Font Size

Cpanel

Обучение стандартам как метод формирования экологических знаний и компетенций

В авторской статье Я.И. Грищенко «Профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV классов опасности» (№ 8, 2017) рассмотрены современное и ретроспективное состояния нормативной базы, методические рекомендации, программы обучения на право обращения с отходами. О профессиональном обучение лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV классов опасности в «ЭВР» (№№ 1-4, 2018) опубликована статья «Экологический контроль как предмет дополнительного профессионального обучения» (Г.П. Серов, Л.А. Смоленцева, Н.С. Парусова), в которой рассматриваются вопросы подготовки экспертов в области экологического контроля.

В настоящей статье развивается тема важности специализированных экологических программ профессионального обучения и в этой связи делятся опытом обучения в ООН в области стандартов (проект Европейской Экономической Комиссии ООН; ЕЭК ООН). Несомненно, опыт работы ЕЭК в этой сфере может быть использован в преподавании экологических норм, с другой стороны, ЕЭК заинтересована в имеющихся наработках в области устойчивого развития и их включении в свою учебную программу.

Глобальные вызовы экономики и экологии ставят на повестку дня вопрос о том, какие общие и специфические знания, умения, навыки и компетенции, необходимы сегодня для профессиональной деятельности в разных областях, в том числе в экологической сфере. По нашему мнению, одним из таких необходимых горизонтальных знаний в настоящее время становится понимание роли стандартов.

Стандарты являются одним из важнейших краеугольных камней экономики, торговли и экономической интеграции, а также всех аспектов устойчивого развития, обеспечения безопасности работников и потребителей, защиты населения от рисков и облегчения перехода к экологически ориентированной экономике. Знание стандартов и их широкое применение выгодно для общества в целом и жизненно важно для бизнеса.

Процессы глобализации показывают постоянно растущую важность стандартов как нового средства конкурентной борьбы. Используя стандарты, компании могут производить высококачественную продукцию, которая будет отвечать специфическим правилам национального (или зарубежного) рынка, улучшать совместимость и доступность их продукции, а также выполнять требования охраны здоровья общества, защиты окружающей среды, животного мира и других законных интересов государства.

Более того, следует отметить, что список «традиционных» нормативных требований к товару постоянно расширяется и сейчас включает также, к примеру, вопросы устойчивого развития (такие как стандарты охраны окружающей среды, правила утилизации, трудовое законодательство, включая детский труд, и т.д.), что накладывает на компании новые обязательства. Это означает, что важно держать правительства и бизнес в курсе о роли стандартов, а также продвигать соответствующие знания и навыки по стандартизации среди специалистов, которые выходят на рынок труда.

Рыночный спрос на компетенцию в области стандартов

Осознание необходимости компетенции и знаний в области стандартов растет и отражается в соответствующих требованиях со стороны бизнеса. Поэтому Международная федерация пользователей стандартов (МФПС), которая объединяет крупнейшие промышленные компании, в 2014 году подготовила руководство, чтобы показать, какие аспекты/знания стандартов требуются на разных уровнях (отделах) в компании (см. таблицу 1). [1] Такие знания классифицируются от минимальных («некоторое понимание») до глубоких («существенные знания»).

Из этой таблицы видно, что практически все работники компании от топ менеджмента до маркетинговых или торговых агентов должны иметь хотя бы общее представление о стандартах.

Таблица 1. Классификация требуемых аспектов/знаний стандартов на разных уровнях (отделах) в компании

pic2 20180902

К примеру, согласно МФПС, высшее должностное лицо компании и топ менеджмент должны иметь: а) «существенные знания»: о необходимости соответствия товара стандартам и регламентам; о стратегиях по стандартизации; о роли бизнес-ассоциаций в разработке стандартов; о стандартах и системах управления компанией; б) «хорошие знания»: о том, как стандарты могут помочь устойчивому развитию (в контексте стратегии компании на мировом рынке); в) «некоторое понимание»: того, как воздействовать на содержание стандартов с точки зрения стратегии компании; как определять стандарты и регламенты, которым товары должны соответствовать.

