Font Size

Cpanel

Использование природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности как форма взаимодействия общества и природы, правовая категория и предмет дополнительного профобучения

Статья основана на результатах систематизации и краткого анализа основных положений природоресурсного законодательства и практики организации управления использованиея природных ресурсов (далее - ИПР), что позволяет при проведении дальнейших исследований обоснованно (с правовой точки зрения) аргументировать вывод о становлении ИПР как формы взаимодействия общества и природы и как самостоятельной правовой категории.

Целью статьи является формирование понятийно–методологического аппарата, в соответствующей его части, как основы дальнейших исследований по разработке концептуальных положений и экономико–правового инструментария экологического менеджмента, рассматриваемого в контексте монографий И. Ансоффа как вид стратегического менеджмента, а также предложений по комплексу мероприятий, целью выполнения которых является повышение качества дополнительного профессионального обучения в области экологического менеджмента.

Статья ориентирована на специалистов в области экоменеджмента, на разработчиков и внутренних аудиторов СЭМ предприятия, на аудиторов органов сертификации СЭМ, на работников образовательных учреждений, проводящих дополнительное профессиональное обучение в области экологического менеджмента.

В процессе эволюции концептуальных положений устойчивого развития и совершенствования научных подходов к решению глобальных экологических проблем, дальнейшей индустриализации антропогенной деятельности, осуществляемой в экологической сфере, получения опыта разработки и сертификации систем экологического менеджмента (далее – СЭМ), организации дополнительного профессионального обучения разработчиков и внутренних аудиторов СЭМ из числа специалистов предприятий постоянно совершенствуются и юридически закрепляются виды использования природных ресурсов, экономико–правовые механизм регулирования природопользования, комплекс мероприятий, выполняемых в целях обеспечения рационального ИПР, что обуславливает необходимость обсуждения ИПР как формы взаимодействия общества и природы и самостоятельной правовой категории [1].

В целях настоящей статьи принято определение, предложенное в работе [2]: правовая категория – это наиболее общее, фундаментальное и глубокое правовое понятие, являющееся наивысшим пределом научного обобщения в каждой отраслевой юридической науке, в определенной области юридических знаний, в правоведении и в юридической практике в целом. К числу категорий, которыми оперирует, например, общая теория государства и права, относятся «типология государств», «правовая система», «механизм правового регулирования»», «юридический процесс»; в гражданском праве – «обязательства», в уголовном – «состав преступления» и т.д. Вместе с иными правовыми понятиями правовые категории составляют общий понятийный аппарат юридической науки и юридической практики, выполняют не только информационную, но и методологическую функцию.

Вводимые категории и понятия … позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно - политических процессов, ориентиров и ценностей. Законодательные категории всегда имеют юридическое закрепление в нормативных актах [3].

Обсуждаемая далее правовая категория «использование природных ресурсов» сформулирована в контексте приведенного выше определения [2; 3], и ею оперируют, прежде всего, в области природоресурсного законодательства (земельного, о недрах, об обращении с отходами, водного, лесного, об охране атмосферного воздуха, об использовании воздушного пространства, об использовании континентального шельфа и т.д.). Актуальность обсуждения обусловлена, прежде всего, наличием чрезвычайно объемного правового материала, как – то, документов стратегического планирования (см. ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), деклараций, нормативно – правовых актов федерального и регионального уровня, государственных и корпоративных регламентов, стандартов и т.д., в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность предприятия в экологической сфере. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональной подготовке и квалификации работников, но к их культуре безопасности, экологической, правовой, предполагающей обязательность знания законов и умения их применения. Однако, выполнены эти требования могут быть только при условии, если каждый участник деятельности в области ИПР четко знает свои права, обязанности и ответственность, следующие из основных концептуальных и стратегических положений, из конкретных статей соответствующих законов в области ИПР, регламентов, правил, инструкций и т.д., перечень которых с учетом должностного положения работника, условий его трудового контракта (во избежание противоречия с нормами трудового законодательства) должен быть четко определен и юридически закреплен руководителем предприятия.

