполняют иностранные нефтесервисные компании, которые занимают лидирующие позиции по наиболее высокотехнологичным видам работ.

О состоянии рынка нефтегазосервисных услуг в России

По состоянию на 2016 год на российском рынке нефтегазосервисных услуг функционирует около 200 компаний, осуществляющие поисковое и эксплуатационное бурение, текущий и капитальный ремонт скважин, сейсмические исследования и геофизические работы, строительство инфраструктуры, работы по повышению нефтеотдачи пластов и интенсификации нефтедобычи, транспортные услуги, а также обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования.

Причем, более половины объемов деятельности нефтегазового сервиса осуществляется независимыми компаниями данного сектора, остальные работы и услуги выполняются подразделениями ВИНК. Таким образом, можно констатировать наличие на рынке нефтесервисных услуг в Российской Федерации сформировавшейся конкурентной среды, которая должна способствовать внедрению новейшей техники и передовых технологий, переходу к развитию на инновационной основе.

По данным исследований одной из крупнейших международной консалтинговой компании «KPMG» в 2016-2017 годах объемы бурения нефтяных компаний (прежде всего эксплуатационного бурения) выросли более чем на 25% по сравнению с 2013 годом. Отмечается наращивание доли горизонтального бурения с 21% в 2013 году до 36% в 2016 году, что соответствует общемировой тенденции и является более экономически эффективным и технологичным видом бурения по сравнению с традиционным наклонно-направленным. ФГБУ «ЦДУ ТЭК» (Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса) дополняет, что проходка в эксплуатационном и разведочном бурении в Российской Федерации в 2014 году составляла 20,8 млн метров, в 2015 году она возросла до 23 млн метров, а в 2016 году достигла 25,8 млн метров.

В настоящее время основным нефтяным регионом России является Западная Сибирь, на ее долю приходится 78% проходки эксплуатационного бурения и 52% поисково-разведочного. Нефтяные компании все чаще проявляют интерес к месторождениям Восточной Сибири. Например, за последние три года доля Западной Сибири в общем объеме проходки снизилась на 6% в эксплуатационном бурении и на 13% - в поисково- разведочном. При этом идёт процесс наращивания роста объемов бурения на восточносибирских месторождениях. По данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК», в 2013 году объемы проходки в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке составили 838, 2 тыс. метров, в 2014 году - 1 млн метров, в 2015 году - 1,4 млн метров, а в 2016 году - 1,9 млн метров. За последние три года из-за увеличения добычи капитальные вложения в Восточную Сибирь выросли на 70%.

В целом, согласно оценкам экспертов международной консалтинговой компании «Deloitte», увеличение объемов вложений связано с исчерпанием ресурсов крупных высокопродуктивных давно осваиваемых месторождений, а также необходимостью увеличения их нефтеотдачи и изношенностью оборудования.

Иная ситуация складывается с капитальными вложениями в строительство поисково-разведочных скважин. Если в регионах Восточной и Западной Сибири их объем увеличился на 16%, то в Тимано-Печорском регионе он заметно уменьшился из-за неопределенности на рынке. На фоне общего снижения разведочного бурения в этом регионе ОАО «Сургутнефтегаз» нарастил объемы, увеличив их более чем в полтора раза.

По оценке Минприроды России, ресурсный потенциал трудноизвлекаемых запасов (далее - ТрИЗ) в Российской Федерации составляет около 8 млрд т. Прирост коэффициента извлечения нефти (далее - КИН) на 10% высвободит около 6 млрд т дополнительных технических извлекаемых запасов. Добыча ТрИЗ увеличилась к 2017 г. Возросла также добыча тюменской свиты (+ 5 млн т) и низкопроницаемых коллекторов (+6 млн т), в тоже время отмечено отсутствие положительной динамики роста добычи сланцевых формаций (Баженовская свита, Доманиковые отложения, Хадумская свита), так как для этого требуются разработки новых промышленных технологий добычи.

Добыча нефти за счет применения современных методов увеличения нефтеотдачи (далее - МУН) в России составляет порядка 10 млн т. Для сравнения в США этот показатель составляет 40 млн т. Специалисты отмечают, что ключевые проблемы развития технологий ТрИЗ и МУН заключаются в их экономической неэффективности и наличии действующей системы недропользования, не предполагающей проведения испытаний каких-либо технологий. По оценке одной из ведущих консалтинговых компаний «Vygon Cynsulting», в среднесрочной перспективе добыча действующих крупных местрождений значительно снизится. Падение к 2035 году может составить до 130 млн т. Для поддержания добычи нефти в долгосрочной перспективе необходимо увеличивать КИН, вводить ТрИЗ в разработку, наращивать объемы геолого-разведочных работ (далее - ГРР).

В настоящее время на рынке нефтегазосервисных услуг наблюдается сокращение независимого рынка отраслевых сервисных компаний в силу ряда причин.

Актуальные проблемы нефтегазового сервиса в России

По оценкам Аналитического доклада «Состояние, перспективы и необходимые меры государственной поддержки нефтегазового сервиса», подготовленного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, к актуальным проблемам нефтегазового сервиса в России относятся:

1. Отраслевой рынок, организованный как «рынок заказчика». Основными заказчиками нефтегазосервисных предприятий являются крупные нефтегазовые компании, занимающие существенную долю на рынке и способные влиять на цены и условия контрактов в неблагоприятном для нефтегазосервисных предприятий направлении, что приводит к следующим последствиям:

● длительные сроки оплаты оказанных услуг нефтегазосервисных предприятий (по данным нефтегазосервисных компаний до 90-120 дней);

● в целях удешевления работ ВИНК, ориентируясь исключительно на самое низкое ценовое предложение, нередко заключают договоры с подрядчиками по таким ценам, что реализация контрактов фактически приводит к разорению подрядных организаций, срыву сроков выполнения контрактов и низкому качеству работ;

● поддержание на низком уровне цен на услуги нефтегазосервисных предприятий, приводящее к невозможности осуществления ими инвестиций;

● превалирование краткосрочных контрактов между нефтегазовыми компаниями и нефтегазосервисными предприятиями, исключающих возможность проводить эффективную экономическую политику;

● излишние барьеры в составе тендерных процедур нефтегазовых компаний, их непрозрачность.

