Font Size

Cpanel

О правовом обеспечении производства и реализации бывших в употреблении стальных труб

visochkinvИзменения в природоохранном законодательстве России, вступившие в силу в 2017 году, приравняли бывшие в употреблении стальные трубы к отходам IV класса опасности. Теперь деятельность по их демонтажу, транспортировке и восстановлению, так называемой «реставрации», без соответствующих лицензий является грубым нарушением экологических требований. Новые правила регламентируют производство и реализацию б/у труб и призваны снизить риски возникновения аварий в строительстве и причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Дешевый некачественный демонтаж отработавших свой ресурс труб - угроза экологической катастрофы

Российская магистральная трубопроводная система – одна из крупнейших в мире: ее протяженность составляет более 230 тыс. км. Однако, по экспертным оценкам, более 20% магистральных трубопроводов и около 40% промысловых нефтепроводов России имеют возраст более 30 лет, тогда как расчетный срок безаварийной работы стальных нефтепроводов без антикоррозийной защиты составляет около 15 лет.

В результате, сегодня ситуация с износом основных фондов трубопроводного транспорта грозит России серьезными экологическими проблемами. По данным экспертов российских экологических организаций, ежегодно из-за износа оборудования происходит более 25 тыс. разливов нефти, в результате которых в почву и водные объекты попадает до 1,5 млн тонн углеводородов.

Усиливает угрозу экологической катастрофы и некачественный демонтаж отработавших свой ресурс труб: до недавнего времени собственники осуществляли его своими силами или с помощью подрядных организаций, в результате чего нередко происходили разливы углеводородов, что крайне негативно влияло на экологическую обстановку в стране, а демонтированные трубы далее практически бесконтрольно реализовывались на вторичном рынке. Так, покупатели этих труб, подготавливая их для последующей перепродажи под видом новых, производят очистку примитивными способами – чаще всего, просто выжигают остатки нефти (или конденсата) и старой изоляции, не заботясь о том, что продукты горения попадают в атмосферу, почву и водную среду. Это самый дешевый и самый варварский способ реставрации труб, наносящий колоссальный ущерб экологии. Борясь за снижение издержек, они не применяют природоохранных технологий, так как это приводит пусть к незначительному, но удорожанию производства. Сегодня в России, по нашим данным, работают более 200 таких предприятий, так называемых «реставраторов».

Внешне отреставрированная труба практически не отличается от новой. Однако с точки зрения технических свойств и эксплуатационных характеристик ее нельзя рассматривать как полноценную замену новой, так как накопление в ходе первичной эксплуатации структурных изменений и повреждений механической, физической и коррозийной природы приводит к снижению пластичности, термоциклической долговечности и сопротивления хрупкому разрушению материала труб. Остаточный технический ресурс отработавших труб не гарантирует надежность и не обеспечивает нормативную долговечность объектов, построенных из б/у труб.

Тем не менее, такие трубы незаконно применяются при строительстве и ремонте сетей тепло- и водоснабжения, гражданского и промышленного строительства и т.д. Решающую роль при этом играет цена: бывшая в употреблении труба стоит в 2-3 раза дешевле новой. В результате, б/у труба поступает, например, на объект ЖКХ и становится уязвимым звеном для всей системы, резко повышая риск аварий, из-за которых ремонтные работы приходится потом проводить заново. По нашей оценке, ежегодно для строительства и ремонта трубопроводных инженерных систем незаконно используется более 500 км бывших в употреблении труб. При этом ситуация разворачивается на фоне катастрофического роста показателя изношенности трубопроводных систем (например, до 80% трубопроводов тепловых сетей в РФ превысило срок безаварийной службы, из которых более 30% требуют срочной замены).

В ФРТП за последние пять лет зафиксировали, по данным СМИ, на территории России более 2880 случаев аварий в системах тепло- и водоснабжения по причине изношенности труб и оценивают ущерб, причиненный бюджетам всех уровней, в более чем 8,8 млрд руб. (по оценкам Мосводоканала, средняя стоимость ликвидации одной аварии на трубопроводной сети с раскопкой составляет в среднем 116 тыс. руб.) Но есть не только финансовые потери: в результате аварий погибло более 40 человек, более 140 человек получили травмы различной степени тяжести. По выявленным нарушениям заведены административные и уголовные дела.

До недавнего времени практически любой предприниматель мог при желании заняться демонтажем, перевозкой, очисткой, реставрацией и продажей б/у труб – законодательство не чинило препятствий. Такой бизнес оказался весьма прибыльным, тем более, что, преимущественно, он носит теневой характер. В результате, начиная с 2000-х гг., этот специфический рынок быстро рос и к настоящему времени, по оценкам ФРТП, превышает 1 млн тонн в год.

