Font Size

Cpanel

Российский нефтегазовый сервис в конкурентной среде

davidovИзвестно, что конкурентоспособность нефтяных и газодобывающих компаний во многом зависит от их сервиса. В России эта зависимость проявилась особенно с принятием многосторонних санкций США и стран ЕС. Стало очевидным, что в конкурентных отношениях оказались, по сути, не столько добывающие российские и зарубежные компании, сколько сервисные предприятия, которые их обслуживают. Уход части иностранного сервиса с рынка России показал существенное технологическое отставание нашего нефтегазового сервиса и, в свою очередь, в определенной степени ослабил конкурентоспособность обслуживаемых ими добывающих компаний. Наиболее уязвимыми в плане сервисного обслуживания оказались месторождения со сложными условиями разработки: континентального шельфа, с глубокими горизонтами Восточной Сибири, с необходимостью применения горизонтального бурения, гидроразрыва пласта, зарезки боковых столов и другие, требующие выполнения квалифицированных сервисных работ.

Предпринимаемые меры государства и самих компаний по импортозамещению, активизации сотрудничества с нейтральными (в этом отношении) странами, перенос сроков реализации наиболее капиталоемких проектов требуют значительного времени и немалых затрат, что сейчас трудно определить (по данным Минэнерго России, только для нефтедобычи необходимо замещение по 45-65 позициям сервиса).

Российские металлурги, чья отрасль из-за существенного снижения цен на железную руду попала в затруднительное положение, словами президента Объединенной металлургической компании В. Маркина, считают, что цена 100-процентного импортозамещениия в отрасли составляет 12 лет и 360 млрд. руб.1 Вряд ли «дешевле» обойдется импортозамещение в нефтяной или газовой отрасли. Оптимистично высказался об импортозамещении глава Газпрома А. Миллер, считающий, что компания может довести его, в частности по трубам большого диаметра, до 100%. К месту будет сказано, что российские металлурги уже начали импортозамещение при строительстве одного из крупнейших газотранспортных проектов страны - газопровода Сила Сибири, поставляя 12-метровые трубы диаметром 1420 мм с толщиной стенки 21,7мм с внутренним и внешним полиэтиленовым покрытием. Известно, что в Creon Energy и Минпромторге России считают, что многие виды оборудования российским производством заменить в обозримом будущем не удастся2. Замена западного оборудования китайским аналогичного назначения менее эффективна.

Получающее масштабное развитие в России импортозамещение является стержневой основой локализации производства, которая означает размещение на территории выпуска продукции первоначального происхождения. В соответствии с поручением Правительства РФ, данным Минпромторгу, Минэнерго и Минэкономразвития России в апреле 2012 г., разработана «Стратегия локализации производства оборудования и развития нефтегазосервисного сектора для шельфовых месторождений и участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти на период до 2010 года», включая строительство буровых платформ и производство необходимого оборудования.

Президент страны В.В. Путин сравнил разработку континентального шельфа с формированием в стране высокотехнологичной отрасли высокого класса и масштаба. Очевидно, что такой отраслью (может быть подотраслью?) явится нефтегазовый сервис, обслуживающий две крупных отрасли – нефтяную и газовую.

Согласно Стратегии локализации производства Роснефть и Газпром, являющиеся крупными национальными компаниями, осваивающими морские месторождения углеводородов, должны использовать отечественное оборудование. Роснефть уже запланировала достичь к 2020 г. 70% локализации выпуска оборудования для реализации шельфовых проектов.

В государственной Стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной Минприроды России по поручению Правительства РФ, особое внимание уделено обеспечению охраны окружающей среды. Жесткие экологические требования к начинающейся крупномасштабной разработке месторождений углеводородов в открытом море и использование эффективных природоохранных технологий помогут избежать негативное влияние на всю экосистему, предотвращая физическое воздействие на данные структуры и отложения в связи с бурением, монтажом буровых и промысловых объектов, загрязнение буровым раствором, кислотами и другими химикатами, умерщвляя все живое.