Отмеченное выше уязвимое положение нефтегазосервисных компаний настоятельно требует государственного вмешательства для предотвращения их банкротств и сохранения возможности осуществлять капиталовложения. Возможна также консолидация в нефтегазосервисном секторе, способная привести к снижению издержек, особенно при уходе с рынка или поглощении менее эффективных предприятий. Ожидается, что сервис в данном случае повторит тенденции развития сектора добычи и со временем, помимо структурных сервисных подразделений ВИНК на рынке могут остаться несколько крупных компаний.

Одновременно возможны ситуации, когда из крупных компаний выделяются обособленные подразделения, выполняющие различные виды технологически сложных работ. Этому способствует рост спроса на такие сервисы, как горизонтальное бурение, ГРП (гидравлический разрыв пласта), ТКРС (текущий и капитальный ремонт скважины) и геофизические операции.

Отдельные нефтегазовые компании изменяют ситуацию с помощью приобретений нефтегазосервисных предприятий или заключения с ними долгосрочных контрактов. При этом дальнейшее развитие рынка в направлении возвращения вертикальной интеграции нефтегазовых компаний с сервисными предприятиями представляется нецелесообразным ввиду уничтожения в этом случае конкурентных стимулов в нефтегазосервисном секторе.

Ряд зарубежных компаний, особенно китайских, пользуется безусловной финансовой и прочей поддержкой своих государств для успешного продвижения сервисных услуг и оборудования на российском рынке, в то время как российские нефтесервисные компании после вступления страны в ВТО какой-либо поддержки со стороны государства фактически не получили.

Кроме того, следует признать, что немалое число российских сервисных компаний вошло в рыночные отношения при неблагоприятных условиях. Вступление России в ВТО стимулирует ввоз в страну дорогостоящего сервисного оборудования и технологий, которые остаются недоступными большинству малых и средних российских сервисных компаний.

Повышенные кредитные ставки на финансовом рынке Российской Федерации не позволяют российским нефтесервисным компаниям, производителям машин и оборудования для нефтесервиса в необходимом объеме реализовывать программы по замене устаревшего оборудования и модернизации. Отечественное машиностроение, ранее обеспечивавшее отрасль буровым оборудованием, не имея экономически адекватных источников финансирования, не способно сформировать мощности для полного удовлетворения потребности в замене подлежащих списанию буровых установок.

2. Импортозамещение зарубежного оборудования и технологий. В условиях технологических санкций, распространяющихся на российскую нефтедобычу, и угрозы их расширения в нефтегазовой отрасли диктуют государству выбрать курс на импортозамещение зарубежного оборудования и технологий, что приводит к следующим эффектам в отношении нефтегазового сервиса:

● зависимость российских сервисных компаний от наличия или отсутствия в их арсенале самых передовых технологий. К сожалению, стремление к технологическому лидерству у российских сервисных подрядчиков, ориентированных в большей мере на операционное зарабатывание денег, значительно слабее, чем у зарубежных конкурентов. Следует отметить также, что при производстве замещающей импорт промышленной продукции в значительной мере используются импортные материалы, комплектующие, технологии, станки, программное обеспечение. Порядка 40% российских поставщиков продукции для нефтегазового комплекса страны используют от 20 до 50% импортных инструментов и материалов. Соответственно, решать задачи импортозамещения следует не только расширяя объемы выпускаемой продукции, но и с большей опорой на собственные возможности. Необходима принципиальная смена парадигмы развития их бизнеса «переход к технологическому лидерству, в противном случае зависимость от импортного оборудования и технологий у них, а значит, и у их клиентов, сохранится;

● зарубежные нефтегазосервисные предприятия, играющие значительную роль на российском рынке, сталкиваются с высокой неопределенностью, поскольку, в отличие от замещения импортного оборудования, неясна государственная политика в отношении

● зарубежных нефтегазосервисных предприятий, оказывающих услуги силами российских филиалов или дочерних компаний и использующих в том числе отечественное оборудование;

● поскольку не всякое оборудование, подпадающее под режим санкций фактически или потенциально, на данный момент или в перспективе можно заменить на аналогичное отечественное, вероятно расширение импорта такого оборудования и технологий из стран, не вводящих санкции (в первую очередь из Китая), что, в свою очередь, ставит под угрозу развитие собственных аналогичных производств в длительной перспективе.

3. Потребность в развитии передовых отечественных технологий в сфере нефтегазового сервиса. Вероятность сохранения и расширения технологических санкций, а также необходимость разработки адаптированных к российским условиям технологий нефтегазодобычи требуют активизации поддержки отечественных передовых сервисных технологий, однако это направление сталкивается со следующими проблемами:

● ограниченные возможности для апробации новых отечественных технологий, требующих отработки на полигонах и непосредственно на месторождениях. Данный недостаток может быть частично преодолен за счет развития системы общедоступных полигонов для нефтегазового сервиса и оборудования;

● потребность в финансировании научных центров в сфере нефтегазосервиса, которая может быть удовлетворена, в частности, за счет активизации создания венчурных фондов при нефтегазовых компаниях и повышения координации усилий научно-исследовательских организаций и предприятий сектора.

Как правило, в Российской Федерации меры государственной поддержки оказываются на этапе внедрения НИОКР, то время как для этапа ОПИ (опытно-промышленных испытаний) государственная поддержка в России практически отсутствует.

По оценке компании «Vygon Cynsulting» в международной практике государства прежде всего стимулируют именно ОПИ. Например, в США исследования и разработки в области нетрадиционных ресурсов практически полностью осуществлялись за счет государственного финансирования. Были введены следующие программы:

● программа «Проекты по развитию добычи сланцевого газа на востоке страны» (EGSP) с бюджетом 185 млн долларов США (1976-1992),

● институт газовых исследований (GRI) с бюджетом 4 млрд долларов США (1978- 2000),

● трастовый фонд роялти с бюджетом около 500 млн долларов США (2005-2015).

Кроме того, для развития НИОКР и ОПИ Министерством энергетики США была создана Национальная лаборатория энергетических технологий (NETL), которая финансирует и осуществляет управление технологическими полигонами отработки технологий. Наиболее известными является Rocky Mountain. В результате применения комплекса этих стимулов полный цикл внедрения технологий добычи сланцевых УВ составил около 20 лет. Похожие полигоны развиваются так же в Канаде, Норвегии и Японии.

Представляется целесообразным рассмотреть возможность создания в России таких полигонов, но это требует существенного изменения всей системы государственного регулирования, начиная от недропользования и заканчивая разработкой соответствующего технического регламента.

4. Слабость координации государственной политики в сфере нефтегазового сервиса.

