Font Size

Cpanel

Залив Анива как кладбище кораблей, или «детский сад» морских обитателей?

zabaraАкватория залива Анива, в силу экономического развития и геополитического положения характеризуется высоким уровнем оснащенности водными транспортными средствами гражданского и военного флотов. По истечении срока эксплуатации некоторые из них списываются. После списания судьба водных транспортных средств различна. Некоторые приобретают новых владельцев, некоторые направляют на разделку и утилизацию, другие и вовсе не утилизируются полностью (для получения быстрой прибыли с них снимаются части, содержащие цветные металлы, судовое имущество, а корпуса бросаются в прибрежной части или затапливаются). Особую тревогу вызывают водные транспортные средства, относящиеся к последней группе. Нахождение судов в этих метах ведет к возникновению необратимых процессов деградации природной среды и представляет реальную экологическую угрозу для акватории залива.

Термин «кладбище кораблей» применяется к местам скопления большого количества затонувших кораблей, которые не были подняты человеком. Кладбища могут сформироваться в местах, где навигация затруднена или опасна. Или же большое количество судов было сознательно уничтожено в одном месте, например, затопление Флота открытого моря. Вокруг Сахалина и Курил находится около 200 брошенных и затонувших судов. Много бесхозных судов находится и в акваториях морских портов. Среди брошенных и порой полузатопленных судов более 70 процентов – рыболовные. Значительная их часть – браконьерские, оказавшиеся на кладбище кораблей по воле пограничников, которые пресекли их незаконную деятельность в наших территориальных водах или эконом зоне.

Кладбище кораблей в заливе Анива образовалось в 1994 году, после неслыханного шторма, во время которого было выброшено на берег около десятка судов. Многие были разбиты о пирсы и ремонту не подлежали. Оставлены в этом месте для дальнейшего разбора и утилизации, которая затянулась до сегодняшнего времени, и вместо утиля только пополнялась «экспонатами». Так место ли данным «экспонатам» в заливе?

Залив Анива - залив Охотского моря, у южного берега острова Сахалин, между полуостровами Крильонский и Тонино-Анивский. С юга он широко открыт в пролив Лаперуза. Площадь залива составляет более 5000 км2. Общая протяженность береговой линии залива – более 230 км. Общая площадь прибрежной зоны, ограниченной 50-метровой изобатой, равна 1157,5 км2 (около 20% об общей площади залива Анива). Особенности географического положения и океанологические условия оказывают значительное влияние на формирование морской ихтиофауны, более богатой по сравнению с северными участками шельфовой зоны Сахалина. Режим формируется взаимодействием двух течений: холодного Восточно-Сахалинского и теплого течения Соя, часть струй которого подходит с юга.

<Рис_1 а,б,в,г>

Рис. 1. Кладбище кораблей в заливе Анива Охотского моря

Залив Анива является исключительно богатым рыболовным районом и имеет огромное значение для сохранения и воспроизводства морских биоресурсов. Залив даже называют «родильным домом» или «детским садом» морских обитателей. Здесь проходит нерест, нагул и зимовка ценных промысловых видов беспозвоночных (крабов, креветок, шримсов, гребешков, трубача, трепанга, кукумарии). Залив перспективен для промысла сельди, корюшки, камбал, минтая. Центральная часть залива Анива (как раз там, где произошел сброс гигантского объема грунта) имеет важнейшее значение как район массового воспроизводства краба-стригуна. Здесь также находится выростной район этого вида, откуда подросшая молодь распространяется на всю южную часть Охотского моря. Очень велико значение залива в промысле лосося - здесь ежегодно добывается около 25% от общего сахалинского улова горбуши. На берегах Анивы находятся три лососеворазводных завода и два рыбоводных питомника. Благодаря своим природным особенностям, залив имеет большие перспективы для развития марикультуры. В лагуне Буссе, расположенной всего в нескольких десятках км от будущего крупнейшего в мире завода СПГ, сосредоточены уникальные запасы ценнейшей водоросли анфельции - важного сырья пищевой и фармацевтической промышленности. Помимо своей промысловой ценности, залив Анива является местом обитания редких и исчезающих видов водных организмов:

● сахалинского тайменя, занесенного в Красные Книги РФ и Сахалинской области;

● краснокнижного моллюска - деформированного пирулофузуса;

● эндемика заливов Анива и Терпения - нептунеи туберкулята;

● морских млекопитающих, занесенных в российскую и международную Красные Книги: касатки, белокрылой морской свиньи, серого дельфина, полосатого продельфина, сивуча.