Практически все нефтегазодобывающие компании реализуют и свои природоохранные проекты при разработке морских месторождений. Эти проекты, как правило, получили согласования, заключения и разрешения федеральных и территориальных органов Минприроды РФ и заключения Государственной экологической экспертизы на проведение работ по строительству поисковых скважин. Буровые работы должны осуществляться по принципу «нулевого сброса», согласно которому все производственные и бытовые отходы собираются в специальные контейнеры и вывозятся на берег для последующей утилизации.

I. Основные черты стран-лидеров нефтегазового сервиса. Развитие в крупных масштабах нефтяной и газовой отраслей углеводородных стран многие годы шло параллельно с созданием и становлением специализированных предприятий, компаний, подотраслей машино- и приборостроения для сервисного обслуживания добычи нефти и газа, при котором, применяется ряд функционально одинаковых орудий труда и приборов.

Мировыми лидерами в развитии техники и технологий нефтегазового сервиса являются США, Россия и Китай. Эти страны разрабатывают и производят наиболее полный спектр необходимого нефтегазового оборудования, аппаратуры, технологий, приборов. Они и располагают необходимыми производственными возможностями для выполнения соответствующих работ, начиная с поиска и разведки месторождений до максимально возможного извлечения содержащихся в них запасов углеводородов. Главными факторами, обусловившими лидерство этих стран, являются:

● сформированная материально-техническая база для создания в современных масштабах инновационных технических средств, востребованных в различных отраслях экономики, в т.ч. в нефтегазовом комплексе;

● возможность использования новейших достижений научно-исследовательских организаций, в т.ч. военно-промышленного комплекса, особенно в части точности измерений, регулирования технологических процессов, расчетов показателей при испытаниях новых и усовершенствованных образцов оборудования, приборов и т.д.;

● развитая система и относительно высокий уровень подготовки инженерно-технических и рабочих кадров для реализации создаваемого задела научных и проектных организаций;

● высокий уровень фундаментальной и прикладной науки, предопределяющий конкурентоспособность предлагаемых мировому рынку сервисных технических средств и услуг;

● наличие многолетнего опыта (особенно в США и России) по изготовлению специализированных видов оборудования, приборов и механизмов.

Современное сервисное обслуживание нефтегазового комплекса стран можно охарактеризовать следующими признаками, определяющими его конкурентоспособность:

● изготовление продукции на уровне мировых стандартов;

● высокая наукоемкость конечных услуг, продукции и работ, требующая значительных удельных затрат на стадии проектирования и конструирования технических средств;

● уникальность многих изделий и услуг сервиса, обеспечивающих их востребованность на региональных и мировых рынках;

● наличие постоянного риска возврата вложенных средств при неопределенности получения экономического, социального и/или экологического эффекта.

Подготовка новых видов оборудования, отдельных механизмов, приборов, что является основной продукцией сервисных предприятий (компаний), во многом (если не в основном) предопределяет уровни технико-экономических показателей предприятий нефтегазового комплекса (НГК) и, прежде всего, удельных затрат как базы для расчетных цен. Переход к разработке месторождений с особо сложными геологическими условиями залегания углеводородов, что часто имеет место в настоящее время, подталкивает к поиску и принятию новых решений при проектировании и конструировании технических средств, ускоряет развитие НИОКР, внедрение научных достижений.

Таким образом, сервисные предприятия создают на основе реализации научно-исследовательского задела элементы новой материально-технической базы развития нефтяной и газовой отраслей и будущих цен нефти и далее - цен газа, способствуют успехам в конкурентной среде. На цену нефти издержки сервиса влияют непосредственно, начиная с оценки запасов, которая по регионам и компаниям может отличаться в десятки, а то и в сотни раз, если учесть морские месторождения.

Затраты на нефтегазосервисные услуги, оказываемые на стадии геологопоисковых и геологоразведочных работ, и условия месторождений предопределяют оценку запасов. Так, ее величина по ExxonMobil в расчете на баррель составляет 15 долларов, в то время как по Роснефти – 1,3 доллара3. Видимо, в немалой степени это явилось основанием недавно сказать ее президенту И. Сечину, что компания имеет самую низкую в мире себестоимость добычи нефти.

