Font Size

Cpanel

О рекламе и «гринвошинге» услуг в области экологического аудита и сертификации систем экологического менеджмента

Реклама продукции, аргументом в которой являются ее экологические характеристики, становится все более распространенным явлением в нашей жизни. Так называемые «зеленые», «экологически чистые» и «экологичные» товары широко представлены на рынках продуктов питания, товаров для детей, стройматериалов, бытовой химии и др. При этом закономерно возникает вопрос, насколько они соответствуют «зеленым» требованиям, имеются ли для этого достаточно веские основания.

В статье привлекается внимание к вопросам корректности рекламы в области экологического аудита и сертификации систем экологического менеджмента. Авторы напоминают о требованиях, предъявляемых государством к аудиторским организациям и органам по сертификации, а также об ответственности аудиторов.

Введение

Ознакомление с работами О.А. Притужаловой [1] и К.С. Кузьминой [2] явилось стимулом для авторов настоящей статьи для рассмотрения организации рекламы услуг в области экологического аудита (далее – экоаудит) и экологической сертификации (далее – экосертификация).

Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена, в частности, подготовкой новых редакций ряда стандартов ИСО [9-11]. Стандарты совершенствуются, что практически не отслеживается рекламодателем; при этом «полезность» рекламы не только снижается – у внимательного и действительно заинтересованного потенциального заказчика появляется ряд вопросов к рекламодателю, предвидя которые рекламодатель зачастую рекомендует обращаться за к нему за предварительной консультацией (чаще – платной). `

В подавляющем числе случаев потенциального заказчика услуг по экоаудиту и экосертификации привлекают:

● краткосрочностью, дешевизной (вплоть до объявления каких-то «акций» (?!) со сроками проведения работ одни сутки и стоимостью 8000 руб.);

● готовностью рекламодателя при необходимости срочно разработать документацию и представить экологическую отчетность в надзорные органы за 1-2 (!) дня (организация «EСOLIMAN»);

● возможностью проведения экологического аудита в двух формах [12]:

► Экологический вестник России документарный аудит предполагает анализ имеющейся на предприятии документации; (возникают вопросы - без выезда аудиторов на предприятие и … по имеющейся информации или по информации, которая должна быть на предприятии?);

► аудит с выездом на место осуществления хозяйственной деятельности; данная форма экоаудита предполагает предварительное проведение документарного анализа (в каком объеме? учтены ли командировочные расходы?) и заключается в оценке соответствия фактической деятельности имеющейся документации (или информации, которая должна быть на предприятии?);

● гарантией получения положительного результата предлагаемых аудиторскими организациями или органами сертификации услуг «под ключ» («всё сделаем за вас, в нужные вам сроки оформления»).

При этом в рекламе сообщается [12-15]:

● об общих целях проведения аудита или сертификации (иногда с отсылкой к безнадежно устаревшей документации, действовавшей до 2000 г.);

● об опыте исполнителей, как правило, в формате: количество аудитов или выданных сертификатов в течение какого-то периода функционирования организации-рекламодателя, но без упоминания о том, были ли случаи отрицательного аудиторского заключения или отказа в выдаче сертификата, или предъявлялись какие-либо претензии надзорными и контролирующими органами, органами местного самоуправления (далее МСУ), общественностью по поводу правомерности выдачи и обоснованности положительных аудиторских заключений или сертификатов; воспринимаются ли участниками хозяйственной деятельности заключения и сертификаты как юридически значимые документы и т.д.;

● о наличии высококвалифицированных работников (но без информирования о том, в каком объеме выполнены требования законодательства к аудиторам, работающим, соответственно, в составе экоаудиторской организации или органа сертификации).

АНО «Национальная промышленно-экологическая Палата» информирует в самых общих формулировках потенциальных заказчиков о следующих видах оказываемых услуг: проведение экоаудита; консалтинг в области экоаудита; выдача сертификата аудитора-эколога; обучение по СЭМ (эксперт, аудит); оформление сертификата внутреннего или внешнего аудитора СЭМ, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001-2007; очное или дистанционное обучение по экологическому аудиту; другие (какие?) формы сотрудничества. В качестве конкурентных преимуществ АНО упомянуты: многолетний опыт работ; наличие ведущих преподавателей курсов и семинаров по экоаудиту и имеющееся число аудиторов-экологов; возможность получить сертификат аудитора-эколога; индивидуальный подход к каждому заказчику; максимальное стремление соответствовать ожиданиям и требованиям потенциального заказчика; вежливость, грамотность, отзывчивость! [9]. При этом не разграничены понятия «аудит», «консалтинг», «другие формы сотрудничества», «эксперт», «аудитор», но говорится о проведении АНО и обучения аудиторов (и экспертов), и экоаудита, и сертификации СЭМ.

Группа компаний ЭКОСЕРТ предлагает услуги по сертификации СЭМ предприятия в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004). Чтобы подробнее раскрыть содержание услуг и убедить потенциального клиента в необходимости создания на предприятии СЭМ, «бегло» (в самых общих формулировках) перечисляются общие положения стандарта, этапность внедрения СЭМ и основные преимущества предприятия, внедрившего СЭМ и получившего сертификат о ее соответствии стандартам ИСО 14001.

«Лидер-Тест Консалт» информирует: «Работаем без посредников. Короткие сроки. Приятные цены».

Группа компаний «Альфа Регистр», … гарантируя гибкие цены, подходящие любому клиенту, тем не менее, написать цену на вебсайте не может и просит всех интересующихся клиентов связаться с ней по телефону, либо заполнить форму заявки на вебсайте, т.к. рекламодатель полагает, что цена на услуги зависит от многих факторов и озвучивать цену без их учёта считает некорректным.

