Font Size

Cpanel

Берегоукрепление Сахалина или надежен ли берег острова

zabaraУкрепление берегов является важнейшим фактором противодействия естественным природным явлениям. Главной задачей при этом является защита берегов, прибрежных полос от размыва течением или дождевыми потоками, а также от волновых и ледовых воздействий. Обеспечить выполнение такой задачи возможно посредством возведения берегоукрепительных сооружений, представляющих собой комплекс строительных мероприятий, определяемых генеральным планом и технологической частью проекта. На Дальнем Востоке России одними из наиболее изученных являются берега Сахалина. Это объясняется как уникальными природными особенностями острова, так и активным хозяйственным освоением побережья.

Автор статьи акцентирует внимание на принятии целого ряда мер, которые смогут предотвратить нанесение ущерба экономике и экологии Сахалина из-за недостаточного внимания к проблемам берегопользования.

Контактная область суши и океана, в пределах которой происходит взаимодействие всех сфер географической оболочки – литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы, получила название береговой зоны моря. Исследования береговой зоны за последние полвека развивались по геоморфологическому, гидродинамическому, литодинамическому направлению. В 60–70–е годы прошлого столетия обособились новые подходы к изучению береговых процессов – ландшафтных, палеогеографический, инженерно-географический. Широко применялись аналитические методы, топографическая съёмка и бурение, дешифрирование аэро – и космических снимков. За последние полвека изучение береговой зоны превратилось в самостоятельную отрасль науки на стыке географии и геологии, экономики и экологии – береговедение. Это комплексная географическая наука, исследующая также геополитические и правовые аспекты береговых проблем, влияние хозяйственной деятельности человека на морфологию и динамику морских берегов.

Несмотря на равнинный характер рельефа северной части острова, его климатические параметры не способствовали плотному заселению территории, а в результате и хозяйственному освоению. Зато более расчленённый гористый юг заселялся, распахивался и застраивался практически на всех пригодных равнинных участках, которых здесь немного.

Другой особенностью освоения острова стоит отметить его изолированное положение от материка. Отсутствие мостового перехода или тоннеля тормозили развитие территории, единственным вариантом связи с большой землёй долгое время оставался морской транспорт. Плотной застройке жилыми и промышленными объектами подвергаются морские террасы нескольких уровней и речные долины. Кроме того, строительство дорог, линий связи и ЛЭП удобнее всего вести вдоль берега на низких морских террасах. Это предопределило более интенсивное заселение морского побережья в первую очередь.

Открытие месторождений нефти и газа на шельфе на севере Сахалина способствовало увеличению степени антропогенного воздействия в береговой зоне. И всё это происходит, несмотря на практически полное отсутствие удобных для строительства портовых сооружений бухт. В настоящее время даже невозможно определить размеры прямого и косвенного ущерба, нанесенного экономике и экологии Сахалина из-за отсутствия необходимого внимания к проблемам берегопользования. Длина береговой линии Сахалина 2510 км, из которых 1438 км подвержены процессам размывания. Береговая защита состоит из 102 км шпунтовых и ряжевых стенок, сооружений откосного типа, бетонно-каменной наброски и еще 25 км причалов, шпор и угольных галерей. Причем немалая часть этих сооружений, как говорят, «вековой давности», либо построена еще в советское время и теперь разрушается (Рис. 1). За последние 50 лет в результате размыва берегов только на севере и юго-востоке Сахалина «потеряно» более 15 кв. км побережья (Рис. 2).

imgz1 30042015

Рис. 1. Деревянные волнорезы «вековой давности»

imgz2 30042015

Рис. 2. Результаты размыва берегов о. Сахалин

На побережье Сахалина техногенное воздействие носит преимущественно локальный характер, однако зона его влияния постепенно расширяется. Восточные берега Сахалина пока относительно мало подверглись воздействию человека. В среднем коэффициент техногенной нагрузки (отношение протяженности инженерных сооружений к общей длине рассматриваемого побережья.) здесь не превышает 0,001, но в заливе Анива он возрастает до 0,03, а в заливе Мордвинова - до 0,05. Наибольшим изменениям подвергся участок побережья на юго-западе (от м. Крильон до перешейка Поясок) – здесь коэффициент достигает почти 0,07 (без учёта волноотбойных стенок, защищающих участки автомобильной и железной дороги между населёнными пунктами).

Если учесть другие формы техногенного воздействия на береговую зону (карьеры, свалки грунта, взрывчатых веществ, каналы, подводные кабели и др.), то представления о масштабах преобразования берегов существенно расширяются.

Косвенное воздействие от гидротехнических сооружений даже локального уровня может привести к значительным перестройкам окружающей местности. В качестве примера непродуманной деятельности человека Е.И. Арчиков [1] приводит описание одного из районов острова Сахалин, который в связи с разработкой природных ресурсов подвержен значительному техногенному воздействию. Высокая динамичность этого берегового участка определяет сложность решения инженерных задач, связанных с реконструкцией существующего портпункта, строительством дополнительных причальных стенок в глубине лагуны и прокладкой подводных переходов трубопроводов.