Значительно разнятся по территориям и компаниям другие затраты нефтесервиса. Бурение одной скважины в России требует 1-2 млн. долларов. На эксплуатационное бурение в стране приходится наибольшая часть затрат нефтяного сервиса. Это почти вдвое больше затрат на капитальный ремонт скважин и почти втрое – затрат на использование насосов и геофизические исследования скважин. Несколько меньшую долю занимают расходы по гидроразрыву пласта и другим услугам нефтесервиса. Насколько известно, примерно такое соотношение составляющих стоимости нефтегазосервиса других стран, что является исходным элементом нефтяных цен.

II. Российский нефтегазовый сервис. Нефтяной и газовый сервис в советской России осуществлялся в основном предприятиями специализированных подотраслей соответственно нефтяного и газового машиностроения, организованное функционирование которых в период известных трансформаций в экономике страны прекратилось. Впрочем, подобных машиностроительных подотраслей в стране по сути не стало и для АПК, легкой, угольной промышленности и других отраслей. К сожалению, в десятки раз снизилось и научное обеспечение фундаментальной, отраслевой и вузовской науки, направленное на развитие НГК и его сервисное обслуживание.

Возникла необходимость создания нефтегазового сервиса и соответствующего рынка сервисных услуг и бизнеса в этой сфере, охватывающих бурение раз¬ведочных и эксплуатационных скважин, их текущий и капитальный ремонты, геофизические работы, сейсмические исследования, создание объектов инфраструктуры, применение методов повышения нефтеотдачи пластов, интенсификации добычных процессов, обслуживание и ремонт нефтедобывающих предприятий.

Современный российский рынок сервисных услуг, формирование которого еще не завершено, можно представить с участием трех групп предприятий, которыми являются:

● специализированные сервисные предприятия, компании по изготовлению буровых установок, выполнению различных ремонтных работ, приборному оснащению и др., выделившиеся из состава нефтегазодобывающих предприятий и обычно ориентирующиеся на обслуживание своих «материнских» компаний;

● сервисные компании, прежде всего геофизические, образовавшиеся на базе территориальных отраслевых организаций, например Башнефтегеофизика, Тверьгеофизика, Хантымансийскгеофизика, Сибнефтегеофизика и др.;

● международные сервисные компании типа Schlumberger, Halliburton и Waterford, которые обладают современными технологиями и предоставляют практически все виды сервисных услуг.

К отечественным сервисным предприятиям, обслуживающим российский НГК, относятся самостоятельные, автономно работающие предприятия, филиалы и «дочки» вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), а также в составе совместных предприятий и территориальных промышленных кластеров. Положительные и негативные их черты в зависимости от организационных форм показаны в таблице.4

Таблица 1. Положительные черты и основные недостатки отечественных сервисных предприятий различных организационных форм

№ п/п

Организационная форма

Положительные черты

Основные недостатки

1

Самостоятельное, автономно работающее предприятие

Независимость при принятии управленческих решений

Часты условия неопределенности, угрозы, риски

2

В составе «материнской» компании (филиал, «дочка», структурные подразделения)

Обеспечена определенная защищенность от многих негативных влияний

Работа преимущественно по выполнению «спущенного плана»

3

В составе совместного предприятия (СП)

Наличие принятой производственной программы на перспективу

Работа в рамках  заключенного контракта (договора)

4

Участник территориального кластера

Скоординированная работа для достижения общих конечных результатов

Ограничения для диверсификации производства

 

Сейчас в России преобладают первые две организационные формы. С возрастанием роли нефте- и газохимических кластеров, объединяющих научно-исследовательские организации и лаборатории, предприятия по добыче и переработке углеводородов, транспортные сети для перемещения сырья и продуктов и др., видное место в перспективе займет четвертая (в таблице) группа сервисных объектов.

III. Иностранный нефтегазовый сервис в России. Иностранный нефтегазовый сервис до введения санкций занимал около четверти рынка России, в т.ч. на упоминавшиеся транснациональные компании Schlumberger, Halliburton, Weatherford, приходилось почти 20%.