Несмотря на то, что российский нефтегазовый сервис оформился в самостоятельную отрасль в 2000-е годы, ее регулированию до сих пор недостает системного характера и стратегических ориентиров. В настоящее время отсутствует федеральный орган исполнительной власти, который нес бы ответственность за развитие сектора, поскольку он находится на стыке компетенций Минэнерго России и Минпромторга России. На данный момент нефтегазовый сервис фрагментарно рассматривается в различных документах.

Учитывая происхождение отрасли как выделение сервисных активов из нефтегазовых ВИНК и усиливающуюся в настоящее время обратную тенденцию, представляется возможным отнести к компетенции Минэнерго России деятельность нефтегазосервисных компаний. Собственно, и рабочая группа по вопросам развития отрасли в 2013 году была создана при Минэнерго. Тем не менее, формально выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование нефтесервиса среди функций министерства на сегодняшний день не указаны. Кроме того, вопросы, связанные с производством нефтегазового оборудования и его импортозамещения, находятся в ведении Минпромторга России. Это обуславливает необходимость координации между регуляторами для сбалансированного развития нефтегазосервисной отрасли и своевременного принятия решений.

Утверждение стратегических ориентиров, к сожалению, стало проблемой не только нефтегазосервиса. Не утвержден проект Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, а также соответствующие проекты генсхем развития нефтяной и газовой отраслей. В отношении нефтегазосервиса эти проекты предусматривают общий вектор «развития независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования». При этом на практике (как было отмечено выше) крупнейшие нефтегазовые компании России, которые обеспечивают основное количество заказов, стремятся к развитию собственного сервиса.

Если приоритет – развитие независимого нефтегазосервиса, то следует предусмотреть направления его поддержки. Такая попытка была предпринята в 2013 году, когда усилиями рабочей группы при Минэнерго России была разработана дорожная карта «Повышение конкурентоспособности российского нефтесервиса на внутреннем и внешнем рынках нефтесервисных услуг» на период до 2020 года. Представляется целесообразным дальнейшее использование таких инструментов отраслевого планирования, включая мониторинг их результатов. Желательно также гармонизировать планы развития нефтегазосервиса и нефтегазового машиностроения.

Целесообразна разработка интегрированного стратегического документа по нефтегазосервисному сектору. При этом для преодоления возникших проблем требуется принятие оперативных решений со стороны государственных органов, в частности, для осуществления описанной выше деятельности по координации научно-исследовательских организаций, нефтегазовых компаний и нефтегазосервисных предприятий для оптимизации технологического развития.

5. Проблемы обеспечения промышленной безопасности при проведении подрядных работ на объектах нефтегазодобычи.

В настоящее время нефтяная и газовая промышленность передает на выполнение подрядчикам до 90% работ по поиску и добыче нефти и газа. По данным Ростехнадзора, из 129 аварий за период 2010-2017 годов и за первый квартал 2018 года произошли 62 аварии (48%) при выполнении нефтесервисными организациями работ по бурению, освоению, капитальному, подземному ремонту скважин и другие. Смертность в результате инцидентов при проведении нефтесервисных работ в России за последние 8 лет составила 61%.

Тем не менее российским законодательством до сих пор не установлены требования к подрядным нефтегазосервисным организациям и юридическая ответственность за случившиеся по их вине аварии.

Большинство крупных нефтяных компаний регулируют взаимоотношения с подрядчиками через операторские договоры, указывая в них юридическую ответственность подрядчика за несоблюдение требований законодательства. Нефтесервисные организации осуществляют работы по технической документации и стандартам недропользователя. Надзорные органы работают в основном с недропользователями и эксплуатирующими объекты нефтедобычи организациями, а подрядные организации находятся не в зоне их профессионального интереса.

Эффективная система управления нефтесерсервисными организациями, с точки зрения требований производственной безопасности, требует законодательных решений, так как дляснижения риска опасных происшествий недостаточно корпоративных стандартов.

6. Необходимость создания Федерального геофизического центра метрологии и сертификации.

Качество геофизических измерений нефтегазовых сервисных компаний зависит от наличия на предприятиях эталонов, набора технических и программных средств калибровки, наличия и квалификации специалистов- метрологов, соблюдения соответствующих регламентов.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» геофизические измерения следует относить к сфере государственных учетных операций и осуществлять государственное регулирование обеспечения их единства. Оцененные запасы углеводородного сырья входят в государственную статистическую отчетность и их достоверность должна быть гарантирована. В СССР действовали отраслевые системы обеспечения единства геофизических измерений в Миннефтепроме, Мингазпроме и Мингео. В настоящее время эти системы разрушены и Минпромторгом России и Росстандартом соответствующие меры до сих пор не приняты.

Большинство сервисных компаний в условиях острого дефицита денежных средств не в состоянии обеспечить должный метрологический контроль своей техники, а со стороны государства (Роснедра, ГКЗ) и недропользователей требования к качеству и достоверности геофизической информации не регламентированы и не контролируются. Отсюда проистекают грубые ошибки при подсчёте запасов нефти и газа, строятся неадекватные математические модели нефтегазовых месторождений, допускаются ошибки при проектировании и реализации проектов их разработки.

Сертификация участников рынка геофизических измерительных услуг носит формальный характер. В результате к участию в тендерах на проведение геофизических измерений допускаются компании, не имеющие ни соответствующего метрологического оборудования, ни соответствующих специалистов.

В итоге на глобальном рынке нефтегазового сервиса российские компании являются не конкурентоспособными в вопросах метрологии. Так, например, в США создан и действует центр геофизических эталонов в г. Хьюстон при Американском нефтяном институте (API), в Китае – аналогичный государственный центр действует в г. Сиань при госкомпании «CNPC Logging». Оба центра провели взаимное сопряжение государственных эталонов, технических и программных средств калибровки. Качество измерений компаний обоих стран гарантируется соответствующими сертификатами, выдаваемыми этими центрами. В России такого федерального центра не существует.

Для осуществления достоверных учетных операций в сфере недропользования и восстановления в стране системы обеспечения единства геофизических измерений необходимо создать единый российский Центр государственных геофизических эталонов с функциями метрологического института.

7. Необходимость совершенствования правового регулирования в области обращения с отходами бурения.

При заключении договоров подряда Заказчики-недропользователи, у которых имеются лицензии на разработку недр с целью извлечения углеводородного сырья, пытаются перенести свою ответственность и риски за обращение с отходами, образующимися в процессе разработки недр, на буровых подрядчиков, используя то обстоятельство, что в настоящее время законодательно четко не определено, кто является собственником отходов бурения и их образователем.