В работе [1] в целях обоснования перечня документации, минимально необходимой и достаточной для организации правомерного ИПР при осуществлении деятельности предприятия и уточнения приоритетов нормативно – технической документации, предложено использовать систему технического регулирования предприятия (далее – СТР), целесообразность разработки которой следует из основных положений ФЗ «О техническом регулировании».

Однако, ФЗ «О техническом регулировании»:

● регулирует отношения, возникающие: при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; при применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия (ст. 1, п. 1);

● не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований, в частности, в области охраны окружающей среды (далее – ООС); к безопасному использованию атомной энергии; к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности; к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах; к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики; к обеспечению безопасности космической деятельности - за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (ст. 1, п. 4).

Из сопоставления определения ООС как деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (далее – МСУ), юридических лиц, направленная, в частности, на рациональное использование природных ресурсов (ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1), и нормы, закрепленной ст. 1 п. 4 ФЗ «О техническом регулировании», следует, что ФЗ не регулирует отношения и в области ИПР, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований, закрепленных ст. 1., п. 1. ФЗ. Этот вывод расширяет перечень видов деятельности в экологической сфере, перечисленных в ст. 1, п. 4. (т.е. областей деятельности, при осуществлении которых возникающие отношения между участниками деятельности не регулируются ФЗ). Однако, организация регулирования правоотношений именно в этих областях деятельности представляет особый интерес для предприятий, осуществляющих деятельность в экологической сфере. Учитывая сказанное, правомерен и обоснован вывод о возможности разработки СТР следуя принципам, целям и процедурам, содержащимся в «Методических рекомендациях по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности» [4], но с использованием «правового материала», т.е. «базовых» законов и принципиально значимых документов, действующих в области природоресурсного законодательства.

Обсуждая вопрос о востребованности информационно – справочной базы СТР, представленной, например, в формате «Реестр нормативных правовых актов» , заметим, что ее наличие позволяет не только четко очертить область правового регулирования и управления ИПР, но и исключить повсеместно встречающиеся при регулировании правоотношений между работниками предприятия формулировки типа …работник обязан знать природоресурсное законодательство, (в какой его части?), …незнание закона не освобождает от ответственности (какого закона и в какой его части?), … все, что не запрещено – разрешено. Возможно, некоторые полагают, что правомерность последнего «постулата» следует из нормы, закрепленной ст. 34, п. 1 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако, принимая во внимание, что деятельность, осуществляемая в экологической сфере, потенциально высоко опасна для ОС и человека, законодательством, в целях гарантии конституционных прав граждан, в частности, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, …на отдых (ст. 37), на охрану здоровья (ст. 41), на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), введены лицензирование наиболее потенциально опасных видов деятельности и обязательность получения разрешительной документации на использование природных ресурсов – что, не запрещая соответствующей деятельности, устанавливает к ее участникам обязательные требования.

Имеют место случаи, когда на работника возлагаются обязанности и ответственность, в частности, обусловленные введением на предприятии СЭМ, без внесения в положение о структурном подразделении и в должностную инструкцию работника соответствующих изменений и дополнений. В результате, в случае каких – либо нарушений требований природоресурсного законодательства, приведших к причинению вреда ОС, юридическим лицам, населению и т.д., начинаются поиски работников, должностными инструкциями которых должна была бы быть установлена обязанность следования этим требованиям при осуществлении ими своей профессиональной деятельности и за нарушение которых они могли бы быть привлечены к юридической ответственности. К сожалению, нередки случаи, когда в рамках действующей на предприятии документации не только нет возможности установить работника, которому можно было бы предъявить соответствующие претензии, (тем более, привлечь к юридической ответственности), но и отсутствуют надлежащим образом юридически оформленные должностные инструкции.

Использование природных ресурсов сформировалось и юридически закреплено ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1 как эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе, все виды воздействия на них, обусловленные проведением хозяйственной и иной деятельности. ИПР организуется с целью обеспечения деятельности предприятия необходимыми природными ресурсами, под которыми понимаются полезные свойства природных объектов, используемые предприятием в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг соответствующим заказчикам.

