Font Size

Cpanel

Импортозамещение нефтегазового оборудования, как основа экономической и энергетической безопасности страны

Заслушав и обсудив 30.11.2015 г. выступление первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике В.М. Тарасюка, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов власти, нефтегазовых компаний, отраслевых научных институтов и др., участники расширенного заседания, Комитет Государственной Думы по энергетике отмечают следующее.

Россия обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, текущих и перспективных потребностей экономики России в углеводородном сырье, угле и уране.

В стране создана мощная минерально-сырьевая база нефти, включающая более 2900 нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений и множество перспективных участков, которые могут удовлетворить как внутренний, так и экспортный спрос на сырую нефть и продукты ее переработки на протяжении длительного времени.

Для России характерна высокая концентрация запасов нефти, 56% которых сосредоточено в 11 уникальных и 82 крупных месторождениях, на которые приходится 53% добычи. По данным Минприроды России, на начало 2012 года запасы нефти в стране составляли 17,8 млрд, т ресурсной базы (А+В+С1), и 10,9 млрд, т по категории С2. Вместе с тем, начальные запасы нефти разрабатываемых месторождений уже выработаны более чем на 50%, в том числе европейской части - на 65%, в том числе в Урало-Поволжье - более чем на 70%.

В настоящее время степень выработанности запасов крупных, активно осваиваемых месторождений приближается к 60%. Текущая добыча нефти на 77% обеспечивается отбором из запасов крупных месторождений, обеспеченность которыми составляет 8-10 лет, причем около 20% от всего объема разведанных и предварительно оцененных запасов легкой нефти - это запасы залежей и месторождений, введенных в разработку в последние 5 лет.

Существенное изменение структуры ресурсной базы нефтяной отрасли связано с многолетней селективной отработкой запасов легкой, удобной для добычи нефти в Западной Сибири. Доля запасов в сложных, низкопроницаемых коллекторах, обводненных залежах и нефтяных оторочках, а также доля высоковязкой и тяжелой нефти, требующей применения высокотехнологичных и дорогостоящих методов добычи, ежегодно увеличивается. Дальнейшее поддержание производства нефти на уровне 500 млн. т в год (без конденсата, добыча которого осуществляется преимущественно из газовых месторождений), а тем более его наращивание возможны лишь за счет трудноизвлекаемых запасов, на долю которых приходится около двух третей текущих разведанных запасов нефти страны.

Горючий газ в России играет важную роль, являясь основой энергетической системы страны. Россия располагает самыми крупными в мире ресурсами и запасами горючего газа, которые могут удовлетворить практически любой, как внутренний, так и экспортный спрос на протяжении многих десятилетий. Минерально-сырьевая база газовой промышленности России отличается очень высокой концентрацией разведанных запасов: всего в 29 уникальных месторождениях заключено 72% запасов свободного газа.

Прогнозные ресурсы газа оцениваются в 164,2 трлн. куб. м, в том числе на континентальных шельфах Российской Федерации - 63,8 трлн. куб. м. Разведанные балансовые запасы газа промышленных категорий А+В+С1 на 1 января 2012 года составляют 48,8 трлн, куб. м, в том числе на континентальных шельфах Российской Федерации - 8 трлн. куб. м.

Структура запасов газа в России более благоприятная, чем структура запасов нефти, однако тенденции ее изменений сходны с тенденциями изменений нефтяной промышленности.

На протяжении многих десятилетий в Российской Федерации в традиционных регионах добычи газа велась выборочная отработка запасов легкодоступного, так называемого «сухого» (состоящего практически только из метана) газа, что и привело к изменению структуры сырьевой базы. Уже в обозримой перспективе для поддержания достигнутого уровня добычи потребуется освоение запасов так называемого «жирного» (содержащего тяжелые гомологи метана) газа, что невозможно без внедрения передовых технологий добычи, транспортировки и переработки. Вырастет также доля в добыче конденсатсодержащего газа, при этом утилизация конденсата потребует сооружения отдельных трубопроводов и перерабатывающих производств.