Залив Анива относится к водоему первой рыбохозяйственной категории.

Рыбохозяйственная категория водных объектов определяется в соответствии с нормативом «Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов. ГОСТ 17.1.2.04-77». Согласно п. 7 этого ГОСТа, все водные объекты делятся на три рыбохозяйственные категории:

● «п. 7.2.1. Водными объектами высшей (особой) категории являются: места нерестилищ; массового нагула и зимовальные ямы особо ценных видов и других промысловых водных организмов; основные нерестилища, места массового нагула и зимовальные ямы ценных видов;…

● п. 7.2.2. Водные объекты первой категории – используются для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода.

● п. 7.2.3. Водные объекты второй категории – используются для других рыбохозяйственных целей.»

Т.е. наличие мест нерестилищ, нагула и зимовки особо ценных и ценных, а также других промысловых водных организмов позволяет отнести данный водный объект к высшей (особой) рыбохозяйственной категории. В соответствии с тем же ГОСТом (п.6), к особо ценным видам относят: «виды, дающие продукцию особой ценности вне зависимости от масштабов и наличия их промысла в данном водном объекте, например, лососевые, осетровые, морская выдра». К ценным видам, согласно того же пункта, относят: «виды, являющиеся важными объектами промысла или организованного любительского лова, например, лещ, вобла, судак».

Большинство этих видов нерестится, нагуливается или зимует в заливе Анива, при этом в заливе практически не существует участков, исключенных из данных жизненных процессов перечисленных объектов промысла.

Всякий, кому приходилось ездить в Корсаков, наверняка обращал внимание на ржавые корабли, которые явно не красят прибрежный пейзаж между селами Соловьевка и Первая Падь. Между тем стоят там эти затонувшие суда еще с середины 1990-х годов. Можно даже назвать точную дату, когда сели на мель два из них, – 13 октября 1994 года.

В тот день с утра синоптики дали очень плохой прогноз погоды, начинался сильный шторм. Два судна «Зверево» и траулер «Валентин Котельников» выбросило на мель, в районе Второй и Третьей Пади, принадлежащие базе океанического рыболовства. Еще одно судно, которое сейчас ржавеет в этом же прибрежном районе, когда-то называлось «Серебрянка». Перегнала его из Архангельска на Сахалин коммерческая фирма для совершения пассажирских коммерческих рейсов в Китай, Республику Корею. Менялись хозяева «Серебрянки», набирались новые экипажи. В конце концов, одной из команд не выплатили зарплату, и она в полном составе списалась на берег. А судно превратилось в своего рода «сахалинский летучий голландец». Его носило по всему Анивскому заливу, пока в результате очередного сильного шторма не выбросило на мель.

Вопрос об утилизации затонувших судов никогда не оставался без внимания. Например, еще в апреле 2005 года правительством РФ было дано указание подготовить концепцию федеральной целевой программы подъема и утилизации затонувших кораблей, судов и иных объектов во внутренних водах и территориальных морях РФ. Причем независимо от принадлежности судов. В рамках этой концепции на Сахалине работала группа. Была разработана экологическая программа реабилитации прибрежных территорий Сахалина и Курильских островов от затонувших кораблей. В этом научном труде приводились такие цифры: по данным Сахалинской специализированной морской инспекции на 2005 год, в прибрежной зоне о. Сахалин скопилось около 180 судов, выброшенных на мелководье и находящихся в затопленном состоянии в ковшах портов.

