Font Size

Cpanel

О согласованности систем менеджмента качества и экологического менеджмента в контексте требований международных стандартов ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015

Авторы настоящей статьи, основываясь на своем 15-ти летнем опыте разработки и сертификации систем менеджмента качества и экологического менеджмента, (далее, соответственно, - СМК и СЭМ), для предприятий/организаций, осуществляющих различные виды производственной и бизнес-деятельности, сочли своевременным изложить свою трактовку понятий «согласованность» и «совместимость» СМК и СЭМ в контексте положений и требований МС ISO 9001:2015(по тексту ГОСТ Р ИСО9001- 2015 Системы менеджмента качества. Требования, утверждены и введены в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015г №1391-ст) и МС ISO 14001:2015 (по тексту ГОСТ Р ИСО 14001-2015. Системы экологического менеджмента. Требования ISO 14001:2015, утверждены и введены в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015г.).

Предисловие.

Статья подготовлена в формате краткого комментария к основным положениям разделов МС и содержит предложения, реализация которых, по мнению авторов, способствует имплементации МС в российскую нормативную правовую систему, переходу заказчиков и разработчиков СМК и СЭМ на МС в редакции 2015г., рациональному использованию предприятиями/организациями ресурсов (финансовых, временных, кадровых) на разработку и поддержание в рабочем состоянии указанных систем и пониманию бизнес-сообществом, надзорными органами и общественностью значимости и востребованности менеджмента качества и экоменеджмента в сложившихся в России экономических условиях.

МС разработаны с использованием единой структуры ISO для стандартов по СМ (high level structure), в виде единого текста с единой терминологией с тем, чтобы поддержать пользователей при реализации стандартов ISO по системам менеджмента, (далее – СМ).

В тексте МС:

перегруппированием подразделов прежних редакций МС сформированы новые (формально) разделы МС: Понимание организации и ее контекста; Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон; Лидерство и заинтересованность (приверженность); Действия по обработке рисков и реализации возможностей;

переименованы названия разделов: Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия - на Организационные роли, ответственность и полномочия/Функции, ответственность и полномочия в организации; Общие требования – МС ISO 14001:2015 на Определение области действия СЭМ, но МС ISO 9001:2015 оставлено прежнее наименование; Управление операциями - на Оперативное планирование и управление; Контроль – на Оценка результатов деятельности; Мониторинг и измерения - на Мониторинг, измерение, анализ и оценка; Оценка соответствия - на Оценка соблюдения; Анализ со стороны руководства - на Анализ экологического менеджмента; Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия - на Несоответствие и корректирующее действие;

МС ISO 9001:2015 представлен раздел Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг, подразделами которого являются: Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг; Требования к продукции и услугам; Проектирование и разработка продукции и услуг; Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками; Производство продукции и предоставление услуг;

изменены структура МС и последовательность размещения разделов МС, что может быть воспринято разработчиками и пользователями СМ как рекомендация по изменению логики разработки СМ и последовательности применения процедур менеджмента на очередном цикле планирования мероприятий, направленных на улучшение организации и повышение пригодности, адекватности и эффективности СМ и результативности менеджмента.

Международные стандарты менеджмента как нормативная основа организации внедрения менеджмента качества и экологического менеджмента

Разработчиками МС обращено внимание на ряд принципиальных положений, раскрывающих предназначение стандартов менеджмента и СМ.

1) Каждый отдельно взятый МС:

● разработан с тем, чтобы дать предприятиям нормативную основу организации менеджмента с учетом изменяющихся правовых, инженерно-технических, экологических условий;

● применяется полностью или частично для улучшения организации менеджмента;

● допускает использование предприятием комплексного системного подхода и методологии программно-целевого планирования, а также мышления, ориентированного на оценку рисков, используя, как и в прежних редакциях МС, концепцию цикла Plan-Do-Check-Act (PDCA), с тем, чтобы, презюмируя согласованность самих МС, достигнуть баланса между экономическими, социальными и экологическими интересами предприятия в глобальных общественно-политических и экономических условиях, сложившихся в настоящее время; согласовать или интегрировать СМ, разрабатываемую в соответствии со взятым МС, с требованиями других стандартов на СМ, а также с иными СМ и системами управления, внедренными предприятием;

● не включает требования, специфичные для других СМ, но вносит некоторые изменения в структуру разделов и формулировку ряда терминов для улучшения совместимости со стандартами на другие СМ [ 1 ].