При этом у буровых подрядчиков возникают риски, которые они не в силах предотвратить:

● риск оплаты сверхлимитных платежей за образование отходов свыше установленных лимитов в проектах образования отходов. Буровой подрядчик не может нивелировать данный риск, так как проект образования отходов и лимитов на его размещение (ПНООЛР, ПДВ) утверждается на основании проектной документации, которую разрабатывает Заказчик-недропользователь. Подрядчик не может влиять на включение в проектную документацию определенного количества отходов, но при этом обязан уплачивать сверхлимитные платежи;

● риск неисполнения обязанности по осуществлению определенных законом действий, связанных с обращением с отходами бурения (разработка проектов нормативов отходов и лимитов на их размещение, отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности, составление паспортов на отходы, учет отходов и.т.д.) в связи с отказом в этом органов государственной власти (Росприроднадзор, Ростехнадзор и т.д.) по причине того, что буровой подрядчик не может быть образователем отходов, образующихся в процессе добычи полезных ископаемых и ему невозможно передать это право договором, что в конечном счете может привести к остановке бурения скважин по причине невыполнения норм по охране окружающей среды, и как следствие привести к срыву государственной программы бурения скважин и добычи углеводородного сырья.

Мировой опыт государственной поддержки нефтегазосервиса

На мировом рынке нефтесервисных услуг созданы необходимые предпосылки для трансформации этого сектора. С одной стороны, низкие цены на нефть предполагают инновационный путь развития, поиск новых сервисных сегментов, форматирование модели комплексных предложений. С другой стороны, нефтесервисные компании демонстрируют готовность к вызовам рынка, различны целевые стратегии и определенный прогресс в их реализации.

В мировой практике успешными нефтесервисными компаниями стали прежде всего те, которые поддерживались с помощью государственных инструментов. В разных странах это происходило по-разному.

Так, по данным экспертов ФГБУ «ЦЦУ ТЭК», например, в Норвегии существуют обязательные нормативы на участие национальных нефтесервисных компаний при распределении заказов, также разработаны нормативы на установление доли использования отечественного оборудования иностранными компаниями.

Государственная политика в области развития рынка нефтесервисных услуг Китая ориентирована на вложение средств в НИОКР, на приобретение лучших образцов техники и технологий с целью производства аналогов, на финансирование подготовки и обучения кадров и, наконец, на выбор в тендерах преимущественно отечественных компаний.

В Северной Америке развитие этого направления осуществляется за счет повышения конкуренции, поддержки малых независимых компаний, финансирования инновационных проектов, вложения значительных средств в НИОКР, использование высокотехнологичного оборудования и привлечение высококвалифицированных кадров.

О регулировании деятельности нефтегазового сервиса Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации существуют два вида регулирования: государственное и добровольное.

Государственное регулирование осуществляется уполномоченными органами через контроль исполнения законодательных актов и технических регламентов в области регулирования. Область полномочий определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного федерального закона или технического регламента прямого действия в области организации добычи нефти и газа, а также выполнения связанных с этим сервисных работ.

Регулирование косвенно осуществляется через Налоговый кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, законы, устанавливающие требования к промышленной и экологической безопасности, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации.

Вопросы, касающиеся деятельности нефтегазового сервиса, нашли отражение в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 год № 1715-р (далее - ЭС-30), проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года (далее - ЭС-35), а также ряде подзаконных нормативных правовых актов, разработанных Минэнерго России и Минпромторгом России.

Добровольное регулирование осуществляется через объединение сервисных организаций в саморегулируемые структуры с разработкой комплекта стандартов ведения деятельности.

ЭС-30. В главе 3. «Недропользование и управление государственным фондом недр» раздела V «Государственная энергетическая политика» указанного документа в части, относящейся к нефтегазовому сервису, определены задачи, решения которых направлены на обеспечение устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы для удовлетворения энергетических потребностей экономики страны и обеспечения экспорта энергоресурсов, а именно:

● стимулирование эффективного недропользования на основе полного и комплексного извлечения топливно-энергетических ресурсов из недр, увеличения коэффициента извлечения нефти;

● развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования.

В главе 9 «Внешняя энергетическая политика» ЭС-30 в части, относящейся к нефтегазовому сервису, определены задачи, решения которых направлены на обеспечение максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики, а именно:

● содействие обеспечению благоприятного и недискриминационного режима деятельности отечественных энергетических и сервисных компаний (а также иностранных компаний с долевым участием российских лиц) на мировых рынках, включая их доступ к зарубежным рынкам энергоресурсов и рынкам конечного энергопотребления;

● содействие привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций, в первую очередь в технически сложные и рисковые проекты;

● обеспечение доступа российских энергетических компаний к использованию ресурсов мировых финансовых рынков, передовых энергетических технологий;

● стимулирование развития и экспорта российских технологий, а также услуг российских компаний в сфере топливно-энергетического комплекса.

В разделе 4 «Развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования» Сводного плана («дорожная карта») мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 года, обеспечивающих реализацию настоящей стратегии, Приложения ЭС-30 приведены мероприятия по этапам реализации ЭС-30.

На 1 этапе (до 2013-2015 гг.) запланировано:

● стимулирование формирование российских независимых инжиниринговых компаний;

● государственная поддержка импорта ключевых комплексных технологий с обязательствами по их локализации;

● доведение доли независимого сегмента в сфере сервиса и инжиниринга до 20%.

На 2 этапе (до 2020-2022 гг.) запланировано развитие рынка сервисных и инжиниринговых услуг.

На 3 этапе (до 2035 г.) запланировано доведение доли независимого сегмента в сфере сервиса и инжиниринга до 50%.

ЭС-35. В главе 3 указанного документа представлены, в частности, направления и задачи развития нефтегазового сервиса на период до 2035 года.

Так, в разделе 3.1 ЭС-35 определены ключевые вызовы и проблемы развития сервиса:

● увеличение себестоимости добычи вследствие преобладания трудноизвлекаемых запасов нефти и высокой выработанности действующих месторождений, что усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти;

● ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, включая повышение доли серы, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти;

● введение санкций США и стран Евросоюза против России в части ограничений, распространяющихся на поставки современных технологий и оборудования, используемого для разведки и разработки российских глубоководных, морских арктических и сланцевых месторождений, и на привлечение долгосрочного финансирования.

Особое внимание в ЭС-35 уделено проблемам, препятствующим увеличению глубины переработки сырья.

