Ликвидация накопленного в прошлом экологического ущерба на полуострове Крым
- Подробности
- Категория: Наши Публикации
- Создано 05.05.2016 19:42
- Дата публикации
- Автор: Super User
Статья посвящена вопросам ликвидации прошлого экологического ущерба в Республике Крым. В статье представлена краткая характеристика реализуемых мероприятий, промежуточные результаты, планы и задачи по их дальнейшей реализации. Сформулированы основные причины образования прошлого экологического ущерба, представлена классификация объектов прошлого экологического ущерба и их основные характеристики, приведены результаты инвентаризации прошлого экологического ущерба на территории Крымского полуострова.
Нанесенный в прошлом экологический ущерб - это последствия хозяйственной деятельности людей в местах дислокации предприятий и организаций, которая осуществлялась в прошлом и обусловила нынешнее загрязнение территорий, наносящих вред окружающей среде и препятствующих использованию их в коммерческих и хозяйственных целях (далее – ПЭУ) [1].
Проблема обнаружения и устранения накопленного экологического ущерба стоит на повестке дня в России и за рубежом длительное время, в то же время в течение двух последних десятилетий проблемы прошлого экологического ущерба резко возросли в связи с массовыми и, зачастую, неконтролируемым, закрытием предприятий, военных и других объектов. Весьма остро стоит вопрос оценки и ликвидации ПЭУ для южных регионов России, особенно это актуально для новых субъектов РФ – Республики Крым и г. Севастополь.
Крым характеризуется большим разнообразием природных условий и ландшафтов. В XX-ом столетии на всей территории Крыма происходили процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов. Развивались промышленность, сельское хозяйство и транспорт. В последние два десятилетия эти процессы замедлились, но оставили после себя наследие в виде значительного ПЭУ и угроз для окружающей среды и здоровья населения, включая значительное количество бесхозяйных объектов и брошенных территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии.
Объекты ПЭУ в Республики Крым и г. Севастополь можно разделить на 7 основных видов ПЭУ, характеристика которых представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика объектов ПЭУ
№ п/п |
Наименование вида ПЭУ |
Сведения о прошлой хозяйственной деятельности |
1 |
Потенциально опасные накопители (шламонакопители, хвостохранилищя, накопители жидких и твердых токсичных отходов) |
Последствия деятельности энергетической, металлургической, горно-перерабатывающей, химической отраслей промышленности, в результате которых были образованы сооружения для размещения хвостов обогащения полезных ископаемых, осадков сточных вод, шламов, шлаков, зол, илов и т.п., жидких, пастообразных или твердых отходов. |
2 |
Техногенно загрязненные территории |
Сформированные в результате сброса загрязненных стоков и неконтролируемых утечек в результате производственной деятельности предприятий в крупных промышленных зонах; различного рода техногенные аварии и катастрофы; образование выемок, карьеров, больших насыпей, отвалов и других изменений природного ландшафта и рельефа поверхности земли. |
3 |
Склады пестицидов и ядохимикатов |
Прошлая хозяйственная деятельность сельхозпредприятий. Бесхозные запасы ядохимикатов и пестицидов, накопленных в ряде муниципальных образований в советский период. |
4 |
Скотомогильники (биотермические ямы) |
После банкротства и ликвидации предприятий агропромышленного комплекса (совхозов, зверосовхозов) биотермические ямы пришли в негодность, обветшали, а часть из них была заброшена. Бесхозность этих потенциально опасных объектов является источником потенциальной опасности ввиду неправильного оборудования и эксплуатации данных объектов. |
6. |
Брошенные и затопленные объекты в акватории |
Затопленные суда и ёмкости, содержащие нефтесодержащие и прочие загрязняющие вещества |
7. |
Свалки бытовых отходов (не санкционированные и санкционированные свалки). |
Неконтролируемое складирование отходов без уплотнения и изоляции. Складирование может производиться в виде насыпного холма, а также в карьерах и оврагах. |
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации № ПР-1742ГС от 20.06.2011 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) в 2013-2014 гг. проводились работы по разработке проекта Федеральной целевой программы «О ликвидации накопленного экологического ущерба на 2015-2026 годы» [2]. Начиная с 2012 года на территории Российской Федерации финансируются мероприятия, направленные на ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба: объекты Нижегородской области (свалка «Черная дыра» ОАО «Оргстекло», полигон ТКО Игумново, шламонакопитель «Белое море» ООО «Капралактам»); объекты Арктической зоны (острова архипелагов Земля Франца-Иосифа, архипелага Новая Земля).