● не предполагает увеличения или изменения законодательных требований к предприятию;

● не ужесточает и не изменяет правовые обязательства предприятия;

● не определяет специфических критериев для производственной деятельности предприятия;

● не содержит требований об обязательности применения в документации СМ предприятия структуры и терминологии МС и замены терминов, используемых предприятием, на термины, введенные МС, тем самым предоставляя предприятию возможность использования терминов, подходящих для его бизнеса;

● применим в любом предприятии/организации, независимо от их состава и структуры, для аспектов, которые определены для соответствующей стадии жизненного цикла промышленных объектов, входящих в состав предприятия, и жизненного цикла продукции и которыми возможно управлять.

2) СМ, представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов (организационной структуры, деятельности по планированию, распределения ответственности, процедур управления, ресурсов и т.д.), используемых для установления политики и целей предприятия в области менеджмента, для разработки способов и приемов достижения этих целей (управления аспектами), является организационно правовой формой организации менеджмента.

3) МС устанавливает требования:

к СМК, когда предприятие:

нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию и (или) услуги, отвечающие требованиям потребителей, при безусловном выполнении требований законодательства об отдельных видах деятельности и о защите прав потребителей;

● ставит целью повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения СМК;

к СЭМ, когда предприятие:

нуждается в демонстрации своей способности по улучшению ИПР, ООС, обеспечению ТиЭБ и защищенности от ЧС промышленных объектов, входящих в состав предприятия, отвечающие требованиям законодательства природоресурсного, природоохранного, о безопасности и защите от ЧС;

● ставит целью рациональное ИПР, снижение влияния техногенного характера на ОС, повышение ТиЭБ и защищенности от ЧС промышленных объектов, входящих в состав предприятия, - с учетом добровольно принятых обязательств, как правило, превышающих требования законодательства природоресурсного, природоохранного, о безопасности и защите от ЧС.

Разработчики МС и СМ достаточно убежденно высказываются о преимуществах, которые получают предприятия, внедрившие СМ, по отношению к предприятиям, не имеющим СМ, поэтому специалистами предприятий неоднозначно воспринимаются вышеприведенные положения МС, фактически «сужающие» практическую значимость внедрения предприятием СМ. Действительно, после получения предприятием сертификатов о соответствии СМ требованиям МС, и доведения их до стейкхолдеров предприятие повышает свой деловой имидж и инвестиционную привлекательность [2].

4) Вышесказанным определена цель формирования:

СМК - это разработка и документирование процедур менеджмента качества, использование которых ориентировано на постоянное улучшение качества продукции (работ, услуг) при безусловном выполнении ограничений правового (на осуществление соответствующих видов деятельности), финансового, инженерно – технического, кадрового, временного характера, а также требований потребителей продукции (работ, услуг);

СЭМ - это разработка и документирование процедур экоменеджмента, использование которых ориентировано на постоянное улучшение использования природных ресурсов (далее – ИПР), охраны окружающей среды (далее – ООС), обеспечению техногенной и экологической безопасности и защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера промышленных объектов, входящих в состав предприятия (далее, соответственно, - ТиЭБ, ЧС) при безусловном выполнении ограничений правового финансового, инженерно – технического, кадрового, временного характера на осуществление указанных видов деятельности.

5) МС при постановке цели разработки СМК, (и, следовательно, процедур менеджмента качества), не содержат каких-либо рекомендаций по использованию процедур экоменеджмента, а при постановке цели разработки СЭМ (и, следовательно, процедур экоменеджмента), соответственно, процедур менеджмента качества.