Обеспечить перелом в данной ситуации возможно за счет «инновационного прорыва» в методах разработки имеющихся месторождений и перехода к вовлечению в добычу трудноизвлекаемых запасов. Если этого не удастся реализовать для нефтяной отрасли Российской Федерации, то в перспективе это приведет к падению добычи до неприемлемых для федерального бюджета уровней. Важнейшей задачей в таких условиях становится создание инновационных методов разработки месторождений, поиск, внедрение и адаптация передовых отечественных и зарубежных технологий.

Высокая конъюнктура мирового нефтяного рынка является важной предпосылкой для перехода к инновационному развитию нефтяной промышленности. Кроме того, в условиях значительных колебаний мировых цен на нефть, особенно остро встает проблема сокращения издержек производства и возникает объективная необходимость использования собственных инновационных технологий.

Инновационная политика в нефтегазовой отрасли.

Работы 28 академических институтов 6 отделений РАН по направлению «Фундаментальный базис инновационных технологий нефтяной и газовой промышленности» позволили обосновать ресурсно-инновационную стратегию развития экономики Российской Федерации. Переход от традиционного экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию является первым этапом реализации стратегии инновационного развития экономики России. На данном этапе предусматривается полное использование отечественного ресурсного и инновационного потенциалов за счет формирования длинных технологических цепочек с их насыщением инновационными технологиями, в том числе интеллектуальными. Подготовлены предложения по эффективному и масштабному развитию интеллектуальных инновационных технологий поиска, разведки, разработки, транспорта и переработки нефти и газа. Центральное место в реализации стратегии ресурсно-инновационного развития экономики страны отведено драйверу российской экономики - нефтяной и газовой промышленности.

Нефтегазовая отрасль имеет все необходимое для реализации инновационных преобразований. Нефтегазовый комплекс Российской Федерации (далее - НГК России) - это масштабный блок национальной экономики, который обладает крупнейшей в мире минерально-сырьевой базой, развитой инфраструктурой, квалифицированными кадрами, значительным инновационным потенциалом. Реализация интеллектуальных нефтегазовых технологий, как показывает мировой опыт, характеризуется масштабным, быстрым и эффективным возвратом вложенных в него финансовых ресурсов. В настоящее время есть все необходимые условия для интеллектуального технологического прорыва.

По мнению экспертов, в ближайшее время, развитие технологий в нефтегазодобывающем секторе мира будет развиваться по следующим стратегическим направлениям:

геологоразведка и сейсмическое отображение. Зарубежными компаниями сейчас активно используется последнее поколение 3D технологий в сочетании с передовой вычислительной техникой, для создания детальных изображений нефти и газа на глубоководных участках. Получила распространение технология R3M, использующая крайне низкие частоты электромагнитных волн, что позволяет удаленно «отображать» подводные залежи нефти и газа с высокой точностью. Эта сложная технология основана на факте, что нефть и газ являются плохими проводниками электричества;

наклонно направленное бурение. В настоящее время скважины могут быть пробурены как горизонтально, так и вертикально. Эта технология позволяет разрабатывать одновременно как нефть, так и газ из рядом расположенных месторождений, сводя к минимуму влияние на окружающую среду (на Дальнем Востоке России, например, эту технологию активно применяли для извлечения углеводородов в шести милях от берега на шельфе острова Сахалин);

интенсификация добычи нефти и общее повышение нефтеотдачи пласта. Не смотря на то, что российская нефтегазовая промышленность имеет более чем 60-летний опыт работы с гидроразрывом пласта (далее - ГРП), растущее развитие нетрадиционных газовых ресурсов в настоящее время дало новую жизнь этому способу добычи. Существуют определенные экологические риски и применение данного метода требует от промышленности оперативного управления ими. Определенная обеспокоенность вызвана воздействием гидравлической жидкости ГРП и состоянием сточных и подземных вод;

сжижение природного газа способствовало экономически эффективной коммерциализации новых поставок на растущий мировой рынок этого энергоресурса;