Межрегиональный центр дополнительного профессионального образования предлагает проведение профессиональной подготовки и… проведение сертификации СЭМ по ISO 14001 стоимостью от 15 000 рублей.

НПО «Экопромсертифика», проинформировав о том, что имеется стандарт ИСО 14001, перечислив его основные требования и обозначив структуру СЭМ, предлагает потенциальному клиенту… «заказать проведение работ или задать вопрос».

Группа компаний ЦЭСК предлагает: «… хотите честную работу - звоните честной компании», поясняя: численность персонала компании - от 25 чел., форма оказания услуг – «под ключ», срок исполнения от 1 дня; стоимость от 20 000 р.; заказать сертификацию ISO (ИСО) 14001 прямо сейчас со скидкой 5%.; компаниями выдано 3 тыс. сертификатов, и дает характеристику СЭМ[16].

Судя по вышесказанному, рекламодатель уверен, что представляемая таким образом в рекламе информация достаточна для того, чтобы потенциальный заказчик сделал правильный выбор и получил обещаемые преимущества перед иными предприятиями, отдавшими предпочтение иным аудиторам. Очевидно, полагается, что в рекламе достаточно информации для подтверждения универсальности, пригодности, надежности используемых методов проведения аудита и сертификации, вне зависимости от видов осуществляемой деятельности, технической сложности промышленных объектов, входящих в состав предприятия, численности работников и т.д., т.е. в терминологии стандартов менеджмента - вне зависимости от контекста предприятия.

В подавляющем числе случаев уровень профессионализма аудиторов и «надежность» экоаудиторской организации или органа сертификации подтверждается краткими отзывами положительного характера некоторых успешных в бизнесе клиентов, ранее прошедших экоаудит или получивших сертификат. Рекламодатель умалчивает о том, были ли случаи выдачи отрицательных аудиторских заключений, досрочного прекращения деятельности сертификатов, отказа клиента от работы с экоаудиторской организацией или органом сертификации. Однако, именно эта сторона правоотношений экоаудиторской организации и органа сертификации представляет практический интерес для клиентов (потенциальных заказчиков услуг) [17].

Реклама не содержит информации об ответственности экоаудиторской организации или органа сертификации в случае, если клиентом будут оспорены необоснованность и неправомерность аудиторского заключения (естественно, отрицательного, – положительное решение, как показывает многолетняя практика, предприятие под сомнение не ставит), а также о юридической значимости выдаваемого экоаудиторского заключения или сертификата с точки зрения признания их юридического статуса надзорными и контролирующими органами, органами МСУ, общественностью.

Из вышесказанного об организации рекламы экоаудиторских услуг и актуальности разработки и сертификации СЭМ обоснованно следует вывод о том, что в подавляющем числе случаев «вдумчивый потребитель» начинает понимать, что имеет дело с явлением, достаточно схожим с «псевдо-зеленым» маркетингом - «гринвошингом» (англ. greenwashing) [1].

По аналогии с определением, приведенным в работе [1], авторы настоящей статьи полагают целесообразным и обоснованным под гринвошингом понимать ничем не подтвержденные, часто совершенно безосновательные рекламные заявления компаний, в которых их услуги по проведению экоаудита и сертификации СЭМ позиционируются как результативные (в смысле интересов предприятия как участника предпринимательской деятельности) в процессе организации управления использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, обеспечением техногенной безопасности (как деятельности по предупреждению негативного воздействия техногенного характера на окружающую среду), обеспечением экологической безопасности (как деятельности по организации защищенности промышленных объектов, входящих в состав предприятия, от негативного воздействия экологического характера со стороны природно-антропогенных объектов), включая защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее, соответственно, - ИПР, ООС, ТиЭБ, ЧС), В результате реклама приобретает признаки «антирекламы», а рекламодатель – человека, рубящего сук, на котором сидит.

В работе [1] приведены типы гринвошинга (озаглавленные как проблемы): подмена понятий; отсутствие подтверждения; размытая формулировка; неуместность; заявление как «меньшее из двух зол»; ложь; поддельная маркировка, а также даны примеры гринвошинга.

При внимательном рассмотрении типов (проблем?) и примеров гринвошинга, не только приведенных в работе [1], но и представленных выше в настоящей статье, можно сделать вывод о том, что данные таблицы более корректно (с юридической точки зрения) могли бы быть интерпретированы как попытка квалифицировать действия рекламодателя как правонарушения в контексте федеральных законов «Об аудиторской деятельности», «О саморегулировании», «О техническом регулировании», «Об охране окружающей среды», «О защите прав потребителей», и законодательства о юридической ответственности (Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ). Это позволило бы существенно упорядочить правоотношения между рекламодателем и клиентом, последовавшим рекламе.

С тем, чтобы иметь возможность проведения подобной квалификации, обратимся к определениям понятий, используемых при осуществлении аудиторской деятельности и сертификации СЭМ, и кратко рассмотрим правоотношения между участниками деятельности.

Основные определения и положения в области аудита и сертификации системы экологического менеджмента; права, обязанности и ответственность участников деятельности.

В контексте поиска ответа на вопрос, какая информация и в каком объеме должна быть представлена в рекламе организации, оказывающей экоаудиторские услуги или проводящей сертификацию СЭМ, обратимся к некоторым определениям и положениям, закрепленным законодательством.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в дополнении ФЗ от 14.12.2001 №164-ФЗ) определяет аудиторскую деятельность, аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст.1). Заметим, что законодатель не разграничивает понятий «аудиторская деятельность» и «аудит», рассматривая их как тождественные (п.1 ст.1).