В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» по поручению Президента Российской Федерации от 23.03.2014 г. № Пр-562 необходимо решение экологических проблем в Республике Крым [3,4].
С 2014 г. мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба осуществляются в рамках Распоряжения Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р об утверждении «Комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности» (далее - Комплекс) [5].
Распоряжением предусмотрена реализация 26 мероприятий, направленных на ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба, в том числе 4 мероприятия реализуются на территории Республики Крым и г. Севастополь.
Среди мероприятий, финансируемых из средств федерального бюджета в рамках Распоряжения предусматривается выполнение следующих работ:
● разработка комплексной программы по закрытию и рекультивации объектов размещения отходов и несанкционированных свалок на территории Республики Крым и г. Севастополь, подготовка проектной документации по закрытию и рекультивации объектов размещения отходов, требующих принятия неотложных мер, и подготовка предложений о формировании системы экологически безопасного обращения с отходами (п. 17 Комплекса);
● выполнение первоочередных мер по рекультивации полигона твердых бытовых отходов в пос. Гаспра Ялтинского района (Республика Крым) (п. 18 Комплекса);
● осуществление мероприятий по демеркуризации ртутьсодержащих отходов (п. 19 Комплекса);
● проведение инвентаризации объектов экологического ущерба, образовавшихся в результате прошлой экономической (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство) и иной деятельности, и разработка программы по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Республики Крым и г. Севастополь (п. 20 Комплекса).
Объем ресурсного обеспечения из средств федерального бюджета для реализации данных мероприятий составляет 260 млн. руб. Краткая характеристика мероприятий, включая целевые показатели и состав работ, представлена в таблице 2.
Таблица 2. Характеристика мероприятий по на ликвидации последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду на территории Республики Крым и г. Севастополь, выполняемых в рамках Распоряжения Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Целевые показатели |
Количество выполненных этапов в соответствии с гос. контрактом |
Размер финансового обеспечения, руб. |
|
Сумма гос. контракта |
Сумма освоенных средств по состоянию на I квартал 2016 г. |
||||
1 |
Разработка комплексной программы по закрытию и рекультивации объектов размещения отходов и несанкционированных свалок на территории Республики Крым и г. Севастополь, подготовка проектной документации по закрытию и рекультивации объектов размещения отходов, требующих принятия неотложных мер, и подготовка предложений о формировании системы экологически безопасного обращения с отходами |
Разработка комплексной программы, проектной документации и предложений о формировании системы экологически безопасного обращения с отходами |
Выполнены 2 этапа, из 5 предусмотренных |
95 000 000,00 |
11 875 000,00 |
2 |
Выполнение первоочередных мер по рекультивации полигона твердых бытовых отходов в пос. Гаспра Ялтинского района (Республика Крым) |
Устранение последствий селевого потока и оползневых процессов на территории общей площадью 26192,6 кв. м, устройство водоотводной канавы по периметру полигона протяженностью 227 м, восстановление тела полигона площадью 62824 кв. м |
Выполнен 2 этап из 3 предусмотренных |
42 000 000,00 |
35 070 000,00 |
3 |
Осуществление мероприятий по демеркуризации ртутьсодержащих отходов |
Осуществление подготовительных мероприятий, сбор и переработка до безопасного состояния не менее 420 куб. метров ртутьсодержащих отходов |
Выполнены 3 этапа из 4 предусмотренных |
10 000 000,00 |
Не предусмотрено (результаты выполнения этапов работ оплачиваются после сдачи всего объема работ) |
4 |
Проведение инвентаризации объектов экологического ущерба, образовавшихся в результате прошлой экономической (промышленность сельское хозяйство, транспорт, строительство) и иной деятельности, и разработка программы по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Республики Крым и г. Севастополь |
Создание реестра объектов накопленного экологического ущерба, и разработка программы по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Республики Крым и г. Севастополь |
Выполнены 2 этапа из 3 предусмотренных |
80 000 000,00 |
64 000 000,00 |
В рамках выполнения работ по п.17 Комплекса предусмотрено:
1. Проведение инвентаризации объектов ТКО на территории Республики Крым и г. Севастополь которая включает:
● сбор и обобщение информации об объектах ТКО (качественных и количественных параметрах загрязнения, правах собственности на объект ТКО и земельные участки под ними, оценка и анализ влияния объектов ТКО на окружающую среду);
● обзорное (рекогносцировочное) обследование территории на предмет выявления объектов ТКО с использованием воздушного транспорта (вертолета) и беспилотного летательного аппарата;
● натурное обследование объектов ТКО (визуальная оценка объекта с описанием его состояния, фото (видео) документирование объекта, установление границ объекта ТКО на местности с использованием системы глобального позиционирования, установление наличия на объекте специфических загрязнителей (скотомогильников, биотермических ям, мест размещения пестицидов и других особо опасных химических веществ, отходов обезвреживания химического оружия и т.д.);
● установление объема накопленных отходов, перечня видов его возможного негативного экологического воздействия, определение класса опасности отобранных проб свалочных масс (веществ/отходов);
● разработка картографической подосновы расположения объектов ТКО на территории Республики Крым и г. Севастополь в масштабе 1:50 000;
● подготовка реестра (перечня) объектов ТКО, включающего координаты, размеры, объёмы и состав отходов, описание состояния объекта (эксплуатируемый, закрытый, рекультивированный и т.д.), а также перечень видов предполагаемого негативного воздействия.