Природоресурсное законодательство структурировано таким образом, что главным объектом права является природный объект, а виды деятельности по ИПР установлены с учетом закрепленных природоресурсным законодательством видов, категорирования, целевого назначения и разрешенного использования природных объектов. Учитывая, что ряд экономико–правовых механизмов, в частности, лимитирование, нормирование, паспортизация, контроль и т.п., введенных природоресурсным законодательством, определены ФЗ «Об охране окружающей среды» как «базовым» законом в области природоохранной деятельности, авторами настоящей статьи сочтено целесообразным обсуждение их роли и значимости при регулировании ИПР провести в рамках отдельной статьи «Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности как форма взаимодействия общества и природы, правовая категория и предмет дополнительного профессионального обучения».

Земельным кодексом РФ:

● земля как природный ресурс и природный объект, земельные участки, части земельных участков рассматриваются как объекты земельных отношений (ст. 6);

● введены категории земель - это земли: промышленности; энергетики; транспорта; связи; радиовещания; телевидения; информатики; обеспечения космической деятельности; обеспечения обороны; обеспечения безопасности; иного специального назначения (ст. 7);

● установлены особенности правового режима земель, которые необходимо учитывать при проведении зонирования территорий (ст.ст. 88-93);

● определено, что в состав земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки, санитарно-защитные, охранные, запретные и иные зоны с особыми условиями их использования, полосы отвода.

Земельный участок может предназначаться для размещения аэродрома, аэропорта или объекта единой системы организации воздушного движения и предоставляться в соответствии с законодательством РФ (Воздушный кодекс РФ, ст. 43).

ФЗ «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», целями которого являются: защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов; сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия, - установлено:

● территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов - это особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами;

● традиционное природопользование - это исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами;

● обычаи малочисленных народов – это традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни;

● особенности промышленно-хозяйственной деятельности на территориях традиционного природопользования.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями, утвержденными, соответственно, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Изъятие земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством. Лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляется возмещение за изъятое у них для государственных или муниципальных нужд имущество.

Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Сервитуты на земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться в соответствии с законодательством, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Во исполнение ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 24. 03.2000 г. № 255 (ред. от 25.08.2015) утвержден «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации», подготовленный Министерством по делам федерации и национальностей РФ на основании предложений органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых эти народы проживают.

Конституцией РФ, ст. 36 установлено: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба ОС и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Эта норма закрепляет приоритет ООС, что в полной мере соответствует ст. 42 Конституции РФ: каждый имеет право на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и концептуальным положениям устойчивого развития [1].

ФЗ «О недрах» установлено:

● недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;

● недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами (ФЗ, ст. 1.2.);

определены отношения, возникающие в области использования недр, отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения. Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством РФ, в официальном издании РФ.

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (см. «Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней», утв. приказом Роснедра от 15.06.2012 № 687 в ред. от 22.08.2016).

Государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр по представлению федерального органа управления государственным фондом недр утверждают федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий; вопросы недропользования, охраны недр и ООС решаются ими под контролем органов представительной власти (ФЗ, ст. 2).

Виды пользования недрами, характерные для промышленных объектов, входящих в состав предприятия, определены ст. 6 ФЗ – это: разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а в случае разведки и добычи углеводородного сырья - размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.

Пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья осуществляется в соответствии с лицензией на участок недр, предоставляемый пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией; любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен (ст. 7 ФЗ).

ФЗ, ст.8 определено, что пользование:

● отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и ООС;

● недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или ОС;

● недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Подчеркнем, что ст. 8 определен приоритет деятельности по обеспечению национальной безопасности, ООС, предупреждению возникновения угрозы жизни и здоровью людей и нанесения ущерба хозяйственным объектам. Введенная приоритетность должна быть принята во внимание при разработке процедур экоменеджмента, документируемых стандартами СЭМ предприятия, прежде всего, процедур оценки значимости экологических аспектов и обоснования Программы экологического менеджмента.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами; права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу. (ФЗ, ст. 9).

