Font Size

Cpanel

Программный подход к решению экологических проблем в ходе социально-экономического развития Крыма

vasilenkoАвтором статьи дана характеристика экологических проблем, с которыми Крым вернулся в состав России. Показано применение программного подхода, как к решению стоящих проблем, так и предотвращению негативных изменений окружающей среды в ходе социально-экономического развития Крыма.

Экономика и окружающая среда

Кто посещал Крым после воссоединения с Россией, не мог не заметить в его городах и поселках бросающиеся в глаза изношенные, латанные-перелатанные разного назначения дороги и такие же тротуары. Как нельзя не заметить обшарпанность, запущенность многих зданий и домов. И конечно же крымчанам долго не забыть украинскую блокаду с обеспечением электроэнергией населения, школ, больниц, предприятий. И хотя по-прежнему местными аграриями ощущается украинская блокада поставки на полуостров воды, но с радостью и воодушевлением видишь сегодня положительные перемены в жизни крымчан. Дефицит с электроэнергией ушел в прошлое, появляются участки дорог, по которым на авто можно «лететь ласточкой», вдоль трасс тянутся ухоженные поля и бесконечные виноградники, виноградники. И конечно же вместе с решением социально-экономического развития региона решаются и многочисленные экологические проблемы полуострова.

Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошли в состав России, имея неблагоприятную экологическую ситуацию. Основными загрязнителями атмосферного воздуха на полуострове являлись предприятия химического производства: «Крымский ТИТАН» (г. Армянск) и «Крымский содовый завод» (г. Красноперекопск). Выбросы вредных веществ от химических производств достигали 60% общего объема выбросов стационарными источниками. Усугубляли ситуацию передвижные транспортные средства. Завод «Бром» (г. Красноперекопск) – первенец химической промышленности Северного Крыма, «Крымский содовый завод», «Керченский металлургический комплекс» и «Крымский ТИТАН» лидировали среди промышленных предприятий по объему размещения отходов. Всего на территории было накоплено более 55 млн. т отходов различных классов опасности, поступивших от предприятий химической (более 50%), горнодобывающей промышленности и энергетики. Остро стояла проблема утилизации медицинских и биологических отходов животного происхождения, а также бытовых отходов.

Повышался уровень загрязнения водных ресурсов – более 90% сточных вод (неочищенных или недостаточно очищенных) поступал с коммунальных предприятий «Вода Крыма». Имелось 23 очага загрязненных подземных вод: азотными соединениями (из-за инфильтрации неочищенных или недостаточно очищенных стоков в сельской местности), нитратами (источники – неорганизованные свалки бытового мусора, жилая застройка и т п.) и другими веществами. Ухудшалось экологическое состояние водных объектов. У побережья в водах Черного моря фиксировалось бактериологическое загрязнение. На дне севастопольских бухт скопилось около 20 тыс. т нефтепродуктов, которые при шторме вымывались, и происходило повторное загрязнение. Водохранилища (построенные еще в середине ХХ в. и аккумулирующие паводковые воды) интенсивно заиливались – до 30% полезной емкости. Ухудшалось качество воды в реках: Салгир, Победная и Чурук-Су. Положение резко обострилось в связи с перекрытием по политическим причинам Украиной Северо-Крымского канала, по которому поступающая часть стока реки Днепр до 85% обеспечивала потребности полуострова в водных ресурсах. Сложилось критическое положение не только с водоснабжением населения, сельского хозяйства и промышленности, возникла ситуация, угрожающая этому региону экоцидом. Крым вынужден был использовать лишь имеющиеся поверхностные водоемы и подземные источники.