Значительная доля зарубежных компаний на отечественном нефтегазовосервисном рынке была вызвана рядом причин, главные из которых:

● освобождение в свое время ряда российских компаний от своих сервисных служб и более широкое использование иностранных организаций, которые к тому же оказывают практически полный перечень необходимых услуг в отличие от большинства (особенно средних, не говоря о мелких) российских с ограниченным набором этих услуг;

● в ряде случаев технологическое отставание в наборе предоставляемых квалифицированных услуг, особенно при освоении сложных месторождений;

● отсутствие ограничений для добывающих компаний при выборе ими сервисных предприятий (отечественных или зарубежных);

● практически отсутствие должной поддержки сервисных предприятий со стороны государства и обслуживаемых ими компаний, в т.ч. в виде заказов на разработку уникальных видов оборудования, приборов с неопределенностью получения от них эффекта.

Для применения в российском нефтегазовом сервисе полезный опыт имеется в ведущих странах, добывающих углеводороды и являющихся сейчас в мире лидерами в сервисном обслуживании. Характеризуя состояние нефтегазового сервиса США, активно осваивающего до принятых санкций российский рынок, стоит отметить, что данные вопросы относятся к компетенции Министерства энергетики этой страны. Акцент делается на национальные компании. В функции Министерства входит мониторинг складывающейся ситуации в области топливно-энергетического комплекса страны и мира. Власти США реализуют политику полного контроля американскими компаниями внутреннего рынка услуг нефтегазового сервиса. Министерство поддерживает малые сервисные компании, уделяет большое внимание финансированию инновационных проектов, обеспечи¬вающих мировое лидерство американским компаниям.

Нефтегазовый сервисный рынок США считается крупнейшим в мире. Национальные сервисные компании часто выступают в роли поглощающих на рынках других стран за счет как их современного качественного оборудования, так и довольно высокого финансового положения.

Нефтегазовый сервис в США осуществляется, в основном, своими компаниями, среди которых выделяются Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford. За более чем 70-летний период своего существования они выросли до крупнейших в мире транснациональных компаний с годовым оборотом в 15-20 млрд. долларов. Структура бизнеса американских компаний диверсифицирована, охватывает практически все виды современного сервиса. Освоение мирового рынка происходило в тесном альянсе с американскими нефтегазовыми корпорациями. Национализация данных предприятий по сравнению с аналогичными других стран-лидеров по добыче нефти и газа не ослабила их благодаря более высокому научно-техническому потенциалу. Мировое лидерство обеспечивается за счет значительных вложений в НИОКР (Schlumberger, например, на эти цели затрачивает более 350 млн. долл. в год, что больше на 100 млрд., чем во всех нефтегазовых компаниях России вместе с Газпромом), использования машиностроительных и приборостроительных мощностей, привлечения талантливых специалистов со всего мира, эффективного менеджмента и агрессивного маркетинга. По данным московского Центра международной торговли, в 2013 г. на США приходилось 16% импорта оборудования для нефтегазового сервиса России из стран, которые с весны 2014 г. стали вводить ограничения (общая доля этих государств составляла 68%).

Предприятия нефтегазового машиностроения и сервиса США играют существенную роль в решении проблем американского военно-промышленного комплекса. В концентрированном виде это лидерство находит свое воплощение в создании сервисной техники и технологии, прежде всего для освоения ресурсов нефти и газа на шельфе.

Государственная политика Китая – другого лидера сервисного обслуживания нефтяных и газовых компаний – по реформированию, защите интересов этого поднимающегося сервиса и повышению его конкурентоспособности во многом реализуется корпорацией China National Petroleum Corporation. При вступлении Китая в ВТО руководству страны предстояло решить две главные задачи:

● защитить свой сервисный рынок от поглощения иностранными компаниями;

● обеспечить достойное место китайским компаниям на мировом рынке услуг нефтегазового сервиса.

С этой целью был намечен семилетний срок действия ограничительных квот в доступе иностранным сервисным компаниям на китайский рынок. За этот период нефтегазовый комплекс был коренным образом реформирован. Мелкие разрозненные предприятия были укрупнены и включены в состав нефтегазовых корпораций и компаний Petro China, SINOPEK, China National Offshore Oil Corporation. В крупнейшей в стране корпорации China National Petroleum Corporation сосредоточено две группы сервисных компаний, одна из которых обеспечивает потребности внутреннего рынка, другая ориентирована на обслуживание мирового рынка. Для обеспечения конкурентоспособности сервиса государство и нефтегазовые компании вложили значительные средства и продолжают финансировать подготовку кадров, развитие НИОКР, приобретение лучших образцов западной и российской техники и технологий с последующим освоением производства аналогов на высокотехнологичных предприятиях, в том числе оборонного комплекса. Китайские нефтегазовые компании в тендерах на услуги всегда отдают предпочтение национальному сервису. Исключение составляют разовые работы иностранных компаний с новейшими технологиями, которыми Китай пока не владеет.