ФЗ, ст.ст. 19; 19.1. установлено:

● собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков в границах земельных участков имеют право без применения взрывных работ осуществлять использование для собственных нужд (личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

● пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ;

● пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта осуществлять добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд (см. «Положение …», утв. приказом МПР РФ от 25.06.2009 г. № 168);

● пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, в границах предоставленных им в соответствии с ФЗ горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья (см. «Положение …», утв. приказом МПР РФ от 02.12.2015 г. № 522).

Пользователь недр (ФЗ, ст.22):

● имеет право: использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством; использовать отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности и связанных с ней перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции; использовать для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности;

● обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации о недрах в соответствии со ст. 27 ФЗ в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов РФ, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов РФ, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; исключение негативного воздействия на ОС при размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и т.д.

Общие требования по охране недр, включая охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, при захоронении отходов I-V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, установлены ст. 23 ФЗ. Ст. 23 является бланкетной, т.к. …она фактически дает отсылку не к какому- либо конкретному, точному законоположению в области ИПР, а к иному источнику права, к «другому регулированию» [8], в частности, к законодательству о защите ЧС и к природоохранному законодательству. Учитывая, что основные меры, принимаемые в целях ООС и защиты от ЧС, закреплены законодательством, соответственно, природоохранным и о защите от ЧС, сочтено целесообразным обсуждение их роли и значимости при регулировании ИПР провести в рамках отдельных статей «Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности как форма взаимодействия общества и природы, правовая категория и предмет дополнительного профессионального обучения» и «Обеспечение техногенной и экологической безопасности, включая защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как форма взаимодействия общества и природы, правовая категория и предмет дополнительного профессионального обучения».

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является не только обеспечение рационального ИПР, но и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ (ст. 35). Заметим: ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1, установлено, что деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидацию ее последствий, определена как составная часть природоохранной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц. Это свидетельствует о пересечении областей природоресурсного и природоохранного законодательства и необходимости использования комплексного системного подхода к решению глобальных экологических проблем [1].

ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 1; 2 определено:

● отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;

● вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

● лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Полезные свойства земельного участка как части земной поверхности определяют виды деятельности в области обращения с отходами, представленные соответствующими технологическими процессами, осуществляемыми с использованием его как природного ресурса – это:

● сбор – прием отходов в целях дальнейших их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

● накопление - складированию отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

● транспортирование – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, либо предоставленного ему на иных правах;

● обработка - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

● утилизация - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

● обезвреживание - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание их на специализированных установках) в целях: снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и ОС, а также, дополним - обеспечения необходимых условий для проведения деятельности предприятия;

● размещение - хранение и захоронение отходов;

● хранение–складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

● захоронение - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в ОС;

● трансграничное перемещение – перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.

Определено, что объекты:

● захоронения отходов - это предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии со ст. 23 ФЗ «О недрах»;

● хранения отходов - это специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области ООС и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; отметим наличие отсылки к законодатеьствам природоохранному и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что еще раз подчеркивает приоритет деятельности по обеспечению конституционного права граждан на благоприятную ОС;

● обезвреживания отходов – это специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области ООС и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

● размещения отходов - это специально оборудованные сооружения: полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород, - включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Следуя сказанному, проведение деятельности в области обращения с отходами должно быть обеспечено земельными участками или участками недр, представляемыми предприятию как участнику земельных отношений или недропользователю для строительства, эксплуатации и реконструкциии названных выше объектов.

Строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) осуществляются в соответствии с инвестиционными программами, разрабатываемыми на основании территориальной схемы в области обращения с отходами и которые должны содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения ТКО, перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции существующих объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (см. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424, с изм. от 28.02.2018 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами», включая «Правила определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ») - ст. 24.13.

(окончание следует)

Г.П. Серов,

д.ю.н., к.т.н., профессор,

НП «Экологическая аудиторская Палата»,

г. Москва,

О.А. Притужалова,

кандидат географических наук, кафедра социально-экономической

географии и природопользования,

Тюменский государственный университет,

г. Тюмень,

Л.А. Смоленцева,

директор, ООО «ЦЕНТР-ИНФОРМ»,

г. Ярославль,

Н.С. Парусова,

директор, ЧОУ ДПО ССМ «ЦЕНТР-ИНФОРМ»,

г. Ярославль.