Гораздо более глубокие знания требуются от других работников компании, в частности, занятых стандартизацией (что очевидно), а также в отделах производства, продаж и реализации. Например, маркетинговые эксперты (в дополнение к знаниям основных вопросов как у высшего должностного лица) также должны понимать важность соответствия стандартам; знать методологию получения информации о развитии стандартов. Их знания также должны быть «существенными», чтобы они могли определять регламенты, касающиеся их компании; отслеживать их; внедрять стандарты в деятельность компании; понимать, как участвовать в процессе стандартизации; соотносить устойчивое развитие с маркетингом продукции.

Хотелось бы отметить, что в требованиях МФПС несколько раз проскальзывает необходимость понимания воздействия устойчивого развития на компанию, причем как на высшем, так и нижнем (рабочем) уровне управления компании. То есть экология уже стала частью маркетинговых стратегий компаний.

С точки зрения рынка труда, резюмируя перечень компетенций и знаний в области стандартов, которые требуются для бизнеса, можно сделать вывод, что стандарты могут быть полезны и часто необходимы при приеме на работу.

 

Работа ООН по образованию в области стандартов

В рамках своего мандата ЕЭК ООН уже долгие годы продвигает важность понимания стандартов как технических и политических инструментов.

Так, в рамках ЕЭК ООН с 1970 работает группа экспертов, которая занимается политикой в областях: стандартизации, оценки соответствия, технических регламентов, надзора за рынком и другими вопросами; она называется Рабочая группа по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования (Рабочая группа 6, РГ.6; оба автора статьи много лет работали в программе РГ.6). Еще в 1970-х годах Рабочая группа отмечала важность преподавания стандартизации в высших учебных заведениях и это было отражено в рекомендации «I» для правительств (добровольные рекомендации являются одной из форм разработки наилучшей практики в ЕЭК ООН; более подробно о работе РГ.6 смотри её вебсайт). [2]

Интенсивные международные дискуссии в 90 е годы по техническим барьерам в торговле вновь привлекли внимание к вопросам образования в ЕЭК ООН в контексте того, какие знания и навыки в области стандартов требуются сейчас на рынке.

Стандарты всегда были (и продолжают быть) частью учебных программ для инженеров во всех странах. Ведущие международные организации по разработке стандартов (такие, как, например, ИСО) продвигают среди экспертов собственные стандарты. Однако ЕЭК ООН считает, что существует также необходимость в горизонтальном (общем) обучении/образовании студентов нетехнических профессий для того, чтобы продемонстрировать им мультидисциплинарный характер стандартов в современном мире, и чтобы они смогли понять роль и воздействие стандартов, когда придут на производство.

Для того, чтобы понять контекст работы ЕЭК ООН по обучению стандартам, ниже приведен краткий обзор ситуации в разных странах. [3]

Значительный интерес к обучению в области стандартов отмечается в Азии, где наиболее существенные наработки имели место в Корее, Японии, Индонезии и Китае, которые с середины 2000-х годов открыли ряд проектов и программ по обучению стандартам в университетах.

Например, в Японии был введен 51 курс в 32 учебных заведениях (и подготовлены необходимые учебники) с числом обученных студентов более 2000. В Корее в 2011 году предлагалась 81 программа в 41 университете (с числом студентов около 4000).

В Индонезии государственный орган по стандартам (BSN) подписал меморандум о взаимопонимании с 30 высшими учебными заведениями и сейчас стандартизация ведется как постоянный предмет в 10 университетах. В Китае курсы по стандартизации были введены более чем в 200 учебных заведениях.

Удивительно, no в Северной Америке только в нескольких учебных заведениях начинают преподавать стандарты (на наш взгляд, это связано с незначительной ролью стандартов в американской системе регулирования).