Портпункт возник в середине 50-х годов с возведением шпунтовой причальной стенки. Выбор места был крайне неудачен, так как причал построен в узости пролива с наибольшими скоростями течений. Для увеличения глубин на проливном подводном баре были проведены дноуглубительные работы. Все это резко ускорило ход природных процессов. Искусственный канал создал препятствие для движения наносов в северном направлении, которые ранее огибали пролив в районе подводного бара. Стал нарастать южный берег пролива и катастрофически размываться северный. По данным инструментальных съемок за 20 лет берег отступал на 150-300 м, из них половина приходится на 1961-1966 гг. Причальная стенка, выступающая в пролив, вызвала огибание отливного течения к востоку, что привело к размыву дистального конца южной косы. Вследствие этого причал стал открыт ветровому волнению и зыби Охотского моря. По обе стороны причала берег был размыт и образовались две небольшие бухточки, вдающиеся в сушу на 50-80 м. Началась деформация причальной стенки. К настоящему времени за счет заполнения канала и возвращения пролива к естественному состоянию скорость размыва уменьшилась. Приведенный пример является весьма показательным, когда влияние человека, накладываясь на естественный ход развития природных процессов, ускоряет абразию.

Отдельно стоит выделить гидротехническое строительство в лагунах. В условиях слабого волнения здесь не требуется дополнительная берегозащита. Одинокие пирсы также не сильно меняют конфигурацию береговой линии. Гораздо большую опасность несёт сам факт хозяйственной деятельности в акватории: строительство, разработка месторождений полезных ископаемых, добыча строительных материалов, рыболовство, марикультура, создание зон отдыха.

Памятниками природы в разное время объявлены лагуны: Буссе, Тунайча, Изменчивое, Луньский. Первые две из них в силу своей доступности используются наиболее плотно. Это излюбленные места отдыха островитян. Биоценозы здесь исключительно разнообразны. Но вмешательство человека в естественный ход событий здесь часто приводит к печальным последствиям.

В лагуне Буссе в 20-60-е годы прошлого века значительно подорвали запасы водоросли анфельции. Сегодня её ареал медленно восстанавливается. Кроме того, здесь теперь занимаются искусственным воспроизведением трепанга и приморского гребешка. Работает рыборазводный завод в Мальково на Тунайче.

Сложные ледовые условия на северо-восточном побережье сподвигли к строительству на пересыпи лагуны Чайво крупной буровой установки «Ястреб» для наклонного бурения (Рис. 3). В районе строительства поверхность косы была выровнена, растительный покров уничтожен. Это привело к развитию эоловых процессов. Кроме того, по проведённым ранее наблюдениям этот участок побережья выделен как размываемый. Здесь в тело косы «врезали» ковш, сыгравший роль буны. В результате пришлось спешно прибегнуть к берегозащитным мероприятиям. Однако стоит отметить, что такой вариант добычи нефтегазовых ресурсов дешевле и безопаснее, чем со стационарных морских ледостойких платформ.

imgz3 30042015

Рис. 3. Буровая установка «Ястреб» для наклонного бурения, возведенная на пересыпи лагуны Чайво

Многие лагуны представляют собой удобные, закрытые от воздействия штормов акватории, и при необходимости могут послужить развитию транспортных коммуникаций вдоль побережья, стать местом для строительства портов-убежищ, организации баз для перевалки грузов и т.п. Это особенно важно в районах ведения нефтепромысла. Но уже сегодня отмечается рост загрязнения их акваторий нефтепродуктами, сточными водами и промышленными отходами. Есть опасность, что в дальнейшем без разработки и реализации стратегии берегопользования на острове ситуация может лишь усугубиться.

Стратегия по уменьшению уязвимости побережья к ожидаемым изменениям будет зависеть от прогноза возможного экономического и экологического ущерба в прибрежных районах области и возможности реализации определенной системы превентивных мер по его уменьшению.

В основе концепции системы планирования и мониторинга хозяйственной и иной деятельности использующей ресурсы побережья о. Сахалин должен лежать анализ как трендовых так и высокочастотных эволюционных составляющих, позволяющий учитывать изменения воздействий на окружающую среду в течение всего срока воздействия, а также обеспечить соответствие расчетных параметров проектов всему сроку их эксплуатации.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что усиление интенсивности и активности размыва берегов Сахалина объективная реальность. Без сомнения принятие мер, требующихся серьезных экономических затрат, предъявляет и соответствующие требования к прогнозу развития ситуации на берегах региона, который должен быть более определенным.

Литература

1. Арчиков Е.И. Проблемы теоретической и прикладной геоморфологии берегов дальневосточных морей. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1986.– 124 с.

2. Атлас береговой зоны Сахалина / Науч. ред. П.Ф. Бровко. – Владивосток, 2002. – 56 с.

3. Бровко П.Ф. Лагуны Японского и Охотского морей: типы, эволюция, освоение // Проблемы управления и устойчивого развития прибрежной зоны моря: Материалы конференции. – Краснодар, 2007. – С. 12-15

4. Бровко П.Ф., Микишин Ю.А. Современные тенденции развития берегов северо-восточного Сахалина // Гидрометеорологические и экологические условия дальневосточных морей: оценка воздействия на морскую среду: Тематический вып ДВНИГМИ №2. – Владивосток: Дальнаука, 1999. – С. 193-203

5. Геоэкология шельфа и берегов морей России / Под ред. Действительного члена РАЕН, профессора Н.А. Айбулатова. — М.: Ноосфера, 2001. —428 с.

6. Хлебников П.А. Освоение нефтегазовых месторождений шельфа Сахалина с береговой зоны // Охрана природы, мониторинг и обустройство сахалинского шельфа. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. –С. 119-122.

А.И. Забара,
специалист, отдел Э и ПБ и ПОС,
ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»,
член Русского географического общества