Вводя понятие «сопутствующие аудиту услуги», законодатель дает их перечень (ст.1 ФЗ) и определяет аудиторскую организацию как коммерческую организацию, осуществляющую аудиторские проверки и оказывающую сопутствующие аудиту услуги (ст.4 ФЗ).

Перечень сопутствующих аудиту услуг ориентирован на аудит банковский, страховщиков и обществ взаимного страхования, внебюджетных инвестиционных фондов, общий (иных хозяйствующих субъектов), т.е. аудитов, на проведение которых Минфин РФ до 2010 г. выдавало лицензии. Перечень является открытым для его дополнения «другими услугами, связанными с аудиторской деятельностью» (ст.1, п.6; ст.12 ФЗ).

ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1 определяет экоаудит как независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области ООС, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности (в ред. федеральных законов от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ); лицензии на проведение экоаудита выдавало МПР РФ до 2010 г.

Обратим внимание на следующее: определение экоаудита предусматривает подготовку рекомендаций по улучшению деятельности аудируемого предприятия, в то время как эту деятельность ФЗ «Об аудиторской деятельности» относит к сопутствующим аудиту услугам, выполняемым по отдельному договору или в рамках договора о проведении аудита, но за дополнительную плату и, естественно, с возложением ответственности на лицо, оказывающее оговоренные сопутствующие аудиту услуги.

ГОСТ Р ИСО 19011-2012, идентичным МС ISO 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента», определено:

● аудит - это систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (п.3.1);

● критерии аудита - это совокупность политик, процедур или требований, используемых в качестве эталона, в соотношении с которым сопоставляют свидетельства аудита (3.3), полученные при проведении аудит (п.3.2);

● свидетельства аудита – это записи, изложение фактов или другая информация, которые связаны с критериями аудита и могут быть проверены (п.3.3);

● выводы (наблюдения) аудита – это результаты оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита (п.3.4.).

Экоаудит в его расширительной по сравнению с ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ГОСТ Р ИСО 19011-2012 трактовке, рассматривается как независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области деятельности аудируемого предприятия/организации, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Под областью деятельности аудируемого предприятия понимаются ИПР, ООС, обеспечение ТиЭБ и защиты от ЧС [3 - 6]. Предложенная трактовка области деятельности предприятия в экологической сфере позволяет понимать экологический менеджмент действительно как экологический, а не как менеджмент охраны окружающей среды.

Все стандарты в области менеджмента содержат обязательное требование проверки соблюдения законодательства предприятием, проводимой аудиторами органа сертификации, т.е. в процессе сертификационного, инспекционного, ресертификационного аудитов систем менеджмента, а также при проведении аудита системы менеджмента предприятия внутренними аудиторами. По результатам аудита заказчику представляются аудиторский отчет и аудиторское заключение (положительное; отрицательное; модифицированное); по результатам аудитов органом сертификации – аудиторский отчет и сертификат (при положительных результатах аудита).

Таким образом, экоаудит представляет собой экономико-правовой механизм, используемый не только независимой экоаудиторской организацией, но и органом сертификации для проведения сертификационного, инспекционного, ресертификационного аудитов СЭМ, а также внутренними аудиторами СЭМ – работниками предприятия [7; 8].

Экоаудиторская деятельность определена как предпринимательская деятельность, осуществляемая экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором-экологом в целях обеспечения рационального ИПР, ООС, обеспечения ТиЭБ и защиты от ЧС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в экологической сфере, регулируемая законодательством об аудиторской деятельности [3-6].

ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.31 определено: экологическая сертификация (далее - экосертификация) проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ; осуществляется в соответствии с положениями ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании».

Следуя:

● ГОСТ Р ИСО 14001-2007, где СЭМ определена как часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами (п. 3.8);

● Энциклопедии [18], где понятие «система» определено как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство, определим СЭМ как совокупность взаимосвязанных производственных подразделений предприятия, осуществляющих деятельность в экологической сфере, имеющих единую глобальную цель и решающих производственные задачи, скоординированные с учетом общих для предприятия ограничений правового, финансового, материально-технического, временного характера.

Анализируя вышеприведенные определения, допустимо рассматривать СЭМ как объект экологической сертификации, а внутренний, инспекционный, сертификационный, ресертификационный аудиты СЭМ как направление экоаудита.

Следовательно, на участников сертификации СЭМ распространяются также требования законодательства об аудиторской деятельности, о саморегулировании, о техническом регулировании.

ФЗ «О техническом регулировании» ст.2 определено:

● орган по сертификации – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации;

● оценка соответствия – это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к сертифицируемому объекту;

● подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

● сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

● сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

ст. 21 определено:

● добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации; может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров;

● объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования;

орган по сертификации:

● осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

● выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

● предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

● приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия;

● система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации;

● система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию;

● федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию: ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы, о правилах функционирования систем, знаках соответствия и порядке их применения; должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем, заинтересованным лицам.

Таким образом, выводы, сделанные ранее о допустимости рассмотрения сертификационного, инспекционного и ресертификационного аудитов как направления экоаудита и о правомерности трактовать сертификацию СЭМ на соответствие стандартам ИСО 14001, не вступают в противоречие с нормами, ФЗ «О техническом регулировании».

ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено:

Аудитор – это физическое лицо, от­вечающее квалификационным требованиям, ус­тановленным уполномоченным федеральным органом, профессиональным объединением аудиторов и имеющее квалификационный атте­стат (удостоверение); вправе осуществлять аудитор­скую деятельность в качестве работника экоауди­торской организации или органа сертификации в качестве лица, при­влекаемого ими к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринима­теля, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (по аналогии с частным нотариусом – частный аудитор-эколог); а также ока­зывать сопутствующие аудиту услуги.

Заметим, что сложилась довольно «странная» ситуация: аудиторы-экологи обучаются образовательными организациями, основой учебных курсов которых является законодательство природоресурсное, природоохранное, о техногенной и экологической безопасности, о защите от ЧС, об аудиторской деятельности, о саморегулируемых организациях – применительно, в частности, к экологической сертификации СЭМ; в то же время внутренние аудиторы СЭМ и аудиторы, ориентированные на сертификацию СЭМ, – образовательными организациями, основой учебных курсов которых является законодательство о техническом регулировании, международные и национальные стандарты менеджмента, в лучшем случае, общие положения экологически ориентированного законодательства применительно к разработке и сертификации СЭМ.

В результате экоаудиторские организации не признают удостоверения аудиторов, подготавливаемых в рамках организации деятельности по сертификации, а органы сертификации – удостоверений аудиторов-экологов.

Учитывая сказанное, в рамках деятельности Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов систем менеджмента «ЦЕНТР-ИНФОРМ» разработан ряд «унифицированных» программ подготовки внутренних аудиторов СЭМ из числа работников предприятий, внедряющих СЭМ в свою производственную и бизнес-деятельность [19; 20].

При подготовке аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность в рамках органа сертификации СЭМ или экоаудиторской организации, к ним предъявляются следующие требования [3 - 6]:

● безупречная деловая репутация, подтвержденная рекомендациями не менее трех аудиторов-экологов, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее трех лет до дачи рекомендаций;

● отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

● демонстрация в процессе аудита личных качеств, способности применить знания и навыки;

● членство в одном из аудиторских объединений и регистрация в реестре аудиторов.

Законодательством об аудиторской деятельности установлены:

права аудиторов:

● самостоятельно определять приемы и ме­тоды своей работы, за исключением планирова­ния и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соот­ветствии с Федеральными правилами (стандар­тами) аудиторской деятельности [21];

● проверять в полном объеме документа­цию, связанную с де­ятельностью аудируемого лица в экологической сфере, а также факти­ческое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

● получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной фор­мах по возникшим в ходе аудита вопросам;

● отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения в аудиторском заключении в случаях:

► непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

► выявления в ходе аудита об­стоятельств, оказывающих, либо могущих ока­зать существенное влияние на мнение аудито­ра о степени достоверности документации аудируемого лица;

● осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг и не про­тиворечащие законодательству РФ и Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности [21];

обязанности аудиторов:

● осуществлять аудиторскую проверку в со­ответствии с законодательством РФ, имея при этом ввиду нормы ФЗ «Об аудиторской деятельности», запрещающие индивидуальному аудитору проводить обязательный аудит (ст.7), а аудиторской организации (и, следовательно, органу сертификации) заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст.1. п.7). Из сказанного следует, в частности, запрещение совмещать в рамках одной организации оказание образовательных услуг с услугами по проведению сертификации или аудита.

● предоставлять аудируе­мому лицу необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудита, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замеча­ния и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторской организации, или органа сертификации;

● в срок, установленный договором ока­зания аудиторских услуг, передать аудитор­ское заключение аудируемому лицу и (или) ли­цу, заключившему договор оказания аудиторских услуг аудиторской организацией или органом сертификации;

● обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудита, не разглашать их содержание без сог­ласия аудируемого лица и (или) лица, заключив­шего договор оказания услуг, за исключением случаев, предусмотренных законо­дательством РФ. Федеральными правилами [21] определено: аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет. Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица;

● исполнять иные обязанности, вытекаю­щие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг или услуг по сертификации СЭМ, и не противоречащие законодательству РФ.

Аудиторские организации, и органы сертификации:

имеют право:

● образовывать союзы, ассоциации и другие объединения, вступать в саморегулируемые организации для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов;

● на вознаграждение за свою работу;

обязаны:

● соблюдать условия конфиденциальности;

● не распространять полученные в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности;

● проводить аудиторские проверки по поручению государственных органов (в соответствии с процессуальным законодательством РФ);

● отказаться от проведения аудита (о чем поставить в известность заказчика), а также государственный орган, если планируется проверка:

а) аудиторами, являющимися для проверяемого хозяйствующего субъекта учредителями, собственниками, акционерами, руководителями, должностными лицами, несущими ответственность за организацию деятельности аудируемого предприятия в экологической сфере;

б) аудиторами, состоящими в близком родстве или свойстве с: учредителями, собственниками, акционерами, руководителями, должностными лицами проверяемого хозяйствующего субъекта, несущими ответственность за организацию деятельности в экологической сфере. Близкими родственниками и свойственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ признаются родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов;

в) аудиторскими организациями (и органами сертификации) в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками этих аудиторских организаций;

г) аудиторскими организациями (и органами сертификации) тех хозяйствующих субъектов, в отношении которых эти они являются учредителями, собственниками, акционерами;

д) аудиторскими организациями (и органами сертификации) в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся дочерними обществами, филиалами (отделениями) и представительствами; а также, если были оказаны соответствующему хозяйствующих субъекту услуги, сопутствующие аудиту;

● немедленно сообщить заказчику (государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку), о необходимости привлечения к участию в проверке экспертов в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;

● квалифицированно проводить аудит и оказывать сопутствующие ему услуги.