В ЭС-35 поставлена задача перевода на новый технологический уровень освоения трудноизвлекаемых запасов, малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, обеспечивающий, в том числе, повышение коэффициента извлечения углеводородов.

В связи с этим запланированы меры, в том числе:

● создание условий для введения в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов, в том числе создание условий для развития малых и средних предприятий в этой сфере деятельности;

● развитие отечественных технологий глубокой переработки «тяжелой» нефти; стимулирование технических мероприятий, направленных на увеличение числа процессов глубокой переработки нефтяных остатков на отечественных НПЗ;

● поддержка инновационных проектов в области добычи и переработки нефтяного сырья на основе конкурентоспособных отечественных технологий;

● стимулирование развития рынка российских сервисных и инжиниринговых услуг в нефтяной отрасли;

● внедрение в деятельность нефтяных и нефтесервисных компаний передовых разработок и технологий, снижающих себестоимость, повышающих нефтеотдачу и производительность труда, обеспечивающих вовлечение работников в процесс непрерывного совершенствования производства;

● разработка и внедрение механизмов поддержки (в том числе финансовых) нефтяных и сервисных компаний в части экспорта высокотехнологичного оборудования и услуг.

В главе 4 ЭС-35 представлены направления и задачи развития сферы государственного управления энергетикой (и нефтегазосервисом в том числе) на перспективу.

Так, в разделе 4.1 рассмотрены вопросы недропользования.

Ключевыми проблемами в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы, препятствующими развитию нефтегазосервиса, являются:

● низкий уровень инвестиций в геологоразведочные работы, вследствие чего динамика разведки новых месторождений, начиная с 2008 года, падает;

● высокий уровень зависимости отечественной геологоразведки от импортного оборудования, технологий и сервисных услуг.

В связи с этим в ЭС-35 ставится задача развития рынка российских независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования, решение которой обеспечивается принятием следующих мер:

● совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на стимулирование освоения участков недр, содержащих трудноизвлекаемые запасы и ресурсы углеводородного сырья, в части закрепления порядка предоставления права пользования недрами для создания и эксплуатации полигонов отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья, отнесенного к баженовским, абалакским, хадумским, доманиковым продуктивным отложениям;

● стимулирование передачи компетенций и технологий иностранных подрядчиков российским компаниям после выполнения начального (пилотного) объема работ.

Импортозамещение. В разделе 4.4 ЭС-35 отмечается, что зависимость российской энергетики от иностранных технологий, оборудования, материалов, программного обеспечения и услуг по ряду направлений достигла критической отметки и создала угрозы энергетической безопасности России. По данным Минпромторга России, доля иностранныхпроизводителей на российском рынке нефтегазового оборудования к 2016 году составила более 60%, а с учетом «скрытого» импорта - 80%.

С учетом сложившейся ситуации и возможных вариантов развития событий необходимо решение следующих задач в сфере импортозамещения и межотраслевого взаимодействия в части, относящейся к нефтегазосервису:

● совершенствование государственно-частного механизма импортозамещения на основе новых организационно-управленческих технологий, обеспечивающих, в том числе, углубление межотраслевого взаимодействия и оптимизацию системы отраслевых, региональных и корпоративных программ импортозамещения;

● формирование собственной научно-технической и промышленной базы для разработки и производства качественного энергетического оборудования и обеспечения сервиса в ключевых для устойчивого функционирования и развития ТЭК технологических областях.

Среднесрочные и, особенно, долгосрочные задачи импортозамещения для своего решения потребуют разработки и внедрения новых, отечественных технологий, оборудования, материалов, программного обеспечения и услуг, не уступающих зарубежным аналогам. В свою очередь, для этого необходимо обеспечить развитие инновационной деятельности практически по всем направлениям деятельности ТЭК.

Российская внешняя энергетическая политика направлена на сохранение и укрепление позиций страны как одного из лидеров мирового энергетического рынка, снижение рисков и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности российских компаний ТЭК.

В ситуации существующих и возможных внешних вызовов для достижения стратегической цели необходимо решение следующих задач в сфере международных отношений, в части, относящейся к нефтегазовому сервису:

● содействие диверсификации направлений и расширению товарной структуры российского энергетического экспорта, способствующих повышению конкурентоспособности и укреплению позиций российских компаний за рубежом, включая обеспечение недискриминационного и благоприятного режима деятельности отечественных энергетических и сервисных компаний (а также иностранных компаний с существенным долевым участием российских юридических лиц) на зарубежных рынках энергоресурсов, в том числе рынках конечного энергопотребления;

● формирование общих рынков энергоносителей Евразийского экономического союза (сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа и электрической энергии) с общими принципами регулирования энергетического сектора, обеспечивающими свободное движение энергоносителей, энергетических услуг и технологий, а также инвестиций в энергетический сектор, и включающими согласованную политику в области недропользования и регулирования энергетических рынков.

Решения указанных задач будет обеспечено поддержкой российских компаний в приобретении ими энергетических активов в сегменте добычи, переработки и сбыта за рубежом, содействие в защите российских инвестиций.

По мнению участников «круглого стола», уже сейчас можно говорить о некоторых мерах, которые могли бы быть предприняты для улучшения ситуации в российском нефтесервисе:

1. Формирование конкурентных основ. Отсутствие конкуренции позволяет завышать стоимость предлагаемых услуг, сужает выбор оборудования и технологий, предложения ограничены техническими возможностями небольшого числа нефтесервисных компаний. Только в условиях развитого рынка сервисных услуг появится возможность добиться значительного сокращения затрат на разведку и освоение. А это в конечном итоге приведет к росту добычи нефти и газа за счет продления жизни старых месторождений и освоения новых, в том числе трудноизвлекаемых запасов.

2. Финансирование профильных НИОКР. Целесообразно шире опираться на использование производственных возможностей в интересах нефтесервиса. Так, западныенефтесервисные компании имеют глобальный характер бизнеса, который дает им возможность в некоторых регионах даже снижать цены на свои услуги, в других повышать, поддерживая при этом средний уровень рентабельности. И причиной такого технологического разрыва между компаниями является тот факт, что мировой рынок нефтесервисных услуг находится на стадии зрелости, а российский «лишь на стадии формирования».