2. Разработка комплексной программы по закрытию и рекультивации объектов ТКО, подготовка предложений о формировании системы экологически безопасного обращения с отходами:
● анализ сведений об объектах ТКО, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополь, оценка соответствия объектов природоохранному законодательству, оценка возможности и сроков дальнейшей эксплуатации, оценка возможности включения объектов ТКО в государственный реестр объектов размещения отходов;
● подготовка предложений о формировании системы экологически безопасного обращения с отходами, включающих варианты размещения отходов с несанкционированных свалок на действующие объекты размещения отходов, либо подготовка предложений о необходимости создания новых объектов размещения отходов (если не хватает ёмкости существующих);
● разработка и обоснование критериев и методики ранжирования объектов ТКО по первоочередности проведения работ по их закрытию (рекультивации, ликвидации);
● выполнение ранжирования, подготовка предложений по перечню первоочередных объектов ТКО, разработка предварительного плана (программы) закрытия и ликвидации объектов ТКО.
На сегодняшний день выявлено и проведено обследование 25 полигонов ТКО, расположенных на территории Республики Крым, и 159 несанкционированных свалок ТКО, расположенных на территории Симферопольского, Бахчисарайского, Белогорского и Красногвардейского районов Республики Крым и г. Севастополь, проведен отбор проб с каждого объекта ТКО. Методом биотестирования проведены токсикологические исследования 33 проб свалочных масс с полигонов ТКО и 160 проб с несанкционированных свалок ТКО, определен класс опасности для окружающей природной среды. По результатам обследования составлены акты инвентаризации объектов ТКО с приложением подтверждающих документов, подготовлены 150 протоколов биотестирования отходов (свалочных масс) и 150 протоколов морфологического состава отходов (на полигонах ТКО), составлен проект реестра обследованных объектов ТКО, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополь.
По результатам проведенных работ можно условно выделить три способа ликвидации ПЭУ ТКО:
1. Вывоз свалочных масс на действующий объект размещения/обезвреживания отходов и рекультивация территории.
2. Реконструкция с закрытием объекта в месте его расположения.
3. Реконструкция существующего объекта с созданием современного объекта размещения ТКО и одновременным увеличением его емкости.
Для дальнейшей реализации мероприятия определен перечень полигонов ТКО на территории Республики Крым, предусматривающей их реконструкцию с созданием современных объектов размещения ТКО и увеличением емкости: полигон ТКО «Евпатория», полигон ТКО «Багерово», полигон ТКО «Ленино», полигон ТКО «Советское».
Пунктом 18 Комплекса предусмотрены работы по восстановлению тела полигона, включающего в себя разработку грунта с последующей планировкой, уборка последствий селевого потока, восстановление полок после оползневых процессов, устройство водоотводящей канавы с ограждающего вала, планировка инертного материала по террасам. На сегодняшний день выполнены работы по восстановлению тела полигона и устранению последствий селевого потока и оползневых процессов.
Пунктом 19 Комплекса предусмотрены работы по выявлению на территории Республики Крым и г. Севастополя ртутьсодержащих отходов, а именно: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, иные отходы содержащие ртуть, а так же загрязненные ртутью почвы и грунты, определение временных площадок для производства работ исключающие вторичное загрязнения территорий (участков), извлечение ртутьсодержащих отходов и их комплектация в упаковочные емкости, обеспечивающие полную сохранность ртутьсодержащих отходов при их транспортировании до места обезвреживания, проведение инструментального обследования площадки на предмет загрязнения воздуха парами ртути на уровне органов дыхания и поверхности (при обнаружении содержание паров превышающих ПДК жилой зоны, осуществляется демеркуризация площадки), осуществление контроля результатов демеркуризации площадки (в случае необходимости), отправка собранной металлической ртути и ртутной ступы, полученной в результате обезвреживания ртутьсодержащих отходов, на утилизацию. По завершению всех работ проводится подготовка проектов публикаций в средствах массовой информации о проведенных работах по обеспечению экологической безопасности региона.