Тем не менее, в МС сказано о целесообразности совместимости стандартов; согласованности и интегрировании СМ, разрабатываемой в соответствии с требованиями одного МС, с требованиями других МС к иным СМ; совместимости процессного подхода к разработке СМ и методологии PDCA.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 введен подраздел Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для МС, где отмечено, что ГОСТ Р ИСО 9001-2015 позволяет организации/предприятию применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою СМК с требованиями других стандартов на СМ. Но при этом дается отсылка на связь только со стандартами ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и ИСО 9004 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Тем самым понятия согласованность СМ и интеграция СМК с другими СМ (но не с требованиями других стандартов на СМ) подменяются понятием взаимосвязь с другими стандартами, что некорректно (термин взаимосвязь корректнее применять при организации информационного обмена).

Определим основные понятия и термины, используемые далее при комментарии структуры МС и процедур менеджмента, документируемых стандартом организации/предприятия, (далее – СТО):

предприятие - это:

объект прав: имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый в целом недвижимостью. В состав предприятия входят все виды имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (Гражданский кодекс РФ, ст.132);

юридическое лицо: организация (хозяйствующий субъект), имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, признается юридическим лицом (ст.48 ГК РФ). Филиалы и представительства, создаваемые юридическими лицами, не являются юридическими лицами (ГК РФ, ст.55);

субъект права, осуществляющий деятельность в соответствии с Уставом и разрешительной документацией на осуществление деятельности в одной из организационно правовых форм, закрепленных ГК РФ;

продукционная система, представляемая Структурой административного управления предприятия, Системой технического регулирования предприятия, (далее - СТР), Планом размещения производственных и административных помещений промышленных объектов, входящих в состав предприятия, Графической привязкой объектов природопользования, Общей схемой технологического процесса производства продукции (проведения работ, оказания услуг), Технологической схемой управления природоохранной деятельностью (экоаспектами, факторами техногенного и экологического характера, эко рисками);

природопользователь – в соответствии с природоресурсным законодательством и Экологическим паспортом предприятия;

источник угроз техногенного характера для ОС – в соответствии с законодательством природоохранным и о техногенной безопасности;

объект экобезопасности , персонал, технология и продукция которого должны быть защищены от угроз экологического характера, обусловленных природно-антропогенными объектами, стихийными бедствиями и природными явлениями, и от угроз нехваткой природных ресурсов - в соответствии с законодательством природоохранным, об экобезопасности и о защите от ЧС;

производственные объекты: территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности; (ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

объект, оказывающий негативное воздействие на ОС: объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ФЗ «Об охране окружающей среды»);

опасность – это:

● наличие и действие реальных (или потенциальных) сил и факторов, которые могут стать дестабилизирующими по отношению к личности, к какой-либо социальной или природной системе с нанесением им ущерба, дезорганизации или полного уничтожения («Глобалистика. Энциклопедия.», изд. «Радуга», М. 2003г., с. 727);

● ситуация, обусловленная техногенной деятельностью, при которой возможно возникновение процессов и явлений, (факторов техногенного характера), способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на ОС;

● ситуация (обусловленная природным процессом или состоянием ОС), при которой возможно возникновение факторов экологического характера, действие которых способно привести к одному или совокупности негативных последствий для здоровья человека, состояния ОС, экономической деятельности (по аналогии с EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010г.).

безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (Закон РФ «О безопасности», ст.1); вид безопасности: техногенная, или экологическая, или социально-экономическая - определяется характером (происхождением) угрозы, соответственно, техногенной, экологической, социально-экономической, от которой должен быть защищен объект безопасности [3];

конте́кст предприятия/организации - совокупность обстоятельств, окружающих предприятие (Википедия);

организация/предприятие и ее среда - внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее СМ (см. ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.4.1);

предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ГК РФ, ст. 2). В дальнейшем при комментарии требований МС под бизнес-деятельностью понимается именно предпринимательская деятельность, в то время как в соответствии с п. 5.1.1. ГОСТ Р ИСО 9001:2015 бизнес в широком смысле следует понимать, как отображение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации/предприятия, независимо от того, является ли она государственной, частной, ставит ли она своей целью получение прибыли или нет;

бизнес-процесс – набор взаимоувязанных последовательно выполняемых управляемых операций, ориентированных на обеспечение безусловного выполнения мероприятий, предлагаемых с использованием процедур менеджмента; бизнес-процесс в большей степени относится к области финансово-экономического менеджмента, к формированию корпоративной политики, к бюджетированию;

хозяйствующие субъекты:

● российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»);

● индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (ФЗ о защите конкуренции);

убытки– расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст.15 ГК РФ);

риск:

● вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (ФЗ «О техническом регулировании», ст. 2);

● сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием (ГОСТ 12.0.230-2007, п. 2.21);

● сочетание (корректнее – произведение) вероятности события и его последствий (ГОСТ Р 51897-2002, п. 3.1.1)

риск экологический:

● вероятность наступления события, вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, вследствие которого причиняется вред ОС, жизни или здоровью животных или растений с учетом тяжести этого вреда (ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1);

● вероятность деградации ОС или перехода ее в неустойчивое состояние в результате текущей или планируемой хозяйственной деятельности, а также ЧС; может быть количественно оценен произведением вероятности негативного воздействия источника опасности и величины ущерба, причиненного реципиенту в результате этого воздействия («Глобалистика. Энциклопедия», ЦНПП «Диалог», ОАО Изд. «Радуга» М.2003г., с.902).

риск-ориентированный подход - метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица и (или) используемых им при осуществлении деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности; применяется в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ;

анализ риска– систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска (ГОСТ Р 51897-2002, п. 3.3.2);: анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска;

управление риском– действия, осуществляемые для выполнения решений в рамках менеджмента риска (ГОСТ Р 51897-2002, п. 3.4.2); управление риском может включать в себя мониторинг, переоценивание и действия, направленные на обеспечение соответствия принятым решениям;

управление:

● разработка и реализация комплекса мер организационно-правового, финансово-экономического, экологического, инженерно-технического, научно-методического, воспитательного и иного характера, направленных на создание условий, гарантирующих выполнение операций, связанных с важными аспектами (элементами деятельности);

● функция руководства предприятия, гарантирующая сохранение организационной структуры предприятия, поддержание и обеспечение требуемого производства продукции, а также реализацию программ ООС и обеспечения ТиЭБ для достижения экологических целей предприятия; управление охраной окружающей среды- обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие антропогенной деятельности на окружающую природную среду, а также рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее их воспроизводство;.

управление экологическое - деятельность, направленная на реализацию экологических целей и программ, в т.ч. в области изменения воздействия на окружающую среду; деятельности, направленная на реализацию экологической стратегии развития общества;

стейкхолдеры внешние - поставщики (в т.ч. инвесторы, кредиторы, страховщики), потребители, конкуренты, государство (в лице органов законодательной, исполнительной или судебной власти, общественность (средства массовой информации, граждане и их объединения, общества потребителей, общества защиты природы и др.);

стейкхолдеры внутренние - собственники, акционеры, руководители организации, менеджеры высшего звена, персонал, профсоюз;

синенергетика- область науки, имеющая принципиально междисциплинарный характер; исследует корпоративные явления в нелинейных, неравновесных, нестационарных открытых системах. При взаимодействии нескольких нелинейных динамических систем наблюдаются корпоративные процессы, приводящие к возникновению принципиально новых свойств взаимодействующих систем («Глобалистика. Энциклопедия», ЦНПП «Диалог», ОАО Изд. «Радуга» М.2003 г., с.918);

границы системы - связь между продукционной системой и ОС или другими продукционными системами;

документация стратегического планирования – документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, и иными участниками стратегического планирования в рамках целеполагания, планирования и программирования; ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ);

согласованность, следуя Толковому словарю русского языка, - это: - слаженность, стройность; непротиворечивость, совместимость; вязанность, связанность, сбалансированность, сработанность, складность, скоординированность, гармоничность; интегрировать - это… объединить (-нять) в одно целое; экономическая интеграция - форма интернационализации хозяйственной жизни; в математике … найти (находить) интеграл данной функции (Толковый словарь русского языка).

