Font Size

Cpanel

Профессиональные стандарты и независимая оценка профессиональной квалификации работников

grishenkoyaС 1 июля 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждающий порядок разработки и применения профессиональных стандартов – относительно нового явления в трудовом законодательстве Российской Федерации. Как это повлияет на нормативное регулирование трудовой деятельности и позволит ли приблизить уровень квалификации специалиста, выходящего из стен вуза, к уровню специалиста, требуемого на реальном производстве?

Квалификационные требования к работникам до недавнего времени были определены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). При этом ни для кого не секрет, что научно-технический прогресс, развитие производств, технологий и рыночная экономика сформировали большое количество новых, ранее не существующих профессий, а также предъявили новые уровни к квалификации работников. Все это с каждым годом стало играть все большую роль в непростых взаимоотношениях начинающего специалиста, опытного работника и работодателя, в ходе которых бизнес критикует существующую образовательную систему, узкопрофильные специалисты сетуют на размытость знаний выпускников, а вузы не менее справедливо указывают на закрытость предприятий для получения от них новых знаний.

Одним из важнейших аспектов создания сбалансированной системы трудовых отношений, обусловленным потребностью изменения действующей системы квалификаций, а также приближения образовательных программ к запросам реальных секторов экономики, должно стать внедрение четко сформулированных и согласованных современных требований, оформленных в виде профессиональных стандартов.

Понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника» были введены Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» и на сегодняшний день определены в статье 195.1 Трудового кодекса:

профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции,

квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Таким образом, профстандарт представляет собой перечень обобщенных трудовых функций (включая необходимые знания и умения) с расшифровкой возможных наименований должности работника, указанием уровня квалификации и необходимых требований к образованию и опыту работы, необходимых для выполнения данной функции.

Как отмечают специалисты [1], впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профессиональных стандартов. Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций (НАРК). Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта.

В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профстандартов на 2012-2015 годы. Экспертами Минтруда РФ был подготовлен и утвержден новый макет профессионального стандарта и разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Структура профессионального стандарта установлена приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта».

В следующем 2012 году тема профессиональных стандартов нашла свое развитие в знаменитых «майских указах Президента». Так, Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ была поставлена задача разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. По состоянию на 1 июня 2016 г. утверждено 813 профстандартов для всех отраслей экономики [2].

Современный профессиональный стандарт, перечисляющий минимально необходимые требования к квалификации и компетенции работника по конкретной профессии (должности), имеет отличную от ЕКС и ЕТКС ступенчатую структуру описания квалификационных характеристик, обеспечивающую их взаимосвязь с уровнем знаний работника, его умениями и опытом работы. В теле стандарта обобщенная функция раскрывается в виде самостоятельных трудовых функций, включающих в себя конкретные трудовые и организационные действия, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 утверждены правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Документом предусмотрено три ключевых направления применения профстандартов:

1) при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

2) при разработке профессиональных образовательных программ;

3) при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Второе и третье направление нормализованы Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов и Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 661), где даны исчерпывающие сведения о применении профстандартов в этих сферах деятельности.

Требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в образовательных стандартах, а также конкретные программы профессионального обучения предполагается формировать на основе соответствующих профстандартов. При этом будет необходимо в течение года с момента принятия соответствующего закона обновить уже принятые федеральные государственные образовательные стандарты и привести их в соответствие с профстандартами. Таким образом должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совершенно иные.

В то же время применение профстандартов по отношению к уже работающему персоналу организаций и предприятий вызывает ряд вопросов и недопониманий со стороны работодателей и работников, основные из которых - обязательность применения профстандартов и их статус по отношению к ЕКС и ЕТКС.

Как отмечается в Информации Минтруда России от 05.04.2016 «По вопросам применения профессиональных стандартов», в перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Однако такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода, и на текущем этапе работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он будет использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в двух случаях.

Во-первых, согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

В указанной статье упоминаются законодательные ограничения, которые для отдельных профессий или должностей могут быть установлены:

● по полу (при организации определенных работ с повышенной опасностью запрещено использовать труд женщин),

● по возрасту (при работах, на которых запрещено использование труда несовершеннолетних),

● по образованию (нельзя работать медиком, не имея медицинского образования, или педагогом, не имея педагогического образования),

● по медицинским противопоказаниям.

К числу компенсаций и льгот обычно относят:

● досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

● ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,

● повышенную оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,

● выдачу молока и лечебно-профилактического питания.