В Европе, согласно проведенному Университетом Гельмута Шмидта (Гамбург, Германия) исследованию, в 2008 году ситуация в высших учебных заведениях была следующая: очень ограниченная академическая инфраструктура в сфере стандартизации; отсутствие единой учебной программы с установленным основным содержанием; отсутствие признанных учебников. [4] Акцент курсов значительно различался от университета к университету и колебался от стандартизации управления, стратегических аспектов стандартизации до развития стандартов в области информационных технологий и приложений для электронного бизнеса. В 2008 году предполагаемое число студентов в области стандартизации в Западной Европе составило примерно 500 человек.

Последующее исследование, проведенное в 2013 году (основанное на ограниченном числе ответов от европейских стран), подтвердило вышеуказанные тенденции с некоторыми положительными исключениями. Так, в Болгарии было проведено 9 курсов для 300 студентов. Школа экономики (Университет Эразма, Роттердам) организовала 6 курсов, которые посетили более 100 студентов.

Интересный и удачный подход был использован в Дании, где отдельные лекции, фокусируясь на вопросах стандартов (включая патенты, социальную ответственность, безопасность информационных технологий), были введены в различные программы высшего образования. В 2010 году было проведено 86 таких курсов для 1.3 тысячи студентов (в 2012 г. –177 курсов и 1.8 тысячи студентов соответственно). Хотели бы отметить, что вопросы, включенные в вышеотмеченные курсы, выходят за пределы чисто технических требований стандартов, что показывает мултисекторальный характер их применения сегодня.

Если результаты данного анализа ограничить только специализированными программами по стандартизации, то общее число студентов, подготавливаемых в этой сфере в Европе, в настоящий момент оценивается примерно в 1 тысячу человек в год.

 

Образовательные программы и стандартизация

В рамках своей работы секретариат ЕЭК ООН изучил, как вопросы стандартизации преподают на программах бакалавра и магистра на нетехнических факультетах в разных странах. Собранная информация показала, например, живой интерес к стандартам в Азии, как было отмечено выше.

В Европе, как выяснилось (и это подтверждают результаты вышеупомянутого исследования Университета Гельмута Шмидта), было лишь несколько университетов, где студенты могли изучать стандарты. [4] Только немногие университеты предлагали полноценные специализированные магистерские программы (как в Швейцарии – Женевский университет или в Португалии – Школа менеджмента и технологий Политехнического института Порту). Ряд учебных заведений предлагает также учебные курсы по разным аспектам стандартов (несколько примеров: в Нидерландах – Дельфтский Университет, Роттердам, и Университет Эразма, Роттердам; в Германии – Университет Гельмута Шмидта, Гамбург, и Технический университет, Берлин; в Болгарии – Технический университет, София; в Японии – Университет Чубу и т.д.). Некоторое обучение также проводится государственными органами по стандартам; так, например, DIN (немецкий орган по стандартизации) предоставляет возможность дистанционного обучения стандартам.

Недостаточное внимание к вопросам стандартизации, необходимость в более углубленном образовании, как со стороны бизнеса, так и со стороны выпускников высших школ, а также желательность большего взаимодействия заинтересованных сторон – такими были некоторые из заключений Европейской конференции по вопросам образования в области стандартизации, проведенной в Брюсселе в июне 2012 года.

Как было отмечено выше, ситуация с обучением в области стандартов существенно различается по странам. Парадоксально, но знания по этой теме лучше в странах Центральной, Восточной и Южной Европы (благодаря обязательному характеру стандартов в бывших социалистических экономиках). Например, обучение специалистов по стандартизации было хорошо развито в Советском Союзе, где существовала специальная система обучения по вопросам стандартов (при государственном органе «ГОССТАНДАРТ», отвечавшим за установление и применение стандартов). После распада Советского Союза эти образовательные учреждения, которые существовали практически во всех бывших советских республиках, продолжают проводить профессиональное обучение. Самая большая из таких школ находится в Москве – Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), которая имеет 12 филиалов по всей России и организует различные постдипломные курсы (от недели для топ менеджеров до двух лет для специалистов по метрологии). Общее число специалистов, которые получают различное образование в АСМС, составляет примерно 1,5-2,0 тысячи в год (то есть больше чем во всех странах Западной Европы вместе взятых).