Происходило нарушение и загрязнение земель в результате добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов. Сельскохозяйственные земли были загрязнены пестицидами, на территории республики накопилось более 45 т непригодных и запрещенных к использованию химических средств защиты растений. Ветровой эрозии было подвержено 55% земель (в Черноморском, Сакском и Первомайском районах масштабы бедствия достигали 94-96%). Интенсивное строительство привело к увеличению оползней, 30% которых находилось в активном состоянии, и это представляло опасность населению в рекреационных зонах. Угрожающий характер приобрели обвально-абразионные процессы, которые были распространены по побережью Крымского полуострова на протяжении 745 км [1]. Это приводило к потере продуктивных земель и наносило значительный ущерб хозяйственной деятельности, а также являлось дополнительным источником загрязнения морской среды.

Многолетнее негативное воздействие на лесные и другие растительные ресурсы оказывали рекреация, выпас скота, вырубки, пожары, загрязнение воздушной и водной среды. Наблюдалось значительное давление на биологическое разнообразие, главными причинами утраты которого являлись: потеря среды обитания, чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов, загрязнение среды обитания, влияние чужеродных экзотических видов. Из-за намеренно созданного дефицита пресной воды цапли и другие колониальные виды птиц покинули полуостров и мигрировали в северные регионы Украины. Недостаточная площадь особо охраняемых природных территорий не позволяла обеспечить сохранение ненарушенных природных комплексов и разнообразия животного и растительного мира. Рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей были отнесены к регионам с острой экологической ситуацией из-за истощения и загрязнения вод суши, загрязнения морей, атмосферы, снижения и потери природно-рекреационных качеств ландшафта, нарушения режима особо охраняемых природных территорий.

Природоохранные программы

В целях повышения экологической безопасности республики была разработана и утверждена Государственная программа «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым на 2015–2017 годы» (СМ РК 30.12.2014 № 648). В ходе реализации в Госпрограмму ежегодно вносились необходимые коррективы, которые утверждались соответствующими постановлениями Совета Министров Республики Крым. Изменения были вызваны: задержкой финансирования, что не позволяло осуществить намеченное в текущем году, и сроки выполнения переносились на следующий год; необходимостью включения в программу мероприятий, ранее в ней не предусмотренных; отменой запланированных мероприятий по причине прекращения работы производственного цеха предприятия и другими причинами.

В результате реализации Госпрограммы решены задачи:

● уменьшен объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в окружающую среду городов: Джанкой, Керчь, Красноперекопск, Саки, Ялта, Симферополь Феодосия и других;

выполнены мероприятия по обращению с отходами: приобретено оборудование и автотранспорт для сбора, накопления, транспортировки и обезвреживания опасных отходов. Только в 2016 г. собрано (перевезено) 296 т отходов производства и потребления 1-4 классов опасности; обезврежено 0,018 т медицинских отходов; открыто 10 пунктов сбора от населения опасных бытовых отходов (принято 1000 кг батареек и 770 ртуть содержащих ламп);

запущена система контроля качества воздуха и воды – установлена передвижная автоматическая гидрологическая станция, позволяющая через спутник измерять качество воды по побережью, начали работу 6 постов автоматического контроля качества воздуха в крупных городах; смонтирована система контроля радиационной обстановки;

выполнен мониторинг подземных вод по 76 скважинам и 110 родникам Горного Крыма;

определены (частично) границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Черного и Азовского морей на территории Республики Крым, которые предстоит выполнить в полном объеме в последующие годы;

проведены работы по горно-технической и биологической рекультивации земель, завершить которые планируется в 2019 году;

издана Красная книга Республики Крым, которая содержит свод сведений о состоянии, распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира. Этот официальный документ является основой для разработки и реализации программ, направленных на охрану и воспроизводство занесенных в него видов животных и растений;

сформированы и ведутся государственные кадастры животного и растительного мира;

созданы новые особо охраняемые природные территории: государственные природные заказники регионального значения «Аунлар» (Судак), «Красная заря» (Бахчисарайский район), комплексный заказник «Озера Ачи и Камышинский луг» (Феодосия);

завершены мероприятия по проведению кадастровых работ и межеванию 50 особо охраняемых природных территорий, общей площадью 56,6 тыс. га;

● составлен каталог оползней, в который внесена информация о 400 обследованных оползнях;

проведены (в рамках года экологии – 2017) масштабные акции по благоустройству и санитарной очистке территории: выявлено и ликвидировано 3557 несанкционированных свалок, в результате чего вывезено 988 тыс. куб. м отходов; в населенных пунктах высажено свыше 29 тыс. деревьев и кустарников;

реализованы и другие мероприятия природоохранной направленности.