До недавнего времени этот рынок законодательно урегулирован не был, однако в 2017 году наряду с внесением изменений в строительные своды правил, запретивших вторичное применение металлопроката в большинстве типов зданий и сооружений нормального и повышенного уровня ответственности, вступили в силу новые положения природоохранного законодательства, регулирующие деятельность по обращению с отработанными стальными нефтегазопроводными трубами. При должном контроле со стороны надзорных органов эти изменения должны упорядочить деятельность по «реставрации» и реализации б/у труб, что, в свою очередь, снизит риски возникновения аварий в строительстве и причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Так, в 2017 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) отнесла бывшие в употреблении стальные трубы к IV классу опасности (см. табл.). Теперь деятельность, связанная со сбором, хранением, транспортировкой, обработкой, обезвреживанием, утилизацией таких труб подпадает под требования Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и классифицируется как обращение с опасными отходами. Тем, кто осуществляет подобную деятельность, необходимо иметь соответствующую лицензию и выполнять требования природоохранного законодательства, за нарушения которых предусмотрена административная и уголовная ответственность (12 статей КоАП и 8 статей УК РФ).

Таблица 1. Классификация бывших в употреблении нефтегазопроводных труб

Код отхода по ФККО

Наименование отхода

4 69 521 11 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции

4 69 521 12 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией

4 69 521 13 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией

4 69 522 12 51 4

трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией

4 69 522 13 51 4

трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией

4 69 532 11 52 4

трубы стальные инженерных коммуникаций (кроме нефте-, газопроводов) с битумно-полимерной изоляцией отработанные

 

В соответствии с новыми законодательными требованиями собственники объектов, где образуются б/у трубы, обязаны паспортизировать этот вид отхода и информировать Росприроднадзор о его наличии и количестве. К работам по демонтажу могут допускаться только те организации, у которых есть лицензия на право обращения с опасными отходами данной категории и только при наличии утвержденной технологии, которая предусматривает минимальное воздействие на окружающую среду. Дальнейшая реализация б/у труб должна осуществляться только после обезвреживания или компаниям с лицензией на транспортировку, обезвреживание и обработку данного типа опасных отходов. При этом обезвреживание и обработку необходимо осуществлять по технологии, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а транспортирование б/у труб должно выполняться с соблюдением норм безопасности на дорогах, которые по уровню требований не уступают перевозке опасных грузов.

Новые экологические требования для б/у труб как минимизация экологических рисков

Новое законодательство позволит упорядочить рынок б/у труб и минимизировать экологические риски. Несмотря на то, что сегодня имеется большой объем труб в составе действующих магистральных и промысловых нефтегазопроводов, которые достигли высокой степени износа, теперь деятельность по их демонтажу и дальнейшей реализации четко регламентируется в соответствии с 89-ФЗ, и есть основания полагать, что разливы углеводородов и другой вред окружающей среде будет сведен к минимуму. Кроме того, экологи намерены добиться, чтобы к отходам IV класса опасности были также отнесены отработавшие свой ресурс насосно-компрессорные и бурильные трубы. Объем их выбывания значительно возрос за последнее время в связи с возрастающими темпами добычи нефти и газа в более сложных условиях и агрессивной среде.

Таблица 2. Своды правил с внесенными изменениями, ограничивающие применение б/у труб

№ п/п

Свод правил

Название документа

1

СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81

Стальные конструкции

2

СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83

Основания зданий и сооружений

3

СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85

Свайные фундаменты

4

СП 25.13330.2011 «СНиП 2.02.04-88

Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах

5

СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84

Водоснабжение. Наружные сети и сооружения

6

СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85

Канализация. Наружные сети и сооружения

7

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84

Мосты и трубы

8

СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01-2003

Гидротехнические сооружения. Общие положения

9

СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012

Газораспределительные системы

10

СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87

Несущие и ограждающие конструкции

11

СП 100.13330.2011 «СНиП 2.06.03-85

Мелиоративные системы и сооружения

12

СП 277.1325800.2016

«Сооружения морские берегозащитные.

Правила проектирования

13

СП «Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства» (новый СП)

 

Таким образом, новое природоохранное законодательство ориентировано на предупреждающие мероприятия, призванные предотвратить негативные воздействия на окружающую среду, тогда как ранее Росприпроднадзор вмешивался только в случае возникновения аварий и нанесении существенного ущерба экологии. В то же время новая модель предполагает разработку и внедрение новых технологий в сфере обращения с опасными отходами.

Вместе с тем правительство Российской Федерации утвердило (распоряжение № 84-Р от 25 января 2018 г.) «Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Одной из задач Стратегии является вовлечение отходов в хозяйственный оборот. В рамках реализации данной Стратегии Минпромторг России планирует разработать технический регламент на вторичные строительные ресурсы, к которым относятся и б/у трубы, а также выработать критерии, позволяющие безопасно их использовать в строительстве.

Однако, несмотря на внедрение нового природоохранного законодательства, по данным ФРТП, более 95% предприятий, занятных демонтажем и реставрацией бывших в употреблении труб, продолжают работать с грубыми нарушениями. Поэтому ФРТП одной из важнейших своих задач сегодня считает реализацию программы действий, направленных на то, чтобы ввести рынок б/у труб в сформированное правовое поле, усилить контроль за незаконными действиями «реставраторов» б/у труб и продолжить совершенствование нормативных требований в этой сфере, а также в сфере применения б/у труб.

Литература

1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (последняя редакция).

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года».

3. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

4. Приказ Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017 г. «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (12 статей КоАП РФ).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации (8 статей УК РФ).

В.А. Височкин,

заместитель директора,

НО «Фонд развития трубной промышленности»

(НО ФРТП), г. Москва.