Следует отметить, что АСМС специализируется на преподавании стандартизации как дополнительном специальном образовании с соответствующим дипломом (похожее образовательное учреждение существует в Беларуси). [3]

По информации секретариата ЕЭК ООН, существуют также другие учебные заведения (в основном в технической сфере) в России и СНГ, которые проводят отдельные курсы по стандартизации. Так в Высшей школе экономики, Москва, действует Международный научно-образовательный центр по стандартизации, или, например, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, где большое внимание в обучении уделяется экологическим вопросам (к примеру, стандарту ИСО 14000 по экологическому менеджменту).

 

Анализ образовательных программ по стандартизации

Кроме данных о числе студентов, изучающих стандарты в разных странах, секретариат ЕЭК ООН также собрала и сравнила сведения о существующих образовательных программах. Анализ данной информации показал, что программы существенно различаются по содержанию и продолжительности, что затрудняет их сравнение.

Для того, чтобы решить вопрос разных образовательных подходов, секретариат ЕЭК в консультациях с высшими учебными заведениями, подготовил предложение по «типовой образовательной программе по стандартизации», которая охватывает минимальный круг вопросов, которые должен знать специалист, чтобы иметь общее представление по данной теме с точки зрения бизнеса или государства. Программа нацелена на общий уровень университетских учебных программ, нежели на специализированное углубленное обучение стандартизации.

Данные согласованные основные вопросы сгруппированы в 15 модулей, и эта программа может быть использована как самостоятельный полный курс, или ее отдельные части могут применяться для обучения конкретным предметам. Этот подход касается и времени преподавания, рекомендованного для каждого модуля, которое может различаться в зависимости от цели обучения и уровня знаний студентов.

Программа ЕЭК ООН (смотри более подробно документ ECE/TRADE/C/WP.6/2012/6) включает в себя следующие модули [5]:

1. Основы стандартизации

2. Выгоды стандартизации для общества

3. Стандартизация и компании

4. Национальная правовая и институциональная основа

5. Политика в сфере нормативного регулирования и связанные с ней институциональные механизмы

6. Управление рисками с помощью стандартов, регламентов и оценок регулятивного воздействия (ОРВ)

7. Метрология

8. Оценка соответствия

9. Надзор за рынком

10. Стандарты систем менеджмента

11. Международная стандартизация

12. Международная торговля, стандарты и регламенты

13. Стандартизация требований к информации и цепочек поставок

14. Практическое занятие: внутрикорпоративная стандартизация

15. Стратегические вопросы и проблемы в области стандартизации

Деление на модули предоставляет необходимую свободу преподавателям и в то же время гарантирует, что выпускник будет иметь хотя бы минимальные знания по данной теме. Например, 14-й модуль посвящен практическому занятию, чтобы показать, как стандарты могут быть инкорпорированы в стратегию компании и как они могут помочь поставкам, производству и т.д. Эти вопросы важны, например, для выпускников, которые будут работать в производственной компании. Предлагается также преподавать этот модуль для студентов, которые не изучали данные вопросы раньше по основной учебной программе. Таким образом, этот модуль может быть факультативным или обязательным в зависимости от подготовки конкретной группы студентов.

В данной модельной программе экологические вопросы рассматриваются в модуле 2 (в контексте какова роль стандартов на пути к устойчивым моделям производства и потребления и требования, например, с точки зрения оценки экологических и социальных последствий) и в модуле 10 (в рамках которого происходит ознакомление студентов со стандартами управления процессами в области качества, окружающей среды, социальной ответственности и др.). Возможно, экологические вопросы заслуживают упоминания или рассмотрения также в других модулях и ЕЭК ООН готова рассмотреть соответствующие предложения.

 

Рекомендация ЕЭК ООН по обучению по вопросам стандартов

В ноябре 2012 года Рабочая группа ЕЭК ООН по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования (РГ.6) провела международное рабочее совещание на тему «включение вопросов стандартов в учебные программы», в котором приняли участие около 100 делегатов (более чем из 20 стран) из государственных ведомств, органов по стандартизации, международных организаций, научного сообщества, а также представители бизнеса.[7] Участники отметили возрастающий спрос на специалистов со знаниями стандартов и в то же время с сожалением констатировали, что в регионе ЕЭК ООН существует довольно мало программ по вопросам стандартизации.