С учетом специфики деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта может быть конкретизировано положение о праве аудитора отказаться от проведения аудита в случае выявления обстоятельств, могущих оказать существенное влияние на его мнение о достоверности документации аудируемого лица, то есть о праве отказаться от обязанности выдавать аудиторское заключение либо отрицательное, либо с отказом от выражения мнения о достоверности документации [21].

Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор выполнения аудита

(в контексте ст.14 ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

При проведении экоаудита (или аудита СЭМ органом сертификации) аудируемое лицо (или предприятие, представившее СЭМ для проведения сертификационного, инспекционного, ресертификационного аудита) и заключившее договор оказания аудиторских (сертификационных) услуг:

вправе:

● получать от аудиторской организации информацию о зако­нодательных и нормативных актах, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

● получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

● самостоятельно выбирать аудитора; перед заключением договора, в процессе проверки, после ознакомления с заключением аудитора получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон; быть проинформированным о мотивации выводов аудитора;

● в случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам, аудируемое лицо имеет право обратиться в орган, координирующий деятельность в области аудита, для предъявления претензий к аудитору. На основании решения суда или арбитражного суда по иску, с аудитора (или аудиторской организации, или органа сертификации) могут быть взысканы в пользу хозяйствующего субъекта понесенные им убытки в полном объеме и расходы на проведение перепроверки;

обязано:

● создавать аудиторской организации (органу сертификации) условия для своевре­менного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудитор­ским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им ин­формацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудитор­ских организаций исчерпывающие разъясне­ния и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведе­ния у третьих лиц;

● не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ауди­торской проверки;

● оперативно устранять выявленные ауди­торами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения и состав­ления отчетности;

● своевременно оплачивать услуги ауди­торских организаций (индивидуальных аудито­ров) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с пози­цией аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудитора­ми работы по независящим от них причинам.

О специфике применения норм Гражданского кодекса РФ при организации аудита.

Ha аудиторскую деятельность распространяется действие норм ст.ст. 779-783 главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». В соответствии со ст.783 ГК РФ общие положения о подряде (ст.ст. 702-727 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779-783 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездных услуг.

Терехов А.А. [22] отмечает, что некоторые исследователи сводят аудиторские правоотношения к условиям договора подряда, учитывая те обстоятельства, что заказчику аудита аудитор или аудиторская организация за вознаграждение оказывают услуги. Подобные рассуждения – это лишь не корректная попытка использовать аналогию закона, поскольку аудиторские правоотношения существенно отличаются от правоотношений, характерных для договора подряда.

По условиям договора подряда именно и, прежде всего, заказчик данных услуг вправе оценивать их качество. Поэтому при выполнении работ (оказании услуг, сопутствующих аудиту) и их принятии заказчиком стороны, как правило, оформляют акт о приемке-сдаче работ либо иной документ, удостоверяющий приемку (ст. 720 ГК РФ).

Практика подсказала многим аудиторам необходимость избавиться от процедуры составления и подписания акта о приемке-сдаче работ по аудиторской проверке (но не услуг, сопутствующих аудиту), исходя из статуса сторон договора на осуществление аудита.

Обязанность аудитора (подрядчика) состоит не только в том, чтобы выполнить своевременно и с надлежащим качеством работы. Аудитор должен свидетельствовать соответствие деятельности заказчика нормам права, стандартам, инструкциям, правилам. Это основной, принципиальный момент их взаимоотношений.

Между договором на проведение аудита и договором подряда существуют сходные черты, но есть и принципиальные различия. Основное из них состоит в том, что право оценивать качество проведенной проверки аудируемому хозяйствующему субъекту не предоставлено.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в контексте ст.ст. 17; 18) такое право было предоставлено органу, до 2002 г. выдававшему лицензию на осуществление аудиторской деятельности, суду, арбитражному или третейскому суду и возникает лишь по результатам специально организованной перепроверки выполненных работ по аудиту при наличии соответствующих выводов о не качественности ранее проведенного аудита. Факт выполнения аудита надежнее подтверждать фактом передачи аудиторского заключения заказчику: либо на экземпляре заключения, остающемся у аудитора, должна быть расписка заказчика о получении им заключения, либо (что рекомендуется в исключительных случаях) заключение отправляется заказчику по почте с уведомлением о вручении. Таким образом, по сравнению с актом о приемке-сдаче работ по аудиту «иным документом, удостоверяющим приемку» (ст. 720 ГК РФ), является полученное заказчиком заключение аудитора.

Однако, на практике передача заключения осуществляется с составлением акта приемки-сдачи работ. Но это оставляет возможность оказать на аудитора давление со стороны заказчика путем отказа принять аудиторское заключение или подписать акт приемки-сдачи работ. На аудитора не должно оказываться какого-либо воздействия с целью получения желаемой формы аудиторского заключения, либо исключения фиксации несоответствий документации (деятельности) аудируемого лица законодательству. Поэтому в договоре уместно условие: «При завершении работ Исполнитель представляет Заказчику аудиторское заключение. К нему могут быть приложены и иные документы, которые аудитор сочтет необходимыми в сложившихся обстоятельствах, исходя из условий договора и конкретных аудиторских свидетельств (доказательств), выявленных у Заказчика. Передача Исполнителем результатов работ осуществляется с составлением и подписанием акта приемки-сдачи их выполнения, а в случае представления аудиторского заключения – без акта, только с подписью представителя Заказчика на копии аудиторского заключения».