тепловые методы при добыче высоковязкой нефти сопряжены с интенсивными выбросами в атмосферу. Все активнее применяются передовые технологии переработки воды и ее использование в нескольких технологических циклах. Существуют три основных направления развития тепловых методов: подача перегретого пара с поверхности; создание забойного парогенератора (ОАО «РИТЭК») и организация фронта внутрипластового горения. Совершенствуется нетепловой способ извлечения тяжелой нефти, который позволяет снизить интенсивность выбросов при добыче тяжелой нефти примерно на 90%;

добыча на глубоководных месторождениях на больших глубинах морских акваторий еще несколько десятков лет назад была невозможной, в настоящее время позволяет наращивать ресурсную базу;

добыча на Арктическом шельфе. Проведение нефтяной компанией в настоящее время операций по извлечению углеводородов в Арктике позволяет оценивать уровень ее технического состояния наивысшей степенью технологической развитости. Эти районы известны своими высокими волнами, айсбергами и ураганами. Производство в этих областях сопряжено с трудностями, вызванными проблемой наличия паковых льдов и постоянной сейсмической активностью. Сейчас усилие компаний направлено на разработку экономически эффективных решений для защиты морских трубопроводов и объектов морского дна в экстремальных условиях Севера. Разрабатываются новые концепции платформ, предназначенных для добычи в субарктических районах и в режиме круглогодичного бурения.

Следует признать, что, имея богатое научное и технологическое наследие, в настоящее время российский нефтегазовый сектор по ряду причин оказался в стороне от инновационных процессов, происходящих в мировой нефтегазовой отрасли. По мнению специалистов, в технологиях геологоразведки и добычи отечественные компании отстают от своих западных коллег как минимум на 20 лет. Наибольшее отставание отмечено в технологиях разведки и разработки месторождений на шельфе, а также в горизонтальном бурении и в методах воздействия на низкопроницаемые пласты, то есть там, где за последние десятилетия произошли настоящие научно-технические прорывы, существенно изменившие географию и динамику развития мировой нефтегазовой промышленности.

К сожалению, в настоящее время Россия утратила позиции в тех областях, где исторически имелись серьёзные конкурентные позиции. В полной мере это относится к геофизическому нефтегазовому сервису. На долю двух ведущих производителей - Sercel (Франция) и ION (США) - приходится около 80% мирового рынка. До середины 1980-х гг. Россия была в числе лидеров по производству геофизической и аналитической аппаратуры, обладая равным с США количеством охранных документов. Падение объёмов геологоразведочных работ, отсутствие внимания к геофизике со стороны государства и нефтегазовых компаний в 1990-х годах привели к снижению возможностей для инвестирования в развитие новой техники и технологий. В настоящее время в России применяются зарубежные телеметрические системы для ЗБ-сейсмики, позволяющие регистрировать многоканальные данные (минимум по 3 тыс. каналов против 400-2000 при 2Б-сейсмике) в реальном режиме времени, которые занимают 80% национального рынка сейсмического оборудования.

Инвестируя в зарубежные инновации и технологии, российские компании оказывали на протяжении многих лет поддержку не российскому производителю, а зарубежному, постепенно «погружаясь» в технологическую зависимость от иностранного производителя. Данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации свидетельствуют о наибольшей зависимости российских компаний от импорта насосно¬компрессорного оборудования, программно-аппаратных комплексов и систем автоматизации, оборудования и технологий для морского бурения. Следует отметить, что новейшие успешные и актуальные зарубежные инновационные разработки, как правило, не продаются, поскольку являются конкурентоспособными, тем самым поддерживается регулируемое Западом техническое отставание России.

Объем рынка систем автоматизации в отрасли составляет порядка 2 млрд, рублей, где 78% составляет импортное программное обеспечение, 22% - российское, исключительно связанное с секретностью. В любой момент зарубежные разработчики программного обеспечения могут приостановить обновление своих программ в одностороннем порядке, так как программное оборудование поставляется в закрытой для пользователя форме (как «черный ящик»). Это еще один немаловажный фактор зависимости российских нефтегазовых компаний от зарубежных поставщиков. Геологоразведку, геолого-экономическую оценку ресурсов; оценку инвестиционной привлекательности месторождений и реальной стоимости геологоразведочных работ невозможно решать на современном уровне без использования комплексного анализа на основе современных компьютерных технологий.