В результате обсуждений РГ.6 приняла пересмотренную рекомендацию «I» (по образованию по вопросам стандартизации), которая подчеркивала необходимость продвижения и преподавания стандартизации через разработку согласованных подходов и построение на существующих национальных передовых практиках (документ ECE/TRADE/C/WP.6/2012/7).

В частности, Рекомендация [6] призывает государства поощрять:

а) включение предмета «Стандартизация» в программы учебных заведений, особенно университетов, для студентов научно-технической специализации, а также на отделениях права, экономики и управления;

б) профессиональное образование и подготовку специалистов в области стандартизации, включая сотрудников органов, ответственных за торговлю и таможню, а также используя профессиональный опыт и учебные материалы, доступные в национальных, региональных и международных учреждениях (т.е. органы по разработке стандартов, учреждения по оценке соответствия и аккредитации, метрологические учреждения…);

в) активизацию информационно-просветительских мероприятий, ориентированных на деловые круги и регулирующие органы;

г) дальнейшее изучение вопросов стандартизации для выявления передовой практики в деле обеспечения того, чтобы режимы стандартизации и регулирования содействовали удовлетворению законных интересов общества (например, в области безопасности населения, окружающей среды), не создавая избыточных технических барьеров в торговле.».

В качестве практического инструмента для обучения стандартам также была одобрена вышеупомянутая «типовая образовательная программа ЕЭК ООН по стандартизации» (см. документ ЕЭК ООН ECE/TRADE/C/WP.6/2012/6). Во время обсуждения было отмечено, что эта программа не только предоставляет образовательным учреждениям согласованный список основных вопросов в области стандартов, но и делает первый шаг в сторону гармонизации образовательных программ и, в конечном счете, взаимного признания полученных знаний и дипломов. Для того, чтобы продолжить совершенствование образования была создана группа экспертов, представляющая учебные заведения («STaRT-ED»), которая в настоящее время проводит консультации по обмену опытом между университетами по вопросам обучения стандартам.

 

Новые образовательные курсы по вопросам стандартов

Одним из практических результатов попыток ЕЭК ООН по созданию потенциала было введение в регионе новых курсов по вопросам стандартов и уделение большего внимания этим вопросам в существующих программах. [3] Ниже мы приведем как пример опыт одного из таких учебных заведений – Московского государственного областного университета, который в 2013 году ввел новый курс «основы стандартизации» с содержанием практически повторяющим темы, предложенные ЕЭК ООН в типовой программе. Таким образом, в 2013/2014 году 273 студента и в 2014/2015 гг. – 254 студента получили дополнительное образование по вопросам стандартизации.

Другой положительный пример - Университет Матея Бела, город Банска-Бистрица, Словакия, где курс «стандартизация и международные стандарты» читается на магистерской программе «финансы, банковское дело и инвестиции». Программа включает в себя пять специализаций и на двух из них (бухгалтерский учет и международные финансы) курс по стандартам предлагается как факультативный.

Содержание этого курса также близко к типовой программе ЕЭК ООН. В других странах содержание программ может различаться. В том числе и с точки охвата экологической тематики. Например, в Португалии Школа менеджмента и технологий Политехнического института города Порту предлагает двухгодичную программу «Магистр в области интегрированных систем управления качеством, окружающей средой, охраны здоровья и безопасности труда»; ежегодно на ней обучается порядка 30 студентов.

В целях помощи преподавателям на сайте ЕЭК ООН создана библиотека программ (из разных университетов) по вопросам преподавания стандартов, которые доступны всем образовательным учреждениям, заинтересованным в введении подобного курса (см. страницу РГ.6 по образованию: «thematic areas - education» -

https://www.unece.org/tradewelcome/steering-committee-on-trade-capacity-and-standards/tradewp6/thematic-areas/education.html ).

