Font Size

Cpanel

Решение проблем обеспечения экологической безопасности в нефтяной отрасли страны станет значительным вкладом в снижение общей деградации экосистем

Kucenko

В соответствии с информацией, публикуемой в ежегодных государственных докладах «О состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации», объекты нефтяной промышленности продолжают оставаться одним из основных ее загрязнителей. При этом ущерб, наносимый природной среде, живым организмам и здоровью населения, по экспертным оценкам, приближается к объемам прибыли, получаемой от реализации нефти и продуктов ее переработки. Как показали многие выступления участников прошедшего в Москве 2-4 декабря IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, на фоне продолжающейся общей деградации экосистем особую озабоченность общественности вызывают проблемы обеспечения экологической безопасности в нефтяной отрасли российской экономики.

О сложившейся чрезвычайной ситуации в нефтяной отрасли страны, в сфере обеспечения экологической безопасности, рассказал в своем письменном обращении к Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке и, в соответствии с российским законодательством, попросил соответствующего разбирательства член Высшего экологического совета Государственной Думы РФ, действительный член Академии геополитических проблем, доктор технических наук Виктор Владимирович КУЦЕНКО, приславший текст обращения в редакцию ЭВР для открытой публикации.

Общая ситуация

На территории Российской Федерации ежегодно добывается свыше 500 млн. тонн нефти, которая хранится, транспортируется, перерабатывается, являясь важнейшим источником наполнения федерального бюджета. Вместе с тем, все объекты по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов являются потенциальными источниками угроз экологической безопасности.

По данным Росприроднадзора и независимых экспертов на территории Российской Федерации ежегодно происходит более 2,5 тысяч аварийных разливов, при этом, по оценкам специалистов, в окружающую среду попадает свыше 15 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, а также образуется десятки миллионов тонн нефтеотходов.

Напомним, что в настоящее время в Российской Федерации эксплуатируется более 240 тыс. км. магистральных и около 350 тыс. км. внутрипромысловых трубопроводов, более 60 тыс. потенциально опасных объектов осуществляющих разведку, добычу, переработку, транспортировку, хранение нефти, нефтепродуктов, а также других, опасных для окружающей среды и здоровья населения, веществ. При этом значительное количество объектов было построено в 60-е годы, когда началось освоение районов Западной Сибири.

Износ основных фондов магистрального трубопроводного транспорта превышает 70%, а складов, эксплуатируемых скважин, внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов более 60%, также особое опасение вызывает около 300 тысяч бесхозных скважин и более 50 тысяч объектов хранения, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Аварийно-спасательные мероприятия как инструмент обеспечения экобезопасности

Отдельную проблему для северных регионов России, на территории которых расположено более 60% потенциально опасных объектов осуществляющих разведку, добычу, переработку, транспортировку, хранение нефти нефтепродуктов, представляет деградация вечной мерзлоты.

Усиливается глубина протаивания вечно мерзлых грунтов, что приводит к изменению их прочности и в конечном итоге к деформации и нарушению устойчивости объектов ТЭК, несущих опасность разливов нефти и нефтепродуктов.

Только на нефтяных месторождениях Западной Сибири происходит в среднем до 3500 аварий, причиной которых вследствие протаивания вечной мерзлоты является неравномерная просадка грунта, либо выдавливание опор и фундаментов. Об интенсивности подобных процессов говорит такой пример: вблизи Уренгоя в течение одного года был зафиксирован подъем секции трубопровода на 1,5 метра.

В условиях увеличения интенсивности разведки месторождений и добычи нефти, увеличения объемов транспортировки и переработки нефти и нефтепродуктов, усилением аномальных природных явлений, в том числе с учетом сложившейся гидрологической обстановки в Дальневосточном регионе, в Российской Федерации повышается риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти, приводящих к значительному ущербу окружающей среде и объектам жизнеобеспечения населения. Хотелось бы также обратить особое внимание на огромное количество скопившихся нефтесодержащих отходов (более 18 млрд. кубических метров), которые представляют собой непосредственную угрозу окружающей среде.

В соответствии с требованиями российского законодательства, важнейшим условием обеспечения экологической безопасности в нефтяной промышленности является создание и поддержание в постоянной готовности к действиям по ликвидации последствий ЧС профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ). В настоящее время для реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов на территории России ведомственными комиссиями аттестовано более 400 профессиональных и 300 нештатных аварийно-спасательных формирований.

Исходя из требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ и с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, являющиеся потенциальными источниками разливов, обязана, в случаях предусмотренных законодательством, иметь собственные профессиональные, а также нештатные аварийно-спасательные формирования, укомплектованные обученным личным составом, техникой и специальным оборудованием, достаточными для локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, либо привлекать профессиональные аварийно-спасательные формирования на договорной основе. Однако, как показывают результаты проверок МЧС России и Росприроднадзора, эти требования постоянно нарушаются, что, в конечном итоге, приводит к увеличению экологических рисков и угроз экологической безопасности регионов, на территориях которых размещены объекты по добыче, хранению, транспортировке и переработки нефти.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и постановления Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» были разработаны, согласованы с федеральными органами исполнительной власти и утверждены протоколом МАК от 09.06.2010 г. «Методические рекомендации по проведению проверки готовности аварийно-спасательных служб (формирований) к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов» (далее – Методические рекомендации).