На сегодняшний день на территории Республики Крым и г. Севастополь обезврежено более 700 м3 грунтов, загрязненных ртутью, на участках общей площадью около 0,06 га и более 20 000 шт. ртутьсодержащих ламп, представленных следующими типами:
● лампы типа ЛБ 20, 40, 80;
● лампы типа ЛБ 100 и лампы солярия;
● лампы типа ДРЛ, ДНАТ;
● лампы компактные, энергосберегающие.
С территории Республики Крым и г. Севастополя принято, вывезено и направлено в специализированное предприятие по утилизации 2 кг металлической ртути и 1 кг йодистой ртути ЧДА. Организованы пункты для сбора ртутьсодержащих отходов в городах Алушта, Джанкой, Керчь, Симферополь, Феодосия, Севастополь и в г. Ялте.
Пунктом 20 Комплекса предусмотрено:
1. Проведение инвентаризации объектов прошлого экологического ущерба, за исключением объектов размещения ТКО, включающей в себя:
● проведение обзорного (рекогносцировочного) обследования территории на предмет выявления объектов исследования с использованием воздушного транспорта (вертолета), беспилотного летающего аппарата на суше и водного транспорта (судов), а также специализированной техники для выявления и обследования подводных свалок;
● проведение натурного обследования объектов прошлого экологического ущерба с элементами инженерно-экологических изысканий (визуальная оценка объекта с описанием его состояния, фото (видео) документирование объекта, установление границ объекта на местности с использованием системы глобального позиционирования, установление объема накопленных отходов, подготовка материалов (форм) инвентаризации, с приложением обосновывающих документов, установление наличия на объекте специфических загрязнителей (скотомогильников, биотермических ям, мест размещения пестицидов и других особо опасных химических веществ, отходов обезвреживания химического оружия и т.д.), отбор проб накопленных веществ/отходов, расположенных на объектах;
● определение класса опасности отобранных проб накопленных веществ/отходов аналитическими методами аккредитованной в установленном порядке лабораторией;
● подготовка паспортов отходов I-IV классов опасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712;
● сбор, анализ и обобщение информации об объектах прошлого экологического ущерба на территории Республики Крым и г. Севастополь с целью установления качественных и количественных параметров загрязнения, прав собственности на объект прошлого экологического ущерба, оценки и анализа влияния прошлого экологического ущерба на окружающую среду;
● разработка картографической подосновы расположения объектов прошлого экологического ущерба в масштабе 1:50000 на территории Республики Крым и г. Севастополь. При проведении работ Подрядчик должен получить разрешение на съемку и оформить установленным порядком допуск на режимные и особо охраняемые территории.
2. Создание реестра объектов прошлого экологического ущерба.
В рамках учета объектов прошлого экологического ущерба в реестре объектов прошлого экологического ущерба проводится ранжирование объектов прошлого экологического ущерба с учетом следующих критериев:
1) численность населения, подверженного негативному воздействию объекта накопленного экологического ущерба (критерий характеризует количество жителей, подверженных негативному воздействию объекта прошлого экологического ущерба в черте населенных пунктов, на которых расположены такие объекты);
2) объем и состав накопленных загрязнений;
3) масштаб негативного воздействия (критерий учитывает площадь территории, подверженной негативному воздействию);
4) наличие специфических экологических рисков (критерий учитывает риски, связанные с загрязнением водных объектов, являющихся источниками водозабора, риски возникновения чрезвычайных ситуаций и др.);
5) наличие на данной или сопредельных территориях особо охраняемых природных территорий.
6) наличие международных обязательств по устранению/ограничению негативного воздействия.
3. Разработка программы по ликвидации объектов прошлого экологического ущерба, которая должна содержать следующие целевые индикаторы:
1) численность населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба, экологические условия проживания которого улучшены (тыс. человек);
2) доля населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба, экологические условия проживания которого улучшены, к базовому уровню численности населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба (процентов);
3) площадь рекультивированных и экологически реабилитированных земель, вовлеченных в хозяйственный оборот (тыс. га);
4) доля площади рекультивированных и экологически реабилитированных земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба (процентов);
5) количество ликвидированных объектов прошлого экологического ущерба;
6) сокращение объема отходов и иных загрязнений на объектах накопленного экологического ущерба (тыс. тонн);
7) доля ликвидированных отходов и иных загрязнений на объектах накопленного экологического ущерба в общем объеме накопленных отходов (процентов).