Таким образом, работодатель любой формы собственности обязан использовать наименование должности из профессиональных стандартов, если законодательно по этим позициям есть льготы, компенсации и ограничения, в т.ч. квалификационные.

Во-вторых, согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

Во всех других случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.

Разработка и утверждение профессиональных стандартов в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования ведется довольно активно, и на сегодняшний день, помимо специфических отраслевых стандартов, разработан целый ряд экологических профстандартов «сквозных» видов профессиональной деятельности. Некоторые из них уже утверждены и вступили в силу: «Работник по ремонту оборудования для утилизации и обезвреживания медицинских и биологических отходов» (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 № 1145н), «Специалист контроля качества и обеспечения экологической и биологической безопасности в области обращения с отходами» (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 № 1146н), «Специалист по логистике в сфере обращения с отходами» (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 № 1147н) и «Инженер-технолог по обращению с медицинскими и биологическими отходами» (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 № 1149н).

Еще один блок профстандартов находится в стадии разработки и обсуждения. Профессиональный стандарт «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)» направлен на реализацию комплекса организационно-технических мер, направленных на обеспечение соответствия природоохранной деятельности предприятия нормативным требованиям, и базируется на международных требованиях к уровню экологическаой безопасности предприятия, которые изложены в группе стандартов ISO 14000, устанавливающей требования к системе управления предприятием в области экологической безопасности.

Как указывается в пояснительной записке к проекту, данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом и применим в таких областях профессиональной деятельности, как металлургическое производство, обработка древесины, обработка вторичного сырья, производство судов, автомобилей и др. При разработке профессионального стандарта разработчики руководствовались тезисом о том, что профессии в области обеспечения экологической безопасности предприятия должны иметь межотраслевой характер с возможностью установления дополнительных отраслевых требований.

Профстандарт описывает обобщенные трудовые функции и уровни квалификации, начиная от техника-эколога и заканчивая ведущим инженером-экологом и начальником отдела охраны окружающей среды. В число указанных трудовых функций специалиста по экологической безопасности входит документальное оформление отчетности по экологической безопасности, расчет норм предельных загрязнений, разработка технических, организационных и экономических мероприятий по обеспечению экологической безопасности предприятия и ряд других. Обсуждение стандарта продолжается на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов [3], по результатам которого в документ будут внесены правки и уточнения.

Другой профессиональный стандарт - «Специалист в области рационального природопользования в нефтегазовом секторе», находится в стадии разработки и согласно заявленному календарному плану может вступить в силу ориентировочно к концу 2017 г. [2]. Как отмечается в обосновании к проекту этого документа, совершенствование технологий требует повышения уровня квалификации работников в соответствии с изменяющимися функциональными требованиями к содержанию и формам организации их профессиональной деятельности. Разработка стандарта продиктована необходимостью выработки обновленных требований к содержанию деятельности и квалификации специалистов-экологов нефтегазовой отрасли, а результаты их работы должны обеспечивать высокий уровень принимаемых решений, качественную и безопасную эксплуатацию объектов. К основному содержанию деятельности специалиста в области рационального природопользования в нефтегазовом секторе будут отнесены: осуществление контроля за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, организация проведения лабораторно-инструментального производственного контроля на объектах организации, участие в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды, проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов с учетом специфики нефтегазового сектора и другие.

В аннотации к рассмотренным профстандартам прямо указывается одна из важнейших сфер их применения - оценка и сертификация квалификаций работников.

На сегодняшний день регулирование вопросов сертификации квалификации работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям (областям профессиональной деятельности) и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. В частности, с 2006 г. проведение сертификации персонала проводит Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), определяя данный процесс как «подтверждение независимым компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом».

Согласно результатам мониторинга, проведенного НАРК в 2014 году, в настоящее время центры сертификации профессиональных квалификаций существуют во всех регионах и имеют различные организационно-правовые формы. При этом инициаторами сертификации в 92% случаев являются работодатели и только в 6% сами соискатели.

Основными направлениями деятельности НАРК являются:

● организация работ по развитию современной национальной системы квалификаций и отдельных ее компонентов (национальной рамки квалификаций, профессиональных и образовательных стандартов и др.);

● формирование независимой системы оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций;

● развитие нормативно-правовой базы общественно-государственного партнерства в области профессионального образования.