Принимая во внимание смысл терминов согласованность, интеграция и взаимосвязь, учитывая, что МС содержат требования совместимости, согласованности и возможности интеграции СМ в составе интегрированной системы менеджмента, (далее – ИСМ), совместимости процессного подхода к разработке СМ и методологии PDCA, - далее используем термин согласованность для обозначения СМ, при разработке которых соблюдены все перечисленные требования МС.

В рамках настоящей статьи также используются термины, введенные МС дополнительно к прежним редакциям МС:

обязательства соблюдения (compliance obligations) - заменяет выражение «законодательные и иные требования, которые организация обязалась выполнять», использовавшееся в предыдущей редакции, без изменения его смысла выражения в предыдущей редакции;

пригодность (suitability) означает, насколько СМ подходит организации, ее деятельности, культуре и бизнесу;

адекватность (adequacy) показывает, соответствует ли СМ требованиям МС и функционирует ли соответствующим образом;

результативность (effectiveness) показывает, достигаются ли ожидаемые результаты;

результативность менеджмента: измеряемые предприятием результаты управления своими аспектами.

О согласованности систем менеджмента качества и экологического менеджмента, организуемых в соответствии с циклом PDCA

В соответствии с МС основная цель формирования СМ: разработка и документирование процедур менеджмента. Следуя изложенным выше положениям МС, принятым определениям и терминам, учитывая «наработанную» предприятиями структуру СМ, представим унифицированную модель СМ, основными блоками которой являются стандарты организации в области менеджмента экологического или качества, (далее – СТО), документирующие разработанные предприятием процедуры менеджмента (рис. 1) [1].

pic1.unifiedmodel

Рис.1. Унифицированная модель системы менеджмента

Перечень СТО соответствует разделам МС, их наименованиям и введенной МС терминологии, (хотя этого не требуют МС). Логика, очередность разработки и содержание процедур менеджмента, документированных СТО, соответствуют циклу PDCA и предопределяют согласованность СМ на каждом цикле планирования производственной и бизнес-деятельности предприятия при обосновании предложений по улучшению качества продукции, (работ, услуг), ИПР, ООС, повышению ТиЭБ и защищенности от ЧС промышленных объектов, входящих в состав предприятия, и включаемых в итоге, соответственно, в Программу менеджмента качества и в Программу экологического менеджмента, или, по решению высшего руководства предприятия, в единую Программу менеджмента.

Контекст организации.

В процессе внедрения и организации сертификации СМ на соответствие МС разработчики и заказчики СМ, руководствуясь требованиями российского законодательства и МС, выработали формат контекста предприятия как формализованного описания предприятия [1].

В описании содержится краткая информация:

об организационно - правовой форме деятельности предприятия и о Структуре административного управления предприятия (о СМ как части административного управления);

о видах осуществляемой деятельности и разрешительной документации на ее проведение и о состоянии техногенной обстановки в районе дислокации производственных объектов;

об основных производственных объектах, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, включая План размещения производственных и административных помещений промышленных объектов, входящих в состав предприятия (Ситуационный план), Общую схему основных технологических процессов производства продукции (проведения работ, оказания услуг), Технологическую схему управления природоохранной деятельностью;

об объектах природопользования с их графической привязкой к местности и о состоянии природной обстановки в районе дислокации производственных объектов;

о номенклатуре продукции, основных работ, услуг;

о нормативной правовой и нормативно-технической базе, в соответствии с которой осуществляется производственная и бизнес-деятельность предприятия, представленной как составная часть СТР. Принципы построения СТР в отраслях и сферах деятельности определены Методическими рекомендациями по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности, утв. приказом Минпромэнерго РФ от 23.05.2006 N 112. Следование требованиям нормативных актов, включенных в СТР, гарантирует на стадии эксплуатации промышленных объектов, входящих в состав предприятия, безусловное соблюдении требований законодательства не только природоресурсного, природоохранного, о техногенной и экологической безопасности и о защите от ЧС, но и что актуально, положениям ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», ФЗ «О техническом регулировании» и соответствующих подзаконных актов;

об основных стейкхолдерах.