В ходе проведения инвентаризации объектов накопленного
экологического ущерба на территории Республики Крым и г. Севастополь были
выявлены и обследованы 27 объектов ПЭУ, в том числе 22 объекта относятся к
зарегистрированным (имеющим информацию о происхождении) и 5 объектов
относятся к вновь обнаруженным, ранее не известным.
Объекты ПЭУ, выявленные на территории республики Крым и г. Севастополь можно классифицировать следующим образом:
1) 22 объекта - склады пестицидов и ядохимикатов (в т.ч. бывшие), растворные узлы приготовления рабочих растворов. В большинстве случаев склады представляют собой полуразрушенные здания общей площадью более 6 га.
2) 2 объекта – шламонакопители бывших химических заводов, в которых размещены шламы и остатки производства перманганата калия. Занимаемая территория которых составляет порядка 10 га.
3) 3 объекта - техногенно загрязненные территории, представляющие собой разрушенные здания и сооружения металлургического и железорудного комбинатов общей площадью 270 га, заброшенные нефтяные скважины площадью порядка 0,5 га.
Составлены паспорта данных объектов ПЭУ. Проведены подводные обследования, в результате которых выявлено 21 затопленное судно, отобрано более 560 проб с наземных и подводных объектов ПЭУ и донных отложений, пробы проанализированы на содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, пестицидов химико-аналитическими методами и методом биотестирования, полученные результаты по инвентаризации объектов ПЭУ включены в реестр и будут использованы при разработке программы по ликвидации объектов прошлого экологического ущерба.
К концу I квартала 2016 года планируется завершить работы по рекультивации полигона твердых бытовых отходов в пос. Гаспра Ялтинского района (Республика Крым) и по демеркуризации ртутьсодержащих отходов в Республике Крым и г. Севастополь.
Опыт, полученный нами при их подготовке и реализации мероприятий, направленных на ликвидацию ПЭУ на территории республики Крым и г. Севастополь, осуществления мониторинга работ, при подготовке информационно-аналитических справок и отчетных документов, проведения экспертизы работ и их отдельных этапов, научно-методическому сопровождению мероприятий позволил выделить основные этапы их реализации: выявление объекта и его отнесение к ПЭУ, проведение проектно-изыскательских мероприятий, оформление заявки на финансирование мероприятия, выбор исполнителя с учетом требований к проведению работ, выполнение работ на объекте и подготовка заключительного отчета по результатам реализации мероприятий. По итогам реализации мероприятий на территории Республики Крым и г. Севастополь можно сделать вывод, что объекты ПЭУ на указанных территориях представлены в основном свалками ТКО (санкционированными и несанкционированными), складами пестицидов и ядохимикатов, шламонакопителями бывших промышленных производств и техногенно загрязненными территориями, образованными в результате хозяйственной и промышленной деятельности.
Основными причинами образования ПЭУ на территории полуострова является:
● отсутствие системы обращения с отходами производства и потребления и территориальных схем управления потоками отходов;
● не достаточное количество объектов по захоронению отходов, соответствующих экологическим требованиям, а также объектов по обезвреживанию и переработке отходов;
● отсутствие системы сбора и обезвреживания опасных отходов (ртутьсодержащие отходы, гальванические шламы, ядохимикаты и пестициды, отработанные нефтепродукты и др.).
По итогам реализации упомянутых в настоящей статье мероприятий на территории Республики Крым и г. Севастополь, будут подготовлены рекомендации, определяющие методические и методические подходы подготовки и реализации мероприятий по ликвидации ПЭУ с учетом характера существующих загрязнений, климатических условий, применения современных и эффективных технологий, не приводящих к образованию вторичных загрязнений, разработаны программы ликвидации ПЭУ и несанкционированных свалок на территории республики Крым с учетом его специфических условий.
Литература
1. ГОСТ Р 54002–2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения. Утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 ноября 2010 г. № 594-ст.
2. Поручение Президента Российской Федерации № ПР-1742ГС от 20.06.2011 г.
3. Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
4. Поручение Президента Российской Федерации от 23.03.2014 г. № Пр-562.
5. Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности».
О.А. Тагилова,
к.т.н., заместитель директора ФГБУ «ВНИИ Экология»,
И.В. Кашунцова,
ведущий научный сотрудник,
А.Г. кызы Герко,
ведущий инженер-эколог,
Научно-методический центр «Отходы», ФГБУ «ВНИИ Экология», г. Санкт-Петербург.