Однако экологическое положение в Крыму остается сложным. Увеличивается объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в воздушную среду. Если в 2014 г. он составил 20,547 тыс. т, то в 2015 и 2016 гг. – 22,824 и 31,374 тыс. т, соответственно. Бесконтрольное бурение скважин для решения водной проблемы полуострова привело к увеличению минерализации подземных горизонтов, прежде всего, на севере Крыма [2]. Повышенная минерализация воды и ее загрязнение наблюдается на 184 водозаборах. Жители 160 населенных пунктов Крыма пьют некачественную воду из скважин или привозную. Потребление свежей воды на производственные нужды растет: в 2014 г. – 56,74 млн. куб м, в 2015 г. – 116, 89 и в 2016 г. – 144, 90 млн. куб м. Дефицитный ресурс используется нерационально – потери воды при транспортировке потребителю составляют от 30% до 80%, по причине высокой степени изношенности водопроводных сет [3]. Воды хватает на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды, промышленность и сельское хозяйство испытывают нехватку. Остро стоят и другие проблемы.

Начала выполняться следующая Государственная программа «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2018–2020 годы (СМ РК 22.11.2017 № 619), состоящая из 5 подпрограмм:

● регулирование качества окружающей среды;

● развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса;

● сохранение природной среды и биологического разнообразия;

● мониторинг окружающей среды;

● экологическое образование и воспитание населения.

Программа нацелена на формирование устойчивой экологической среды, что будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Программы регионального развития и экология

В целях интегрирования экономики Республики Крым и г. Севастополя в экономическое пространство России, а также для снятия инфраструктурных ограничений и обеспечения устойчивого экономического развития была разработана Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» (Постановление Правительства РФ 11.08.2014 № 790). Были разработаны и Государственные программы развития: сельского хозяйства; промышленного, водохозяйственного, транспортно-дорожного и топливно-энергетического комплексов; жилищно-коммунального хозяйства; строительной отрасли и другие. Чтобы не допустить ухудшения состояния окружающей среды в связи со строительством новых объектов, в каждой из программ развития Крыма предусмотрены мероприятия по предотвращению/минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Какие меры осуществляются в этом направлении, рассмотрим на примере проекта возведения моста через Керченский пролив.

Крымский мост и общественные слушания. Строительство транспортного перехода между Керченским (Республика Крым) и Таманским (Краснодарский край) полуостровами осуществляется по программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.». Подготовительные работы начались в апреле 2015 г., завершение которых планируется в конце 2018 года. Предусматривается сооружение 2-х параллельных мостов: под автомобильное и железнодорожное движение, протяженностью 19 км.

В соответствии с российским экологическим законодательством мостостроители совместно с учеными, представителями экологических организаций и местными жителями обсудили влияние этого транспортного перехода на окружающую среду.

В мае 2015 г. в Керчи и Тамани состоялись общественные слушания, посвященные обсуждению оценки воздействия на окружающую среду при проведении инженерных изысканий по проекту строительства моста. В этой процедуре (представляющей возможность местному населению, экспертам разных областей знания задать вопросы, внести замечания и предложения) приняли участие 200 человек из разных городов Керчи и Тамани. Так, в ходе обсуждения жители станицы Тамань, чтобы избежать шума и вибрации, предложили построить объездную дорогу для большегрузного транспорта, который до этого двигался через жилую зону. Это предложение было принято и осуществлено.