Серьезную поддержку отечественное нефтегазовое машиностроение может получить от оборонно-промышленного комплекса страны. К 2020 году объемы гособоронзаказа будут снижены, высвобождающиеся производственные мощности ОПК предполагается переориентировать на выпуск гражданской высокотехнологичной продукции, в том числе в интересах российской нефтегазовой отрасли. Опыт такого сотрудничества есть, но пока в незначительных масштабах — менее 2% выпускаемой предприятиями ОПК продукции. Диверсификация предприятий ОПК позволяет увеличивать объемы в разы.

3. Создание системы единой базы данных нефтесервисных компаний. Они есть во многих развитых странах, так как это позволяет лучше реализовывать маркетинговую политику и находить более эффективные формы приобретения услуг на нефтесервисном рынке. Сегодня в России такие базы создаются лишь на уровне нефтяных компаний, без какого-либо обмена информацией. И, как следствие, компании могут упускать более выгодные для себя возможности технологических решений.

4. Сохранение независимости отечественного сервиса от ведущих иностранных корпораций. Перед отраслью стоит угроза потери технологической самостоятельности российского НТК, что в перспективе может привести к монополизации рынка и завышению цен на сервисные услуги со стороны западных гигантов.

Меры, принятые в целях снижения зависимости от импортного оборудования

В целях предотвращения такого развития событий Правительство Российской Федерации взяло курс на импортозамещение. Три года назад для координации работы по импортозамещению в российском нефтегазовом комплексе Минэнерго России и Минпромторг России сформировали межведомственную рабочую группу. Она занялась подготовкой предложений по снижению зависимости нефтегазового комплекса страны от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг зарубежных компаний и использования иностранного программного обеспечения.

В помощь рабочей группе был сформирован научно-технический совет из экспертов отраслевых ассоциаций, научных учреждений и промышленных предприятий, перед которым была поставлена задача систематизировать базовые потребности отрасли в технологиях и оборудовании, изучить возможности их производства на российских предприятиях.

В марте 2015 года Минпромторгом России был утвержден пятилетний План мероприятий по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении, в котором сформулированы конкретные задачи по снижению доли импорта по конкретной номенклатуре приоритетных для отрасли продуктов и технологий. Общий перечень состоял из 317 позиций, сгруппированных по 18 основным направлениям, включая технологии ГРП, наклонно-направленного бурения, сжижение природного газа, освоение шельфа и другие.

Для поддержки мероприятий по импортозамещению государство предложило бизнесу использовать широкий арсенал инструментов. Это, в частности, специальные инвестиционные контракты, возмещение процентов по кредитам на инвестпроекты и техперевооружение, госгарантии по кредитам для проектов общегосударственного значения, поддержка в рамках проектного финансирования, создание и модернизация инфраструктуры индустриальных парков, субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных образцов. Всего на реализацию проекта в области импортозамещения было направлено почти 375 млрд, рублей, в том числе почти 105 млрд, рублей средств в виде господдержки из федерального бюджета и Фонда развития промышленности.

Весьма эффективным инструментом активизации работ по импортозамещению сталинститут национальных проектов. К настоящему времени этот статус, подкрепленный мерами государственной поддержки, присвоен 20 проектам, призванным решать проблему импортозамещения в отраслях ТЭК. Половина этих проектов относится к нефтегазовой сфере.

Отбор национальных проектов осуществляется в соответствии с правительственной дорожной картой «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК». Статус национальных проектов Минэнерго России присваивает комплексным программам по внедрению решений высокой технологической зрелости, способным дать значительный экономический эффект, обеспечить энергобезопасность страны и снизить зависимость от иностранных технологий и оборудования.

Статус национального получил проект, направленный на создание комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования для разработки запасов баженовской свиты. Предполагается, что его реализация позволит вовлечь в разработку более 760 млн тонн извлекаемых запасов углеводородов, приуроченных к баженовской свите на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Проект будет реализован консорциумом нефтегазовых компаний, производителей оборудования и научного сообщества.

Примером успешной реализации проектов импортозамещения можно считать усовершенствование производства буровых установок на таких отечественных предприятиях как Кунгурский машиностроительный завод (Пермский край), завод «НОВ Кострома» в Волгореченске (Костромская область); в октябре 2016 года в Томской области открылась первая очередь завода НПО «РеаСиб», специализирующегося на выпуске реагентов для буровых растворов.

Свою лепту в реализацию программы импортозамещения вносит оренбургский Завод бурового оборудования, на котором было запущено производство высокоскоростного вращателя с проходным шпинделем для установки ZBO S15. До этого приобретались иностранные комплекты стоимостью примерно 3 млн рублей. До начала реализации программы буровые комплексы, выпускаемые на предприятии, состояли на 70% из импортных деталей, сегодня же этот показатель составляет 45%.

Наукоемкие технологии в нефтегазовом сервисе. Для большинства месторождений на современной стадии разработки характерна высокая выработанность извлекаемых запасов, снижение базовой добычи и прогрессирующая обводненность добываемой продукции. Приоритетным направлением для решения указанных задач является широкомасштабное внедрение химических методов. В качестве примера предлагается для рассмотрения новая импортозамещающая технология AC-CSE-1313, созданная на базе отечественного сырья, которая является альтернативой зарубежным полимерам. Недропользователям рекомендуется рассмотреть возможность применения состава AC-CSE-1313 для увеличения КИН, остаточности извлекаемости запасов (ОИЗ) в технологиях выравнивания профиля приемистости нагнетательных скважин (ВПП), ограничения водопритоков в скважинах (ОВП) и для проведения ремонтных изоляционных работ (РИР).

При освоении скважин, пробуренных на большие глубины на утяжеленном баритом буровом растворе, любые соляно-кислотные обработки (СКО) являются не эффективными. Российская технология на основе применения состава РБС-3 является уникальным способом очистки от труднорастворимых солей бария, железа и других тяжелых металлов. Нефтяным компаниям рекомендуется рассмотреть возможность применения технологии РБС-3 (производство ООО МПК «ХимСервисИнжиниринг») при вторичном вскрытии пластов глубоких скважин, обработке призабойной зоны скважины (ОПЗ) без подъема насосного оборудования.

На текущий момент в результате целенаправленных усилий ситуация с замещением зарубежной промышленной продукции российской меняется к лучшему опережающими темпами. Так, по данным Минпромторга России, доля импортируемого нефтяного оборудования снизилась до 53% (контрольным ориентиром было 55%). Предполагается, что к 2020 году потребность нефтегазовой отрасли в машиностроительном импорте уменьшится до 40%.

Важно подчеркнуть, что ключевую роль в решении задач импортозамещения играют крупнейшие компании нефтегазового сектора России, позиционируя себя не только как заказчики передовых отечественных технологий и инновационного оборудования, но и как участники в создании новых производств.