В 2008 году в СМИ были даны объявления для владельцев затонувших судов о необходимости поднять свое имущество. Но владельцы так и не откликнулись.

Проблема брошенных судов недавно обсуждалась на заседании областного совета по морской деятельности при правительстве Сахалинской области, что подтверждает ее значимость для нашей островной области. У местной власти средств на утилизацию судов нет, по линии федеральной власти деньги выделяются небольшие. Еще одна проблема брошенных кораблей: подрядчики соглашаются на утилизацию верхней, более легкой и менее затратной для разделки части кораблей, а их затонувшие и занесенные илом основы вытаскивать не хотят.

Проблема очистки морской акватории и береговой линии Анивского залива от брошенных судов остается не решенной.

По всей видимости проблемы организации очистки морской акватории и береговой линии Анивского залива от брошенных судов и их утилизация не решались еще потому, что поиски судовладельцев, мероприятия по ликвидации брошенных судов и нормативно-правовые аспекты все эти годы рассматривались только с позиции воздействия на собственников судов как на судовладельцев. И совсем не принималось во внимание, что большинство брошенного имущества утратило свои морские качества и превратилось в судовой лом.

Анализ основных понятий, используемых в Российском законодательстве по обращению с отходами и в других источниках позволяет сделать следующий вывод: по действующему законодательству в России, регулирующему отношения в области обращения с отходами, водные транспортные средства, выведенные из эксплуатации, необходимо рассматривать как отходы производства по следующим признакам:

● во-первых, они пришли в негодность,

● во-вторых, утратили свои потребительские свойства,

● в-третьих, представляют собой лом черных и цветных металлов, сплавов и других материалов, которые могут быть использованы как вторичное сырье.

Таким образом, водные транспортные средства, выведенные из эксплуатации, являются отходами производства, деятельность по обращению с которыми регулируется соответствующим законодательством. По Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны в установленном порядке:

● оформлять эту деятельность;

● предусматривать места для сбора отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами (статья 10);

● разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (статья 18);

● платить за размещение отходов (статья 23).

Брошенные суда, как судовой лом, попадает под категорию отходов производственного пятого класса опасности и обращение с ними определяется нормативно-правовыми документами, регламентирующие сферу обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации.

В связи с тем, что собственники судов не откликнусь и были не найдены, за негативное воздействие на окружающую среду к экономической и юридической ответственности никто не привлекался. Вместе с тем правовая база по возмещению вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства и нормативно-методические документы по возмещению экономического ущерба от выбросов, сбросов и размещения отходов в окружающую среду в РФ действуют с 1992 года.

На сегодняшний день по мере разрушения корпуса в акваторию попадает коррозирующее железо. Брошенные суда являются не только источником повышенного загрязнения донного осадка, но и являются искусственным препятствием на пути переноса загрязняющих веществ водными массами залива. Брошенные и затопленные суда ограничивают возможности хозяйственного использования прибрежных районов (развития прибрежного рыболовства, возрождения прибрежных поселков, разведения мари-культуры и т.п.).

Можно сделать выводы:

1.Проблема утилизации списанных, брошенных судов, является одной из самых острых экологических проблем, которая до настоящего времени остается не решенной.

2. Причины создавшейся ситуации:

● отсутствие контроля со стороны исполнительной власти

● не обозначены службы, на которые возложены обязанности учета брошенного мусора и контроля за его утилизацией;

● отсутствует нормативно-правовая база оценки ущерба, наносимого окружающей среде брошенным имуществом в прибрежной зоне.

Для решения проблем очистки морской акватории Анивского залива от брошенных судов, необходимо разработать комплексную систему их сбора, переработки и утилизации.

Литература

1. Водный кодек РФ.

2. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, от 29 декабря 1972 г.

3. ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( в редакции федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

5. Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

6. Приказ МПР от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

Алина Игоревна Забара, специалист, отдел Экологической и промышленной безопасности,
ООО «РН-СахалинНИПИморнефть», член Русского географического общества