Наиболее значительным результатом работы НАРК стала подготовка проекта Федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в первую очередь вводящего в нормативное правовое поле понятие «оценка квалификации» и устанавливающего единые подходы к оценке квалификаций, в том числе проводимой в форме сертификации.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, усовершенствование подходов к оценке квалификации возникает в связи с повышением требований к квалификации работников и постоянному обновлению их компетенций. Однако справедливо возникает вопрос, кто и как будет определять этот уровень компетенций, а также компетенцию работников организации, которая проводит сертификацию. Этот вопрос решается сложной и довольно запутанной иерархической системой, в которой перемешаны государственные органы и юридические лица.

Законопроект предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей. Координатором системы оценки квалификации станет координационный орган по профессиональным квалификациям, который будет наделять полномочиями советы по профессиональным квалификациям для организации деятельности по оценке квалификации на соответствие профессиональным стандартам в соответствующем виде профессиональной деятельности. В настоящее время таким координационным органом является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям [4]. Советы по профессиональным квалификациям, которые являются юридическими лицами (как правило, объединениями работодателей), будут вести в порядке, установленном координационным органом, отбор юридических лиц для наделения их полномочиями центров оценки квалификации, которые в свою очередь и будут проводить оценку квалификации соискателей.

Кроме того, в целях осуществления практической деятельности по развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации Правительство Российской Федерации и общероссийские объединения работодателей формируют национальное агентство профессиональных квалификаций, которое будет обеспечивать:

● организационную, методическую, экспертную, аналитическую поддержку деятельности координационного органа и советов;

● формирование, ведение, функционирование и развитие информационной системы «Реестр системы профессиональных квалификаций», включающей в себя информацию о документах, принятых координационным органом по профессиональным квалификациям и советами, центрах оценки квалификации, перечне профессиональных квалификаций, присваиваемых центрами оценки квалификации, выданных свидетельствах о квалификации, об апелляционных комиссиях;

● осуществление полномочий советов в отношении центров оценки квалификаций (в случае отсутствия соответствующих советов по профессиональным квалификациям).

Оценка квалификации будет осуществляться в форме профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификации. Экзамен платный, однако проводиться он может как за счет соискателя (работника), так и за счет работодателя, либо же за счет третьих юридических и физических лиц (например, рекрутинговые агентства). При успешном прохождении экзамена работнику будет выдаваться свидетельство о квалификации, если же экзамен не сдан, то комиссия выдаст специальное заключение и рекомендации. Эти сведения будут внесены в общий реестр, находящийся в открытом доступе. При этом конкретный порядок наделения полномочиями советов и отбора центров оценки квалификаций, методика определения стоимости оценки квалификаций, порядок создания апелляционных комиссий определяются координационным органом и советами.

На данный момент проект рассматриваемого федерального закона проходит оценку регулирующего воздействия (ОРВ) и антикоррупционную экспертизу [3]. Безусловно, данный законопроект является рамочным документом, определяющим новые направления, и нуждается в принятии подзаконных нормативных актов. В частности, в проекте ничего не говорится о том, должна ли процедуре проведения профессионального экзамена предшествовать подготовка к нему и каким образом она будет осуществляться. Ведь любой профессиональный стандарт, на соответствие которому будет экзаменоваться работник, подразумевает как владение практическими навыками в данной сфере деятельности, так и теоретические знания, не каждый день применяемые на практике.

Тем не менее не вызывает сомнений то, что разрабатываемый механизм оценки профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам способен внести положительный настрой во всю систему высшего и профессионального образования. Готовящийся закон будет способствовать обеспечению потребности в квалифицированных работниках и заметно снизит необходимость повышения квалификации и переподготовки работников, которые работодатель сейчас вынужден проводить иногда сразу после выхода молодого специалиста на работу. Кроме того, единая система профессиональной квалификации позволит смягчить процесс адаптации на новом рабочем месте и позволит работникам системно и целенаправленно развивать свои компетенции и осваивать новые профессии.

Литература

1. Митрофанова В.В. Профессиональные стандарты в вопросах и ответах // Секретарь-референт. - 2015. - № 4

2. Сайт программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 01.06.2016).

3. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения: 11.06.2016).

4. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям - 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://nspkrf.ru (дата обращения: 11.06.2016).

Я.И. Грищенко,
к.г.-м.н., заместитель руководителя
по экспертно-методической работе,
начальник управления,
КГ «ТЕРМИКА»