Введенные США и ЕС в 2014 году экономические санкции в отношении экспорта технологий и оборудования для глубоководного бурения, освоения арктического шельфа и добычи сланцевой нефти является продолжением политики контролируемого технологического отставания России. Последствия указанных санкций могут серьезно отразиться на реализации многочисленных российских проектов, в связи с этим российские отраслевые компании вынуждены искать иных партнеров по бизнесу, которые в указанных санкциях не участвуют (например, совместные работы с норвежскими и китайскими производителями).

Перед российскими нефтяными компаниями поставлена стратегическая задача сокращения технологического отставания от передовых нефтегазовых компаний мира. Однако, как правило, бизнес не в состоянии самостоятельно организовать и провести научно-исследовательские работы и необходимую концентрацию ресурсов на прорывных направлениях. Выстроить весь процесс инновационного развития отрасли и настроить всю цепочку от науки, образования, конструкторско-технологических разработок до испытаний, сертификации, инжиниринга - под силу лишь государству в рамках проведения системной государственной политики.

По мнению специалистов, инновационная сфера — это зона большого риска, которая не может существовать без поддержки государства. Долгосрочные обязательства государства в области науки и инноваций - одно из важнейших условий снижения рисков. Необходимо разработать комплекс действенных согласованных мер в области научно-образовательной, технологической, промышленной, антимонопольной политики, в том числе и нерыночных протекционистских механизмов поддержки национальной промышленности (субсидии, преференции при размещении госзаказов, меры таможенной политики), особенно в наукоемких отраслях.

Среди наиболее действенных рычагов воздействия на развитие инновационных процессов выделяют прямые рекомендации хозяйствующим субъектам с государственным участием к внедрению передовых инноваций.

Речь идет о решении Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 января 2011 года, согласно которому крупным компаниям с государственным участием было поручено разработать корпоративные программы инновационного развития, перейти к реализации активной инновационной политики и предусмотреть значительное увеличение расходов на НИОКР по примеру стран Запада. Так, в Норвегии доля инновационно-активных предприятий в последние годы находится на уровне 25-30%, в то время как в ресурсном секторе Канады этот показатель составляет 56%.

Следует подчеркнуть, что инновационное развитие Российской Федерации признано приоритетным направлением на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и направлено на формирование благоприятных условий для отраслевых компаний, внедряющих передовую технику и современные технологии.

Разработка программы интеллектуального инновационного развития нефтегазовой отрасли совместно с нефтяными и газовыми компаниями страны позволит осуществить высокорентабельное внедрение этих технологий, а именно:

● восстановить эффективную добычу лёгкой маловязкой нефти обводненных месторождений, вступивших в позднюю стадию разработки, в недрах которых ещё остаётся 50-70% в нефти, продлить «жизнь» крупных и гигантских месторождений, возродить старые регионы н нефтегазодобычи;

● активизировать освоение трудноизвлекаемых запасов и нетрадиционных ресурсов нефти и газа, ускорить создание новых центров нефтегазодобычи;

● реализовать технологии высоких переделов уникальных ресурсов газовых месторождений Восточной Сибири, ачимовской свиты Западной Сибири, матричной нефти Оренбургской области, обеспечивающие выход на внутренний и внешний рынки новой высокоценной и остродефицитной нефтегазохимической продукции.

Эффективное и целенаправленное внедрение инновационных технологий институтов РАН даст возможность получить постоянно нарастающий финансовый поток как за счёт роста нефтегазодобычи, так и в результате реализации интеллектуальных инновационных технологий высоких переделов. Значительные финансовые ресурсы позволят поддержать развитие инновационных процессов в самых различных, в том числе в смежных несырьевых отраслях экономики. Созданные инновационные технологии дадут возможность повысить конкурентоспособность отечественной продукции и обеспечить технологическую независимость нефтегазового комплекса страны.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № Пр-307, компании «Роснефть» и «Газпром» разработали собственные программы инновационного развития, в которых систематизированы основные направления и задачи компаний в области инноваций.