Существенным условием договора о проведении аудита является цена услуг. В соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг, вне зависимости от выводов, содержащихся в заключении аудитора. Мировая практика, а также практика некоторых транснациональных аудиторских компаний в России предусматривает предварительную оплату аудиторских услуг. В договоре уместно условие, дополняющее организационную независимость аудитора и обеспечивающее его материальную независимость: «Оплата аудита производится Заказчиком как предварительный денежный задаток в размере полной стоимости заказываемых работ либо осуществляется не позже, чем в течение двух календарных дней после начала работ».

Рекомендуется следующий порядок оплаты экоаудита [22].

Заказчик аудита обязан сделать авансовый взнос за рассмотрение заявки на экоаудит (включает командировочные расходы и оплату проезда для первоначального обследования объекта), а оплату осуществлять поэтапно в соответствии с договором о выполнении программы экоаудита или о выполнении сопутствующих услуг.

Для определения размеров оплаты аудитора используется прейскурант работ с учетом сложности, масштабности аудируемого объекта, показателей объемов производства, величины прибыли или выручки от реализации продукции (работ, услуг), потребности в аналитических и инструментальных обследованиях. В прейскурант включают тарифы на оплату работы аудиторов, в частности, при почасовой оплате. В договорах о проведении экоаудита необходимо предусматривать оплату аудируемым лицом работы технических экспертов, привлекаемых к проверкам.

При определении стоимости экоаудита и сопутствующих ему услуг целесообразно воспользоваться Методикой ценообразования на платные работы и услуги природоохранного назначения, Методикой расчета стоимости работ и услуг природоохранного назначения, Нормами времени на производство анализов, помещенными в Приложении к приказу Госкомэкологии России № 226-96 г., сложившимися на рынке экологически ориентированных работ ценами на выполнение экоаудита и соответствующих услуг, а также иметь в виду Правила установления предельной границы колебаний рыночной цены работ (услуг) по освоению природных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 216.

Об ответственности за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности

Ответственность аудиторов по этическому кодексу аудиторов.

В этическом кодексе аудиторов, принимаемым профессиональными аудиторскими объединениями, обобщены этические нормы профессионального поведения аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм – непременная обязанность и высший долг каждого аудитора.

Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности должны осуждать неэтичное поведение отдельных аудиторов и имеют право требовать их наказания вплоть до исключения из аудиторских объединений, а также выступать с мотивированным ходатайством перед уполномоченным органом о лишении квалификационного аттестата аудитора.

Каждый аудитор, подвергшийся критике своих коллег по поводу нарушения этики профессионального поведения, имеет право на объективное публичное расследование допущенных отступлений от норм, предусмотренных этическим кодексом. По желанию нарушителя расследование может проводиться конфиденциально.

Дисциплинарная ответственность

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (аудитором) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, руководитель аудиторской организации и руководители ее структурных подразделений (в пределах своей компетенции) имеют право применить дисциплинарное взыскание (ст.192 Трудового кодекса РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, депремирование. Взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения нарушения.

Трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам, судом (гл.60; 61 Трудового кодекса РФ).

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает применения при наличии правовых оснований ответственности административной, уголовной, гражданской.

Административная ответственность участников аудиторской деятельности

Административная ответственность предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В соответствии с КоАП РФ юридические лица подлежат ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 2.10, п.1).

В случаях, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ст. 2.10, п.2).

Принципиально также, что назначение административного наказания юридического лица не освобождает от административного наказания виновное физическое лицо, а привлечение физического лица к уголовной или административной ответственности не освобождает от административной ответственности юридическое лицо (ст. 2.1).

Предусмотрены основные и дополнительные административные наказания.

Исходя из анализа сущности аудиторской деятельности, аудиторы могут привлекаться к ответственности за совершенные ими правонарушения, за которые предусмотрены следующие виды административных наказаний: предупреждение (ст. 3.4); административный штраф (ст. 3.5); лишение специального права (ст. 3.8); дисквалификация (ст. 3.11).

Введена правовая категория «аудиторская тайна» (ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст. 9).

За разглашение информации с ограниченным доступом экоаудитор (или экоаудиторская организация) могут быть привлечены к ответственности по ст. 13.14. КоАП.

В качестве административных правонарушений в области предпринимательской деятельности предусмотрены:

● осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 14.1);

● ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

● осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23).

Ответственность аудитора за заведомо ложные пояснение, заключение (если аудитор участвует в рассмотрении дела судом в качестве соответственно специалиста или эксперта) предусмотрена ст. 17.9.

Уголовная ответственность участников аудиторской деятельности

Уголовная ответственность предусмотрена следующими статьями УК РФ.

Ст. 171 «Незаконное предпринимательство» предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, в установленных ст. 171 случаях наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо арестом, либо лишением свободы.

Ст. 178 «Монополистические действия и ограничение конкуренции» предусматривает, что ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности наказываются штрафом, либо арестом, либо лишением свободы.

Ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», предусматривает, что собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом, либо без такового. Основные положения о сохранности сведений, содержащих коммерческую тайну, закреплены в ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 №98-ФЗ.

Ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» предусматривает, что использование аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Гражданско-правовая ответственность аудиторских организаций

Ответственность юридических лиц (кроме финансируемых собственником учреждений) определена ст. 56 ГК РФ.

1). Ответственность участников аудиторских отношений при нарушении условий заключения договора.