В соответствии с требованиями МС формализованное описание предприятия включено в СТО «Руководство применением системы менеджмента качества» и в СТО «Руководство применением системы экологического менеджмента» и является общим для СМК и СЭМ источником информации при разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии СМК и СЭМ и при организации их сертификации. Составные части контекста предприятия должны соответствовать реальному состоянию документации, с использованием которой он разрабатывается.

Лидерство

1). О лидерстве.

Авторами ряда работ (прежде всего, в области политологии) даны различные по форме, но совпадающие по смыслу определения понятия лидерство как процесса социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемого субъектом (лидером).

Разработчики МС раскрывают смысл термина лидерство, перечисляя обязанности высшего руководства по демонстрации лидерства и обязательств в отношении:

● систем менеджмента;

● формирования и актуализации политики менеджмента (экологического или качества), которая должна отвечать «традиционным» требованиям прежних версий МС ;

● распределения ответственности и полномочий между работниками предприятия с целью реализации результативного менеджмента.

Исходя из значимости перечисленных задач, в СТО должны быть представлены подразделы, соответственно, «Экологическая политика», «Политика менеджмента качества», «Организационные роли, ответственность и полномочия» - в формулировке МС ISO 14001:2015, «Функции, ответственность и полномочия в организации» - в формулировке МС ISO 9001:2015, («Права, обязанности и ответственность» - в формулировке прежних редакций МС) и акцентировано внимание пользователя МС на обеспечении лидерства высшего руководства. При этом разработчикам СМ предоставляется право раскрыть содержание термина высшее руководство: то ли это единоличный постоянно действующий орган управления в лице руководителя предприятия, то ли специальный представитель высшего руководства по СЭМ, (назначение которого приказом руководителя предприятия предусматривалось прежней редакцией МС), то ли высший уровень менеджмента предприятия.

2). О Политике менеджмента.

Предложения по актуализации СТО «Экологическая политика предприятия», обусловленные изданием ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «О промышленной политике в Российской Федерации», типовая форма Экологической политики предприятия достаточно детально представлены в работах [4;5]. Учитывая идентичность требований МС к целям разработки и к содержанию Экологической политики и Политики менеджмента качества, рекомендации, представленные в работе [1], могут быть использованы в процессе разработки Политики менеджмента качества.

3). Об органе, координирующем деятельность предприятия в области менеджмента.

Практикой менеджмента подтверждена целесообразность образования Координационного совета СМК/СЭМ, как органа, координирующего деятельность специалистов различных подразделений по разработке и поддержанию в рабочем состоянии, соответственно, СМК и СЭМ, а также назначение специального представителя высшего руководства по СМК/СЭМ.

МС предусматривают обязательность разграничения прав, обязанностей и ответственности работников. Однако, практически формирование орг-штатной структуры проводится учредителем юридического лица уже при разработке его устава, в частности, при определении перечня видов деятельности, функций и задач, выполняемых предприятием. Очевидно, что по результатам разработки СМК и СЭМ высшее руководство должно организовать внесение изменений и дополнений в устав предприятия, в положения о подразделениях и в должностные инструкции специалистов, обусловленные внедрением СМ. Порядок внесения изменений и дополнений не должен противоречить нормам законодательства трудового и о юридической ответственности должностных лиц.