Так, в программе инновационного развития ОАО «НК «Роснефть» выделены основные приоритетные направления НИОКР, призванные дать ответ на стоящие перед компанией вызовы, среди которых - перевод ресурсов Восточной Сибири и шельфов в доказанные запасы, эффективное освоение Арктического шельфа и шельфа Черного моря, увеличение коэффициента извлечения нефти, разработка технологий освоения низкопродуктивных пластов и месторождений высоковязких нефтей, комплексная модернизация действующих и строительство новых мощностей по переработке нефти и производству нефтехимической продукции. Общий объем финансирования проектов разработки новых технологий производства и управления в 2011-2015 годах составляет более 52,3 млрд, руб., из них более 30 млрд. руб. предусмотрены для инвестиций в разведку и добычу.

Программа инновационного развития ПАО «Газпром» разработана на период с 2011 года по 2020 год и охватывает газовый, нефтяной и электроэнергетический бизнес компании. Программа разработана с учетом направленности инновационной деятельности компании в основном на технологические и процессные инновации. К числу технологических приоритетов в газовом сегменте бизнеса отнесены технологии, обеспечивающие повышение эффективности магистрального транспорта газа, технологии освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе, технологии газопереработки и нефтегазохимии, технологии освоения ресурсов углеводородов в районах вечной мерзлоты, технологии для повышения эффективности хранения газа.

Основными задачами государства в целях инновационного развития нефтяной отрасли являются привлечение инвестиций в разработку и/или внедрение новых технических средств и технологий добычи, промысловой переработки и транспортировки трудноизвлекаемой нефти, привлечение инвестиций в геолого-разведочные работы на нефть в новых перспективных регионах России, в том числе на ее континентальном шельфе, создание условий для отработки силами, прежде всего, небольших компаний истощенных залежей и мелких месторождений в традиционных районах добычи с хорошо развитой инфраструктурой нефтегазовой промышленности, которые становятся при этом рентабельными.

Говоря о системной государственной политике по инновационному развитию отрасли нельзя не отметить роль государства в построении комплексной системы сотрудничества науки и производства, методов экономической и производственной оценки инновационных технологий, создания федерального каталога производителей отечественного нефтегазового оборудования и программного обеспечения. Требуется выстроить технологические цепочки с четким пониманием, кто будет производить тот или иной вид оборудования или материалов, в каком объеме и в какой период. Только такие согласованные государством действия между научно-исследовательскими и производственными силами, взаимодействие всех заинтересованных сторон, включая компании нефтегазового комплекса, могут привести к решению вопросов импортозамещения, к реализации эффективной промышленной политики в столь значимом секторе российской экономики.

В области технической политики государству необходимо проработать подходы к освоению и разработке новых типов залежей нефти на основе отечественных фундаментальных и прикладных исследовательских работ; создать систему стимулирования современных методов повышения нефтеотдачи; сформировать государственную программу развития промышленно-технологической базы освоения шельфовых месторождений, включая строительство буровых платформ и производство необходимого оборудования в кооперации с иностранными партнерами.

Следует отметить, что значительный рост финансирования добычи, подготовки и транспортировки газа на большие расстояния, а также насущная необходимость развития его переработки обуславливают инновационное перевооружение газовой отрасли России, для которой это становится единственной возможностью сохранения ее роли и конкурентоспособности на мировых рынках. Основной задачей государства в ближайшие годы должно стать стимулирование внедрения новых технических средств и технологий добычи «жирного» газа, развития газоперерабатывающих и газохимических предприятий.

На основании вышеизложенного, Комитет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:

В целях возрождения и поддержания отраслевой науки и создания действенного механизма стимулирования внедрения инноваций в нефтегазовой отрасли рассмотреть следующие меры государственной поддержки компаний: налоговые льготы для компаний, активно внедряющих инновационные проекты в сложных природно-геологических условиях, в частности, переход на схему дифференцированных ставок НДПИ;

● освобождение от налога на прибыль средств, направляемых на инновационное развитие нефтедобычи;

● освободить объемы нефти, добываемой в ходе внедрения инновационных методов увеличения нефтеотдачи (МУН), от экспортных пошлин или их снижение;

● установить систему государственных финансовых преференций для нефтяных компаний при освоении месторождений с трудноизвлекаемыми запасами с применением инновационных МУН (по аналогии с разработкой месторождений в Ненецком АО). Например, когда добытое сырье облагается по нулевой (налоговые каникулы) или сниженной ставке налога на добычу полезных ископаемых, как при разработке новых месторождений;

● провести анализ предоставления средств из Фонда развития промышленности на проекты в области импортозамещения в нефтегазовом секторе, выделить приоритетные направления для последующего финансирования отраслевых инновационных проектов из средств Фонда.