Наличие учебных материалов облегчит включение курсов по ознакомлению и повышению информированности в области стандартов в образовательных учреждениях, в которых сейчас может не хватать опыта по данным вопросам. [7]

 

Выводы

Роль и интерес к техническим и экологическим стандартам растет на международной арене и сегодня стандарты и связанные с ними регулирование стали играть важную роль, влияя на конкурентоспособность компаний и стран.

Знание стандартов является важной частью перечня квалификаций и навыков, которые требуются для тех, кто ищет работу в технических профессиях. Исследования показывают, что крупные компании начинают понимать, что знание стандартов также может быть полезным и для других работников (нетехнических), которые занимаются размещением продукции на рынке (маркетинг, юридические и др. отделы). Хотелось бы отметить, что компании сегодня уделяют внимание не только традиционным аспектам стандартов, но и их применению в контексте устойчивого развития.

В этом контексте рекомендация ЕЭК ООН по включению вопросов стандартов в учебные программы является своевременной и ориентированной на рынок, и эта работа будет продолжена. В общем можно отметить, что осознание важности стандартов является выгодным для общества в целом, в том числе и в контексте ведущейся в обществе дискуссии по экологическим вызовам и изменению климата.

Подход к преподаванию стандартизации также должен быть изменен. Традиционно стандартизация рассматривалась как часть учебных программ технических профессий (или как часть профессионального обучения), и была обычно узкоспециализирована, и связана с особыми профессиональными требованиями. Появление новых стандартов (экология, социальная сфера и др.), которые выходят за рамки сугубо технических вопросов показывает необходимость осознания мультидисциплинарного характера стандартов и их соответствующего преподавания. И сегодня понимание /знание экологических вопросов должно стать частью навыков и компетенций каждого университетского выпускника инженерного или экономического профиля.

Будущая работа в этой сфере может включать: повышение информированности об образовании по стандартизации среди основных заинтересованных лиц; разработка согласованного содержания образовательных программ; наращивание опыта в области преподавания стандартов в учебных заведениях; подготовка учебных материалов и учебников; продолжение и совершенствование практики профессионального обучения по вопросам стандартов; дискуссии среди преподавателей и экспертов о том, в каком объеме экологические стандарты/вопросы должны включаться в образовательные программы.

Мы надеемся, что опыт ООН может быть полезен для российских образовательных учреждений готовящих специалистов в области экологии. В качестве предложения к сотрудничеству мы считаем, что было бы интересно и полезно изучить, каким образом ведется обучение экологическим стандартам в России и других странах. Со своей стороны, ЕЭК ООН готова участвовать в такой работе и предоставить свою площадку для встреч и дискуссий.

 

Литература

1. IFAN guide «education and training about standardization: different needs for different roles», 2014, International Federation of Standards Users (IFAN).

2. вебсайт ЕЭК ООН, Рабочая группа по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования (РГ.6). https://www.unece.org/trade/wp6/welcome.html

3. Информация, представленная национальными экспертами в рамках работы группы экспертов ЕЭК ООН по образованию в области стандартизации («STaRT-ED»).

4. дискуссионный документ по стандартизации в области высшего образования; профессор В. Хeссер, университет Гельмута Шмидта , Гамбург, 2014.

5. документ ЕЭК ООН: ECE / TRADE / C / WP.6 / 2012/6 – «типовая образовательная программа ЕЭК ООН по стандартизации».

6. документ ЕЭК ООН: ECE / TRADE / C / WP.6 / 2012/7 - рекомендация «I».

7. вебсайт ЕЭК ООН; проект по образованию в области стандартизации

https://www.unece.org/tradewelcome/steering-committee-on-trade-capacity-and-standards/tradewp6/thematic-areas/education.html

 

Л. Ячия,

зав.сектором по вопросам нормативного регулирования,

С.И. Кузьмин,

к.э.н., координатор группы по обучению

в области стандартизации,

Секретариат Европейской Экономической

Комиссии ООН (ЕЭК ООН), г. Женева, Швейцария.