ФГБУ ВНИИ ГОЧС совместно с РГУ нефти газа им. И.М. Губкина на основе Методических рекомендаций были разработаны «Нормы минимальной оснащенности аварийно-спасательных формирований силами и средствами для проведения работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», которые были разосланы в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в КЧС всех уровней и в комиссии, аттестующие аварийно-спасательные формирования.

Данные «Нормы…» позволяют объективно оценить степень обеспеченности аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе и финансовыми ресурсами, к проведению работ в зависимости от уровня нефтеразливов.

Однако подавляющее большинство аварийно-спасательных формирований не отвечает предъявляемым требованиям, о чем свидетельствуют недостатки, выявленные в ходе проверок МЧС России, основными из которых являются:

● общий низкий уровень технической и тактической подготовки руководящих сотрудников аварийно-спасательных формирований, отсутствие опыта организации работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, отсутствие возможности реагировать на ЧС;

● несоответствие оснащенности и наличия специалистов аварийно-спасательных формирований на момент проверки заявленным в паспорте аварийно-спасательного формирования и акте аттестации;

● работа ведомственных, объектовых и территориальных комиссий по аттестации аварийно-спасательных формирований и процесс выдачи аттестатов часто непрозрачна и в основном носит формальный характер;

● руководители нефтяных компаний и их дочерних подразделений, в погоне за экономией, заключают формальные договора, заведомо зная об отсутствии у АСФ необходимых сил и средств, требуемых для локализации и ликвидации даже минимальных разливов нефти и нефтепродуктов;

● при выборе АСФ и заключении договора ключевым фактором является не достаточность сил и средств для исполнения обязательств по договору, а исключительно минимальная ценовая составляющая, что лишний раз подчеркивает преступно-халатное отношение руководителей нефтяных, перерабатывающих, транспортирующих, хранящих компаний к выполнению требований нормативных документов.

Заключаются договора с сомнительными профессиональные аварийно-спасательные формированиями, явно превышающими свои возможности по составу сил и средств, а так же по времени доставки оборудования к месту аварий, без предварительного проведения учений.

Результаты проведенного анализа показывают, что сложившаяся ситуация является следствием отсутствия единого подхода к оснащенности формирований, наличию в них недостаточного количества обученных специалистов, несоответствие сил и средств уровню разлива, а зачастую, их полное отсутствие, неработоспособность и неспособность поддержания аварийно-спасательной готовности.

Привлечение таких, с позволения сказать, формирований к проведению мероприятий по ликвидации последствий ЧС с разливами нефти, в конечном итоге, создаёт угрозы экологической безопасности загрязненных территорий и акваторий, негативно влияет на состояние экосистем и здоровье населения, а также приводит к значительному увеличению расходов бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий.

В то же время высококвалифицированные, оснащенные необходимыми комплектами технических средств для ликвидации последствий любых объемов нефтеразливов на суше и не водных акваториях ПАСФ, способные быстро наращивать силы и средства, имеющие большой опыт работ зачастую остаются невостребованные именно из-за ценовых параметров на свои услуги.

Нормативное и законодательное обеспечение

Нефтяные компании недостаточно внимания уделяют созданию, оснащению и подготовке собственных нештатных АСФ, привлечению к аварийным работам профессиональных АСФ, имеющих соответствующий опыт, технологическое оборудование и высококвалифицированных специалистов.

При этом вся ответственность за проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с действующим законодательством в полной мере возлагается на руководство опасного производственного объекта (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Приведем лишь небольшие выдержки из нормативных требований, которые, по сведениям МЧС России постоянно нарушаются нефтяными компаниями.

Так, в соответствии с подпунктом с) пункта 5, пунктом 6, подпунктом м) пункта 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 454, подпунктом р) пункта 5, пунктом 6, подпунктом л) пункта 7 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 992, статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отсутствие договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями либо отсутствии собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской грубым нарушением лицензионных требований и требований промышленной безопасности.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выводы

С учетом анализа существующего положения обеспечения экобезопасности в отрасли можно считать необходимым привести силы и средства аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и обратить особое внимание на соблюдение «Норм минимальной оснащенности аварийно-спасательных формирований силами и средствами для проведения работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», разработанных ФГБУ ВНИИ ГОЧС совместно с РГУ нефти газа имени И.М. Губкина.

В связи с этим необходимо:

1. Взять под усиленный контроль исполнение действующего законодательства в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

2. Организовать проверку нефтяных компаний на исполнение действующего законодательства в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с привлечением контрольно-надзорных органов МЧС России, Ростехнадзора, Росприроднадзора.

3. Организовать проверку существующих аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на соответствие вышеуказанным «Нормам» и, в случае выявления нарушений, обязать аттестационные комиссии привести переаттестацию данных аварийно-спасательных формирований вплоть до отзыва Свидетельства на право ведения данных работ.

4. Председателям КЧС, аттестационным комиссиям, нефтяным компаниям, аварийно-спасательным формированиям спланировать и провести мероприятия по повышению ответственность за невыполнение требований законодательства Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также за несоответствие обеспеченности аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе и финансовыми ресурсами, к проведению работ в зависимости от уровня нефтеразливов.

5. Повысить требовательность к ведомственным и территориальным аттестационным комиссиям, работа которых часто носит формальный характер и имеет значительную коррупционную составляющую.