Правительственной комиссии по вопросам топливно- энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики рассмотреть возможность:

● создания рабочей группы по вопросам модернизации российского нефтегазового сектора;

● создания информационного банка данных о составе и свойствах тяжёлых высоковязких нефтей;

● создания системы страхования рисков при внедрении инновационных технологий в нефтегазовой отрасли (аналогично обязательному и дополнительному экологическому страхованию);

● формирования на государственном уровне приоритета долгосрочных инвестиций в инновационное развитие (новые технические и технологические решения) нефтегазовых компаний;

● создания и развития системы государственных гарантий вложений в развитие инновационных технологий по направлениям развития, необходимым государству;

● разработки государственной программы «О воспроизводстве сырьевой базы нефтедобычи» за счет развития и внедрения современных методов нефтеотдачи при участии ведущих нефтяных компаний Российской Федерации, где необходимо предусмотреть действенные меры поддержки инновационных решений в области обеспечения повышения КИН с обеспечением равнодоступности нефтяных компаний и «прозрачности» при ее формировании.

Минэнерго России, Минприроды России совместно с Минпромтогом России:

● рассмотреть возможность создания при министерствах Научно- технических советов: по развитию геологоразведки и сейсмического оборудования; по развитию технологий морского бурения; по разработке программно-аппаратных комплексов и систем автоматизации на месторождениях.

Минпромторгу России:

● ускорить рассмотрение представленного в Минпромторг России 11 августа 2015 г. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Институтом проблем нефти и газа РАН, Институтом общей физики РАН им. А.М. Прохорова, НЦВО РАН, ОАО «НИИ «АТОЛЛ», Институтом радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, Московским Физико-Техническим Институтом (МФТИ), Тульским государственным университетом проекта «Создание многофункциональных сенсорно-управляющих систем нового поколения на основе активных гибридных оптоволоконных сетей с лазерным возбуждением», направленного на инновационное освоение ресурсов, импортозамещение и обеспечение безопасности освоения шельфовых месторождений Российской Федерации.

Фонду перспективных исследований:

● ускорить рассмотрение представленного в Фонд перспективных исследований 26 декабря 2014 г., РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Институтом проблем нефти и газа РАН, Институтом общей физики РАН им. А.М. Прохорова, НЦВО РАН, ОАО «НИИ «АТОЛЛ», Институтом радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, Московским Физико-Техническим Институтом (МФТИ) проекта «Создание базовых элементов единой системы контроля надводной, подводной и подземной обстановок, мониторинга состояния и обеспечения безопасности нефтегазовых месторождений и транспортных коммуникаций в морской экономической зоне Российской Федерации» (входящий ФПИ № 2397 от 26.12.2014), направленного на инновационное освоение ресурсов, импортозамещение и обеспечение безопасности освоения шельфовых месторождений Российской Федерации (поддержанный Главкомом ВМФ как высокоперспективная и предназначенная для решения задач двойного назначения).

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

● ускорить рассмотрение проекта федерального закона №862141-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенного Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (о введении системы налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти);

● подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части стимулирования промышленной политики в области разработки и применения отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли.

Нефтяным компаниям и недропользователям:

В целях обеспечения увеличения коэффициента извлечения нефти на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти рассмотреть возможность применения новой отечественной технологии, направленной на повышение коэффициента охвата пласта воздействием на основе применения реагента AC-CSE-1313-A (ООО МПК «ХимСервисИнжиниринг»), с дополнительным эффектом улучшения нефтевытеснения.

Председатель
Комитета Государственной Думы по энергетике
П.Н. Завальный