ПАО «Роснефть» реализует политику импортозамещения по двум основным направлениям: импортозамещение оборудования, представленного на российском рынке, и локализация производства и сервиса оборудования, не производимого в стране, но необходимого для реализации перспективных проектов.

За последнее время ПАО «Роснефть» заключила целый ряд важнейших соглашений в области локализации оборудования и иной продукции с ведущими мировыми компаниями, такими как General Electric, Damen, Fincantieri, Hyundai Heavy Industries. Так, c GE создан ряд совместных предприятий, в том числе заводы по производству винто-рулевых колонок, судового электрооборудования, устьевых арматур. СП с компанией Damen ориентировано на проектирование и строительство судов обеспечения шельфовых проектов ледового класса на судостроительном комплексе «Звезда».

В конце прошлого года ПАО «Роснефть» вывела на рынок премиальное турбинное масло нового поколения Rosneft Turbogear 32. Новый продукт предназначен для применения в паровых турбинах и газоперекачивающих агрегатах, а также в системах регулирования промышленных агрегатов. Он соответствует спецификациям ведущих мировых производителей турбинного оборудования и рекомендован для замещения аналогичной продукции зарубежных производителей.

Являясь крупным заказчиком трубной продукции, ПАО «Роснефть» мотивирована развивать сотрудничество с отечественными производителями. Так, минувшим летом флагманская нефтяная компания России заключила долгосрочные контракты с Трубной металлургической компанией. В результате доля продукции ТМК в общем объеме закупаемых ITAO «Роснефтью» обсадных и насосно-компрессорных труб составит более 50%.

Долгосрочные контракты с ПАО «Газпром» позволили Загорскому трубному заводу начать производство труб большого диаметра. Важно отметить, что все трубы большого диаметра, используемые при строительстве магистральных газотранспортных систем, ПАО «Газпром» закупает у отечественных производителей.

В плане импортозамещения одним из приоритетов ПАО «Газпром» является создание технологии производства метано-водородных смесей. Их применение повышает энергоэффективность газоперекачивающих агрегатов, снижает выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов от газотурбинных установок.

Совместно с Российской академией наук ПАО «Газпром» работает над созданием компактных долговечных систем хранения газа в сорбированном состоянии. Они позволяют аккумулировать и выдавать потребителю почти вдвое больше природного газа, чем аналогичная по размерам и давлению емкость для хранения газа в компримированном (сжатом) виде.

В нефтяном бизнесе Группы «Газпром» одним из ключевых направлений инновационного развития является совершенствование технологий горизонтального бурения и многостадийного гидроразрыва пласта, в том числе для рентабельного освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.

ОАО «Сургутнефтегаз» уже сейчас до 90% изделий приобретает у отечественных производителей, а остальные - производит собственными силами. Около 70% потребностей в запасных частях к приобретенному ранее импортному оборудованию компания также удовлетворяет, размещая заказы у российских производителей. Благодаря использованию первой отечественной телесистемы компании удалось значительно снизить затраты на телеметрическое сопровождение скважин.

Традиционно ОАО «Сургутнефтегаз» уделяет большое внимание развитию собственного сервисного бизнеса, что позволяет более эффективно адаптировать технические решения ксложным эксплуатационным требованиям, уменьшать затраты на производство и развитие, снижать риски нефтедобычи.

С 2014 года ПАО «Транснефть» ежегодно снижает долю импортного оборудования на 1%. К настоящему времени доля импорта уменьшена до 7%.

Ближайшие планы российского нефтегазосервиса

Одним из самых перспективных направлений развития российского нефтегазового комплекса является использование ресурсного потенциала континентального шельфа, промышленное освоение Арктики. На сегодняшний день это направление очень сильно зависит от зарубежных технологий и импорта оборудования.

ЭС-35 поставлена задача к 2025 году уменьшить долю импортного оборудования и технологий при реализации шельфовых проектов с 85 до 50%. На данном этапе особое внимание привлечено поддержке проектов по развитию отечественных технологий сейсморазведки и созданию отечественного оборудования, предназначенного для глубоководной добычи.

В настоящее время по заказу Минпромторга России и при поддержке ПАО «Газпром» ведется разработка отечественного оборудования систем подводной добычи (СПД). Планируется, что в 2019 году будут изготовлены опытные образцы, а в 2020 году пройдут их комплексные испытания. Подготовлены предложения по разработке импортозамещаемого оборудования для буровых комплексов морских платформ. Проведены испытания опытных образцов приборов для морской сейсмо- и электроразведки.

Компании ПАО «НК «Роснефть», АО «Роснефтегаз» и АО «Газпромбанк» учредили совместное предприятие «Современные технологии судостроения» для создания на Дальнем Востоке промышленного и судостроительного кластера, ядром которого станет новый судостроительный комплекс «Звезда». Продуктовую линейку «Звезды» составят высокотехнологичные, крупнотоннажные суда, морские буровые, разведочные и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса. Заключены первые контракты на строительство судов снабжения ледового класса и танкеров нового поколения, работающих на газомоторном топливе.

В районе Мурманска ПАО «НК «Роснефть» планирует создать инфраструктуру для производства бетонных оснований гравитационного типа с площадкой для сборки верхних строений морских нефтегазовых платформ, а также построить блоки цехов для производства элементов подводных добычных комплексов и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти.

Большая работа ведется по минимизации зависимости от импорта при реализации проектов по сжижению природного газа (далее - СПГ). В этом направлении особенно активно работают ПАО «Газпром» и ПАО «НОВАТЭК». В частности, по заказу ПАО «Газпром» в России освоено производство спиральновитого теплообменного оборудования, хладостойких сталей для резервуаров хранения СПГ.

ПАО «НОВАТЭК» рассчитывает, что к 2020-2022 годам четвертая линия проекта «Ямал СПГ» мощностью 0,9 млн. тонн будет построена по российской технологии. Наряду с этим компания целенаправленно решает вопросы локализации. Так, в прошлом году ПАО «НОВАТЭК» приобрел у немецкой компании Linde лицензию на технологию крупнотоннажного сжижения газа для своих будущих проектов. Часть заказов при создании новых производственных линий сжижения газа можно будет разместить на российских предприятиях.