Именно главенствующая роль высшего руководства в организации формирования политики менеджмента, в образовании Координационного совета и в руководстве его деятельностью, во внесении изменений и дополнений в устав предприятия, в положения о подразделениях и в должностные инструкции специалистов, в организации аудитов, анализа и сертификации СМ гарантирует лидерство высшего руководства, что является еще одним фактором, действие которого предопределяет согласованность СМК и СЭМ.

Внедрение и функционирование

1) Об организации планирования управления рисками и операциями

Общая цель процедур, разрабатываемых в цикле РДСА Внедрение и функционирование и документируемых СТО Планирование, Оперативное планирование и управление, Готовность к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и реагирование на них, состоит в том, чтобы гарантировать, что предприятие способно:

при разработке СМК - постоянно повышать качество продукции, (работ, услуг), предотвращать или снижать нежелательные последствия негативного воздействия факторов техногенного или экологического характера на качество;

при разработке СЭМ - рационально использовать природные ресурсы, улучшать природоохранную деятельность, предотвращать или снижать нежелательные последствия негативного воздействия факторов экологического характера на персонал, технологию и продукцию предприятия;

обеспечивать постоянное улучшение СМК и СЭМ.

Специалисты обязаны обосновывать пути достижения целей экологических и в области повышения качества и «встроить» соответствующие мероприятия в бизнес-процессы предприятия, формулируя предложения в плановые документы, принятые в системе планирования предприятия, прежде всего, в Программу менеджмента качества и в Программу экологического менеджмента (при наличии соответствующего решения руководства – в Единую программу менеджмента). Новая редакция МС не предусматривает обязательности разработки Программы менеджмента как отдельного документа. Однако, опыт предприятий свидетельствует о полезности Программы, как документа, обобщающего предложения по улучшению деятельности предприятия на соответствующий период планирования и упрощающего организацию контроля за выполнением запланированных мероприятий в рамках ее бизнес-процессов (например, процесса закупок).

(окончание следует)

Текстовые сноски на индексы в статье

В большинстве случаев предприятия заинтересованы в разработке СМК для промышленных объектов, входящих в их состав, осуществляющих производство продукции и предоставление услуг, т.е. на стадии их эксплуатации. Разработка СМК для иных стадий жизненного цикла промышленных объектов представляет интерес для проектных организаций, или предприятий, имеющих в своем составе специализированные проектно-конструкторские производственные подразделения (отдел, департамент, бюро и т.д.). В этой ситуации процедуры менеджмента на соответствующих стадиях жизненного цикла продукции следует формировать на основе требований Градостроительного кодекса РФ, регламентов по организации изысканий, технико-экономического обоснования (проектирования), включая анализ потребностей и ожиданий стейкхолдеров, испытаний промышленных объектов (технических средств и промышленных сооружений) и т.д.

2 Не объяснено, в чем смысл замены? … и в прежних редакциях МС структура МС, по утверждению их разработчиков, соответствовала циклу PDCA .

3 Разработчиками МС отождествлены понятия согласованность и совместимость.

4 Однако, в отношении всех требований предполагается, что они внедряются и реализуются без исключений, когда предприятие заявляет, что оно соответствует данному МС.

5 Результат указанной демонстрации существенно зависит от имиджа органа сертификации СМ и от юридической значимости (юридического статуса) выдаваемого им сертификата, которая при добровольной сертификации фактически устанавливается заинтересованными сторонами. Из сказанного следует целесообразность введения приложения к сертификату о соответствии СМ требованиям МС, в котором присутствовала бы информация о масштабе и структуре тех аспектов, которые определены предприятием, которыми оно может управлять, а также о применимости МС полностью или частично для повышения результативности менеджмента.


Г.П. Серов,
д.ю.н., к.т.н., профессор,
НП «Экологическая аудиторская Палата»,
г. Москва,
Л.А. Смоленцева,
директор, ООО «ЦЕНТР-ИНФОРМ», г. Ярославль,
Н.С. Парусова,
директор, ЧОУ ДПО ССМ «ЦЕНТР-ИНФОРМ», г. Ярославль.