В августе 2015 г. обсуждалось влияние строительства моста через Керченский пролив. Была представлена информация об основных проектных решениях, оценке их воздействия на окружающую среду, а также мероприятиях, позволяющих минимизировать ущерб природе. Прежде всего, эти меры направлены на защиту водных биоресурсов, животного и растительного мира, охрану атмосферного воздуха и предотвращение шумового воздействия. На этапе проектирования утверждена Программа экологического сопровождения проекта Керченского моста, включающая как регулярный мониторинг изменений компонентов экосистемы в процессе строительства и эксплуатации транспортного перехода, так и компенсационные мероприятия.

Росприроднадзор в ноябре 2015 г. завершил экологическую экспертизу моста через Керченский пролив – проектная документация получила положительную оценку экспертов и была признана соответствующей требованиям природоохранного законодательства РФ (заключение утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 19.11.2015 № 925). В декабре 2017 г. этот транспортный переход (в результате опроса общественного мнения) получил официальное название – Крымский мост.

Природоохранные мероприятия. С осени 2015 г. осуществляется регулярный экологический мониторинг в 250 пунктах зоны строительства. Создается база данных: берутся пробы морской воды и донных отложений, которые анализируются в лабораториях по 80 показателям; ведутся наблюдения за сезонной миграцией промысловой рыбы и дельфинов; осуществляется учет птиц – собираются данные о видовом составе и численности пернатых; выполняются другие наблюдения.

По данным Центрального управления по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам, строительство и эксплуатация Крымского моста обрекли на гибель 93,4 т различных видов рыб, в том числе: 73,2 т – временный ущерб, постоянный ущерб – 20,2 тонн. Шум от вбиваемых свай разносится по всей Керчи и пугает морских животных. Чтобы сохранить естественные пути миграции рыбы и дельфинов, график проведения строительных работ составлен с учетом сроков массовой миграции. Установлены ежедневные «часы тишины», что позволяет дельфинам (следующим за косяками рыбы) весной перебраться из Черного в Азовское море, чтобы там откормиться, а на зимовку вернуться назад. После возведения моста (в качестве компенсации потерь) запланирован выпуск в Керченский пролив 1,2 млн экземпляров молоди русского осетра [4].

На территории строительства моста учтено 46 тыс. птиц 115 видов, из них 13 видов – редкие и исчезающие. Из зоны сооружения транспортного перехода на компенсационные участки были переселены пять видов растений и три вида животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, а также три вида растений из Красной книги России. Для птиц обустроены места гнездования и подкормки в Запорожско-Таманском морском заказнике – особо охраняемой природной территории. После завершения строительства моста подкормочные площадки будут созданы на острове Тузла, являющимся памятником природы.

Для соблюдения требований по звукоизоляции предусмотрено создание санитарно-защитных зон, в которых не допускается строительство жилых домов и размещение объектов рекреации. Длина зоны на керченской стороне составит от 120 до 268 м, на таманской – от 210 до 500 метров. Это обеспечит комфортные условия для людей, проживающих вблизи ведущегося строительства. Также будет осуществлена посадка хвойных деревьев на полосе шириной до 45 м и установлены шумозащитные экраны высотой до 6 м, выполненные из непрозрачного материала для безопасности птиц.

Планируется регулярно осуществлять уборку и ремонт дорожного полотна, сбор стоков с поверхности моста с помощью локальных очистных сооружений. Это позволит обеспечить охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения.

Данные последних наблюдений за экологической обстановкой в зоне строительства моста свидетельствуют об отсутствии значительных негативных воздействий на экосистемы Черного и Азовского морей.

Использованные источники

1. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Крым в 2013 году. URL: http://meco.rk/gov.ru

2. Аксенов заявил о плохом качестве воды на севере Крыма URL:http://crimea.ria.ru/society/20180118/1113528074.html

3. Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2016 году. URL: http://meco.rk/gov.ru

4. Керченский мост истребит более 90 тонн рыбы. URL: http://news.allcrimea.net/news/2015/10/26/kerchenskii-most-istrebit-bolee-90-t...

В.А. Василенко,

к.э.н., ведущий научный сотрудник,

Институт экономики и организации

промышленного производства СО РАН,

г. Новосибирск, Россия.