Таким образом, в Китае было обеспечено решение первой задачи. Это позволило ограничить долю иностранного сервиса на китайском рынке до 2-3%. Особо следует отметить успехи Китая в развитии техники и технологий для освоения шельфа. Начинания в освоении Китаем морской техники и технологий нефтегазового сервиса были реализованы американскими компаниями, а дальнейшее развитие стало обеспечиваться собственным научно-производственным комплексом CNOOC. К решению сложных проблем привлекается Академия китайского военно-морского флота.

Что касается второй задачи, то в настоящее время китайский сервис успешно конкурирует с американским на суше и море в более чем в 25 странах, в том числе в России. В Китае накоплен опыт по созданию непосредственно в США своих компаний по разработке, производству и последующей поставке на родину наиболее высокотехнологичных образцов аппаратуры и оборудования для нефтегазового сервиса. В России китайская сейсмическая компания Bureau of Geophysical Prospection (например) ведет сейсморазведку месторождений в Западной Сибири.

С продлением действия санкций США, ЕС и некоторых других стран участие китайской стороны на нефтегазовом сервисном рынке России, судя по всему, будет существенно расширяться и по территории страны, и по видам услуг. Это связано со значительным ростом уже в ближайшей перспективе намеченных деловых и торговых операций в нефтегазовой сфере между Россией и Китаем. В денежном выражении объем поставок сервисного оборудования из Китая в Россию приблизился к объемам, поступавшим из США и Германии.

IV. Отношение к нефтегазовому сервису в России. Надо признать, что российскому нефтегазовому сервису не уделялось должного внимания со стороны как руководящих инстанций, так и науки. В энергетических стратегиях, разрабатываемых в основном раз в пятилетие с последующей пролонгацией еще на пять лет усовершенствованного, переработанного варианта. Одобренная Правительством РФ в сентябре 1992 г. «Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях» легла в основу первой Энергетической стратегии России (основные положения), обнародованной в 1994 г. Это была Государственная комплексная топливно-энергетическая программа Российской Федерации на период до 2010 г. Основные положения Энергопрограммы были одобрены функционирующей тогда Межведомственной комиссией и Коллегией Министерства топлива и энергетики РФ. Как видим, обошлось без участия правительства.

При сохранении определенной преемственности с энергетическими программами бывшего Советского Союза этот документ имеет коренные особенности, вызванные новой геополитической ситуацией, развитием рыночных отношений в экономике и новыми функциями федеральных и региональных органов власти в соответствии с Конституцией России, принятой в декабре 1993 г. При снижении на 37% валового внутреннего продукта в 1993 г. по сравнению с 1990 г. (год максимальных объемов добычи топлива) добыча нефти упала на 39%, газа – на 4%, угля – на 28%.

Положения Энергостратегии были сосредоточены на том, как, прежде всего, решить неотложные задачи по энергоснабжению населения и отраслей экономики, выхода из кризиса отраслей топливно-энергетического комплекса. Вместе с тем была высказана необходимость на базе создания существующих НИИ и КБ «научно-технических центров для разработки проблем, решаемых Федеральными программами по реализации Энергетической стратегии России». Предполагалось, что эти центры и центры, выполняющие преимущественно межотраслевые работы, должны финансироваться из средств внебюджетного фонда НИОКР при Минтопэнерго России. Существующие многочисленные узкоотраслевые научные организации предполагалось включать в акционерные компании с формированием своих планов и бюджетов на основе заказов и договоров, финансируемых в том числе из внебюджетных фондов.