Следуя ст.437, ч 1 ГК РФ, реклама и иные предложения, исходящие от аудиторских организаций (и органов сертификации) и адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в приложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (ст. 435, ст. 437, ч.2 ГК РФ).

Порядок заключения договора в обязательном порядке определен ст. 445 ГК РФ. Установлено также, что, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (ст. 445, ч. 4 ГК РФ).

2). Ответственность аудиторской организации и аудитора возникает вследствие нарушения принятых ими на себя по договору об аудите обязательств. При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (ст. 431 ГК РФ).

Ст. 401 ГК РФ указывает основания ответственности за нарушение обязательства:

● лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности;

● лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства;

● отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство;

● если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обязательствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

3). Ст. 400 ГК РФ предусмотрена ограниченная ответственность: по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Статьями 407, 408, 414, 416, 419 ГК РФ определены основания прекращения обязательств полностью или частично (в соответствии с этим снимается ответственность с аудиторских организаций и аудиторов): исполнением; новацией, т.е. заменой первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения; невозможностью исполнения (если это вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает); на основании акта государственного органа; в случае смерти гражданина (индивидуального аудитора); ликвидацией юридического лица.

Ответственность аудитора перед заказчиком аудита должна включать ответственность за:

● неквалифицированное проведение проверки, когда ответственность состоит в возмещении затрат на проведение перепроверки (однако в случае совпадения основных выводов проверки и перепроверки затраты на проведение перепроверки следует относить за счет заказчика аудита, чтобы избежать злоупотреблений с его стороны);

неблагоприятные для заказчика последствия выполнения данных аудитором рекомендаций, которые, как оказалось, противоречат законам;

● ущерб, нанесенный заказчику разглашением конфиденциальной информации, ставшей известной аудитору в результате проведения проверки или оказания сопутствующих аудиту услуг.

За неквалифицированное проведение аудиторской проверки, приведшей к убыткам для проверяемой организации, с аудиторской организации могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим удостоверение аудитора: понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф.

4) Некачественное проведение аудита может квалифицироваться как причинение вреда юридическому лицу (заказчику аудита). Общие основания ответственности за причинение вреда предусмотрены ст. 1064 ГК РФ.

Если аудиторы являются работниками аудиторской организации (либо органа сертификации), т.е. выполняют аудит на основании трудового договора (контракта), либо по гражданско-трудовому договору, если они при этом действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица и под его контролем, и причинили вред при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей, то ответственность за вред несет юридическое лицо в соответствии со ст. 1068 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее указанный вред, имеет право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

5) Способы возмещения вреда определены ст. 1082 ГК РФ. Применительно к ответственности при осуществлении аудиторской деятельности необходимо иметь ввиду обязанность возместить причиненные убытки (ст. 15 п. 2 ГК РФ).

6) Полная материальная ответственность аудитора как работника – участника трудовых отношений, основанных на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, наступает в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 243, 7) Трудового кодекса РФ).

Специальная ответственность аудиторов

Основания и порядок аннули­рования квалификационного аттестата ауди­тора (ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст.12):

1) получение квалификаци­онного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдение требова­ний о соблюдении аудиторской тайны (ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст.9) и о независимости аудитора;

4) систематическое нару­шение требо­ваний, установленных законодательством РФ или федеральными прави­лами (стандартами) аудиторской деятельности;

5) подписание аудитором заведомо ложного заключения, составление которого влечет ответственность для лица, подписавшего такое заключение, аннули­рование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством;

6) в течение двух ка­лендарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

7) нарушено требование о прохож­дении обучения по программам повышения ква­лификации (в контексте ст. 12 ФЗ).

Решение об аннулировании удостоверения аудитора-эколога принимается профессиональным объединением аудиторов-экологов.

Лицо, квалификационный аттестат кото­рого аннулирован, вправе обжаловать решение в суде в течение трех месяцев со дня его получе­ния.

Лицо, квалификационный аттестат кото­рого аннулирован по основаниям, предусмот­ренным пунктами 1), 3)-5), не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осу­ществления аудиторской деятельности в тече­ние трех лет со дня принятия решения об анну­лировании квалификационного аттестата ауди­тора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 2), не вправе повторно обращаться с заявлением о по­лучении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, преду­смотренного вступившим в законную силу при­говором суда.

В качестве одного из оснований аннулирования квалификационного аттестата аудитора определено систематическое нарушение аудитором установленных требований. Законодатель не определил понятие «систематическое нарушение» и не конкретизировал, какие требования имеются ввиду. Ясно, что последствия нарушений требований различны. Отмеченное несомненно вызовет трудности при обосновании решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора. Очевидно, что при подготовке соответствующего решения следует учитывать в первую очередь последствия нарушения аудитором требований, закрепленными нормативными правовыми актами и Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Целесообразно было бы, на наш взгляд, установить подзаконным актом форму и порядок представления документа, свидетельствующего об осуществлении аудитором аудиторской деятельности. Таким свидетельством могут быть справки аудиторской организации о проведении аудитором аудита хозяйствующего субъекта по договору с аудиторской организацией. В справке необходимо указать аудируемое предприятие, длительность аудита, реквизиты договора между аудиторской организацией и аудируемым лицом (без раскрытия его содержания), степень участия аудитора (аудитор, руководитель аудиторской группы).