Таким образом, роль государства в развитии рынка нефтесервисных услуг в Российской Федерации видится в создании условий для трансфера передовых технологий российским компаниям, стимулировании развития отечественных сервисных компаний, в мониторинге ситуации на рынке нефтесервиса, в совершенствовании нормативно-правовой базы взаимодействия крупных компаний-потребителей услуг с поставщиками сервисных услуг.

Основополагающим государственным приоритетом развития сектора сервисных услуг нефтегазовой отрасли является создание и поддержка конкурентоспособного нефтесервисного рынка с доминирующим участием российских компаний.

В связи с вышеизложенным и с учетом поступивших предложений, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

Правительству Российской Федерации:

1. Дополнить перечень вопросов, находящихся в ведении Минэнерго России в пункте 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400) оказанием услуг в сфере добычи нефти и газа.

2. Рассмотреть принятие ряда мер для решения задач в сфере импортозамещения, в том числе:

● налоговое и таможенно-тарифное стимулирование и льготное кредитование использования отечественного оборудования, комплектующих, материалов, услуг и программного обеспечения, отвечающих требованиям к качеству и обслуживанию;

● поддержка локализации производства современных зарубежных технологий, необходимых для развития нефтегазосервиса;

● формирование консорциумов, инжиниринговых центров и инновационных кластеров, объединяющих ресурсы компаний, образовательных и научных организаций, а также современной инфраструктуры для стимулирования разработок и создания российских или локализованных поставщиков оборудования и технологических решений в приоритетных направлениях импортозамещения;

● развитие на базе создаваемых полигонов государственно-частного партнерства для отработки образцов новой техники и технологий, в том числе инновационных высокотехнологичных методов поиска и добычи углеводородного сырья как из традиционных, так и трудноизвлекаемых запасов, а также центров подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров.

3. В целях снижения опасностей и рисков техногенных происшествий при проведении подрядных работ на объектах нефтедобычи рассмотреть возможность разработки технического регламента «Процессы добычи нефти и газа», включив в состав его требования к формированию состава и номенклатуры сервисных работ, их детализации по стадиям разработки, отражению в техническом проекте разработки.

Законодательно закрепить требования к деятельности нефтесервисных организаций.

4. Обратить внимание на несвоевременность (до трех и более месяцев) расчетов за выполненные работы ВИНКами с государственным участием с нефтегазосервисными организациями.

5. Рассмотреть необходимость разработки дополнительных мер по мотивации ВИНК к освоению и росту доли отечественных технологий, стимулированию опытных работ и испытаний новых технологий в нефтегазосервисе.

6. Рассмотреть возможность дополнить Налоговый Кодекс Российской Федерации положением об учете затрат буровых компаний при производстве работ по строительству и капитальному ремонту эксплуатационных, разведочных, поисковых, наблюдательных нефтяных и газовых скважин с коэффициентом 3,5 при расчете налога на прибыль, при условии направления средств, полученных от указанной налоговой льготы на проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации бурового оборудования и приобретению высокотехнологичных буровых установок. При этом полагаем целесообразным применять указанную льготу не только в отношении участков недр, расположенные в акватории арктических морей, но и на сухопутных территориях.

7. Рассмотреть возможность разработки стандарта по сертификации участников сервисного рынка на территории Российской Федерации и, принимая во внимание имеющиеся в Республике Башкортостан компетенции в сфере геофизического образования, приборостроения и сервиса, а также научные основы метрологии геофизических измерений, создания в г. Уфе Республики Башкортостан Федерального геофизического центра метрологии и сертификации, который позволит гарантировать показатели точности оцененных запасов нефти и газа, контролировать недропользователей по плановым показателям их извлечения, решать проблему измерений параметров пластов с трудноизвлекаемыми запасами нефти, осуществлять сертификацию российской и зарубежной геофизической измерительной техники, а также независимый аудит компетентности сервисных геофизических компаний.

Минэнерго России:

1. Совместно с Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Минфином России, Минприроды России, ФАС разработать меры по поддержке отечественных нефтесервисных компаний, обеспечивающие их успешную конкуренцию с зарубежным нефтесервисом на внутреннем и внешнем рынках нефтесервисных услуг;

2. Инициировать запуск программы развития высоких технологий на базе ВИНК и крупных российских независимых нефтесервисных компаний. Для решения этой задачи разработать и запустить соответствующие пилотные проекты (под гарантии долгосрочных договоров).

Рассмотреть возможность разработки интегрированного стратегического документа по нефтегазосервисному сектору. При этом для преодоления возникших проблем предусмотреть возможность принятия оперативных решений со стороны государственных органов, в частности, для осуществления деятельности по координации научно-исследовательских организаций, нефтегазовых компаний и нефтегазосервисных предприятий для оптимизации технологического развития.

Минпромторгу России:

Проработать возможность внедрения программ утилизации устаревшего нефтегазосервисного оборудования с выплатой утилизационной премии при условии покупки нового оборудования, которое производится преимущественно отечественными компаниями.

Минприроды Российской Федерации:

1. Предусмотреть возможность совершенствования природоохранного законодательства Российской Федерации в части установления бессрочного характера государственной экологической экспертизы на новую технику и технологию, включая в области утилизации отходов бурения.

2. Рассмотреть возможность отмены необходимости разработки проекта допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (предельно допустимые выбросы, ПДВ) при строительстве скважин, предусмотрев на законодательном уровне возможность выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в составе проекта на строительство скважин (проектно-сметная документация, ПСД).

3. Рассмотреть возможность дополнения статьи 4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» следующими определениями:

«Право собственности на отходы, образованные в результате разработки и освоения недр, принадлежит с момента образования лицу, имеющему соответствующую лицензию на разработку соответствующего участка недр (далее – недропользователь), которое это лицо может передать специализированной подрядной организации, имеющей соответствующую лицензию и осуществляющей работы по разработке и освоению недр на основании договора подряда с недропользователем.

Образователем отходов добычи полезных ископаемых считать пользователя недр, в результате деятельности которого по добыче полезных ископаемых образовались такие отходы.».

Минэкономразвития России и ФАС России:

1. Провести мониторинг действующих контрактных практик нефтегазовых компаний с государственным участием в сфере закупок услуг предприятий нефтегазосервисного сектора, в том числе установления длительности сроков расчетов, несоразмерностьответственности сторон и др., и предложить рекомендации по их совершенствованию с учетом необходимости поддержки финансовой устойчивости отечественных нефтегазосервисных предприятий.

2. Принять меры по совершенствованию законодательных мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции и демпинга на рынке нефтегазовых услуг.

Председатель

Комитета Государственной Думы по энергетике

П.Н. Завальный