Как видно из сказанного, положения намеченной в Энергостратегии научно-технической политики на период до 2010 г. непосредственно относятся к сервисным предприятиям, в том числе к нефте- и газосервису. Однако далеко не все и не так было сделано, как намечалось. Главные причины в отсутствии:

1) государственного регулирования «переходными» процессами, связанные со сменой собственника многочисленных НИИ, КБ, организаций НИОКР. Часть из них вошла в состав вертикально интегрированных компаний нефтяной отрасли и газодобывающих предприятий, часть оказалась за их бортом и попыталась выжить самостоятельно, а немало прекратило существование;

2) финансового обеспечения, в том числе из средств внебюджетного фонда НИОКР при Министерстве (как и отсутствие самого фонда), что не позволило сохранившимся автономно работающим сервисным предприятиям и организациям иметь нормальное техническое и кадровое обеспечение для оказания современных услуг добывающим компаниям.

К сожалению, эти недостатки в развитии нефтяного и газового сервиса сохранились фактически до сих пор, несмотря на обнадеживающие положения последующих энергетических стратегий, в том числе действующей, которая рассчитана на период до 2030 г., утвержденной Правительством в ноябре 2009 г. В них нет специального раздела ни по нефтяному, ни по газовому сервису, от состояния которых во многом зависит конкурентоспособность и благоприятные перспективы отраслей российского нефтегазового комплекса при ужесточающейся конкуренции на мировой арене.

В ЭС-2030 и генеральных схемах развития нефтяной и газовой отраслей по существу не ставился вопрос об импортозамещении иностранных видов оборудования, приборов, которые широко применяются нефтяными и газовыми компаниями при разведке и разработке месторождений, особенно со сложными условиями. Таким образом, закреплялась зависимость отечественных предприятий от зарубежных поставщиков нефтегазосервисного оборудования. Пробел в прогнозных документах в значительной мере восполняется подготовленной Стратегией локализации производства, о которой было сказано выше.

V. Меры по подъему отечественного нефтегазового сервиса. Создается впечатление, что до сих пор во властных структурах нет четкого представления по вопросам организации в стране сервисного обслуживания нефтяных и газовых компаний, в частности, создавать ли крупные сервисные предприятия, сколько их нужно в стране, если создавать, то в чьих руках они будут - государства или физических лиц (одного собственника или нескольких)? Эти вопросы, не говоря о финансовом обеспечении (особенно на начальном этапе) и взаимоотношениях с обслуживаемыми предприятиями и компаниями, давно ставшие актуальными для российского нефтегазового комплекса, требуют неотложного решения в числе мер противодействия западным санкциям.

На современной стадии развития российского нефте- и газового сервиса использование положительного опыта США и Китая поможет адаптироваться к условиям действия при объявленных санкциях. Однако, несмотря на них, сколько бы они не длились, для подъема сервисного обслуживания нефтяной и газовой отраслей России и повышения конкурентоспособности компаний необходимо осуществить в ближайшее время следующее.

1. Разработать и принять государственную программу развития российского нефтегазового сервиса на период до 2035 г. (период действия новой Энергетической стратегии России).

2. Определить государственный орган, ответственный за развитие нефтегазового сервиса в стране, подготовку нормативно-правовых актов, укрепление сотрудничества с зарубежными нефтегазосервисными и добывающими предприятиями и компаниями, координацию деятельности научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, за гармонизацию российских и международных стандартов в нефтегазовом сервисе, подготовку рекомендаций по оплате труда работников сервиса с учетом доходов обслуживаемых предприятий.

3. Законодательно закрепить первоочередной выбор отечественных сервисных предприятий при тендерах российских нефтегазовых компаний, практику работы предприятий сервисного обслуживания нефтегазового комплекса по долгосрочным контрактам (договорам), сокращение сроков оплаты за выполненные работы и услуги.

4. Предусмотреть оказание государственной финансово-кредитной поддержки сервисных предприятий при проведении геологоразведочного бурения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не уступающих мировым образцам.

Текстовые сноски на индексы в статье

Газета «Коммерсант» от 11 ноября 2014г., с.20.

2 Газета «Коммерсант» от 21 октября 2014г., с.10.

3 Газета «Коммерсант» от 9 декабря 2014г., с.1.

4Б.А.Давыдов, А.А.Кошелева. Состояние сервисного обслуживания российского нефтегазового комплекса. М., Вестник Российского нового университета, 2014, вып. 2, с.37

Давыдов Б.А.,
д.э.н., профессор,
заместитель председателя,
Межотраслевая группа экспертов (МГЭ).