Неоднозначно мнение о целесообразности предоставления аудитором отзыва аудируемого лица о проведенном аудите. Всегда имеется вероятность того, что отзыв (положительный или отрицательный) может быть дан исходя из формы аудиторского заключения (положительного или отрицательного), и в меньшей степени – исходя из объективной оценки процедуры и результатов проведенного аудита. Предоставление аудируемому лицу права давать отзыв о качестве проведения аудита может поставить аудитора в зависимость от этого лица.

В пользу высказанного положения свидетельствует и тот факт, что объективная оценка действий аудитора при осуществлении аудита может быть дана на основе анализа ее соответствия федеральным и иным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, с которыми вряд ли знакомо аудируемое лицо в достаточной степени.

В аудиторской организации должен проводиться учет проверок, в выполнении которых принимал участие аудитор по договорам с аудиторской организацией.

Исходя из общих принципов ответственности правонарушителя, принятых административным и уголовным законодательством, аннулирование квалификационного аттестата аудитора не освобождает его от административной и уголовной ответственности при наличии в его деяниях признаков состава административного правонарушения или состава преступления.

Привлечение экоаудитора к административной либо уголовной ответственности и применение к нему соответствующих санкций может послужить основанием для решения уполномоченного органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Для повторного обращения лица, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 8, необходимо, чтобы не только прошло не менее 3 лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата, но и чтобы претендент на его получение представил все необходимые для этого документы.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 6) вводит понятие заведомо ложного аудиторского заключения, определяя его как аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию докумен­тов, представленных для аудиторской провер­ки и рассмотренных аудиторской организаци­ей или индивидуальным аудитором в ходе ау­диторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Составление заведомо ложного аудитор­ского заключения влечет ответственность для лица, подписавшего такое заключение, аннули­рование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством. Законодателем не введены признаки аудиторского заключения, «явно противоречащего содержанию документов».

Заключение

Представленный выше материал, по мнению авторов настоящей статьи, должен быть использован в соответствующем объеме для определения структуры и текста рекламы (или материалов презентации) организации, осуществляющей экоаудиторскую деятельность и/или сертификацию СЭМ на соответствие стандартам ИСО, а также как иллюстрация методического подхода к квалификации противоправных деяний участников деятельности,

Полагается, что настоящая статья вызовет интерес у специалистов в области систем менеджмента качества, охраны здоровья и безопасности труда, ресурсосбережения.

В работе [1] намечены направления развития «зеленого» маркетинга, а также названо одно из концептуальных противоречий экологического маркетинга: в ряде ситуаций он способствует «потребительской лихорадке». Достаточно убедительные примеры возможных отрицательных последствий подобной «лихорадки» применительно к услугам разработки и сертификации систем менеджмента обсуждены в работе [2].

Литература

1. Притужалова О.А. Истинно экологический маркетинг и «псевдо-зеленый» маркетинг –гринвошинг // журнал «Экологический вестник России», № 5, 2015.

2. Кузьмина К.С. Экология как орудие маркетинга на мировом рынке // журнал «Экологический вестник России», № 11, 2014.

3. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. М.: изд. «ЭКЗАМЕН», 2000.

4. Байдаков С.Л., Серов Г.П. Экологический аудит. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» М.: изд. «Ось-89». 2002.

5. Серов Г.П. Состояние и направления совершенствования правового регулирования экоаудиторской деятельности в Российской Федерации // журнал Использование и охрана природных ресурсов России». НИА «Природные ресурсы», № 5, 2005.

6. Серов Г.П. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность. Научно-практическое руководство. М.: изд. «ДЕЛО» Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, 2008.

7. Орлова И.Г. Экологический аудит: саморегулирование, лицензирование или аккредитация? // журнал «Экологический вестник России», № 8, 2014.

8. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. О рассуждениях на тему аудита, экоаудиторской деятельности: что «лучше» – саморегулирование, лицензирование или аккредитация? // журнал «Экологический вестник России», №№ 10; 11, 2014.

9. МС ISO14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

10. МС ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования».

11. МС ISO 45001:2017 «Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда – Требования и рекомендации по применению» (генеральный проект).

12. http://www.promecolog.ru/audit

13. http://экоизыскания.рф/ekologicheskij-konsalting/ekologicheskij-audit

14. http://www.ecoprofi.ru/

15. http://www.promecopalata.ru/index.php?option=com_content&id=111

16. glavsert.ru

17. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Парусова Н.С. Сертификаты о соответствии системы экологического менеджмента требованиям международного и национального стандартов получены. Что дальше? // журнал «Экологический вестник России», № 7, 2016

18. ГЛОБАЛИСТИКА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.М.: ЦНПП «ДИАЛОГ» ОАО ИЗД. «РАДУГА».2003 г., 1328 с.

19. Серов Г.П., Селиванова М.В. Дополнительное профессиональное образование в области менеджмента: актуальность, востребованность; программирование // журнал «Экологический вестник России», № 4, 2014

20. Серов Г.П., Селиванова М.В. О методическом подходе к организации оценки результативности дополнительного профессионального обучения разработчиков и аудиторов систем менеджмента // журнал «Экологический вестник России», № 4, 2014.

21. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, ред. от 22.12.2011).

22. Терехов А.А. Аудит. М.: изд. «Финансы и статистика», 1999.

Г.П. Серов,

д.ю.н., к.т.н., профессор,

НП «Экологическая аудиторская Палата»,

г. Москва,

Л.А. Смоленцева,

директор, ООО «ЦЕНТР-ИНФОРМ»,

г. Ярославль,

Н.С. Парусова,

директор, ЧОУ ДПО ССМ «ЦЕНТР-ИНФОРМ»,

г. Ярославль.